UA-11904844-8

В Западной Европе на протяжении веков люди возводили готические соборы и замки. Города соревновались друг с другом в стремлении построить самый красивый храм. Во Франции взмыли ввысь соборы Шартра, Реймса и Амьена, и каждый из них превосходил предыдущий высотой сводов и размером ажурных окон. Жители Шартра так хотели быстрее построить новый собор, что, когда у них не было лошадей для телег, они сами тащили камни на строительную площадку.

 собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре, Флоренция, архитектор Ф. Брунеллески

В те времена инженеры ещё не знали про действие основных сил — сжатия и растяжения, влияющих на прочность конструкции. Они получали этот опыт в процессе строительства. Иногда они совершали ошибки, и тогда здания рушились. Постепенно строители научились делать более точные расчёты, лучше распределять вес сводов на контрфорсы и арки и возводить тонкие каменные шпили, которые будто стрелы пронзали облака. В то время как в Китае строился Запретный город, в архитектуре Европы произошли большие изменения. А началось всё с Италии.

Здесь, на родине древнеримской цивилизации, руины мостов, храмов и театров были неотъемлемой ча­стью городов. И хотя итальянцы иногда строили готические церкви и копировали византийские здания, они не забывали о культуре своих предков. Итальянцы знали, что древние римляне жили не в замках, а в элегант­ных дворцах и виллах, что их жизнь протекала в роскошной и изысканной обстановке, о которой теперь можно было только мечтать. И тогда потомки римлян, в надежде, что когда-нибудь смогут стать достойными наследниками своего великого прошлого, начали стро­ить здания в римском стиле. Это было началом пери­ода, который мы называем Ренессанс, — времени воз­рождения классической архитектуры Древнего Рима и Древней Греции.

 церковь Сант-Андреа

Церковь Сант-Андреа, Мантуя, архитектор Л. Б. Альберти

Когда архитекторы эпохи Возрождения попытались воссоздать античные здания, они поняли, что у них слишком мало для этого знаний. Им было известно, что римляне использовали полуциркульные, а не стрельчатые арки, они также имели представление о классичес­ких архитектурных ордерах: дорическом, ионическом и коринфском. Они приезжали в Рим, чтобы изучить сохранившиеся там храмы, но изучать было почти нечего — большинство римских зданий лежало в руинах.

Архитекторы эпохи Возрождения были похожи на поваров, у которых есть необходимые продукты, но нет рецепта. Осознав, что им не под силу скопировать римские сооружения, они стали создавать свои классические здания.

Во Флоренции Филиппо Брунеллески возвёл над собором Санта-Мария-дель-Фьоре удивительный купол, придавший городу поистине римское величие.

Другой архитектор, Леон Батиста Альберти, написал книгу о классической архитектуре и построил церковь в Мантуе, основой которой стала огромная рим­ская арка. Третий мастер, Донато Браманте, возводил в Риме дворцы в классическом стиле, но самой успешной его постройкой стал маленький круглый храм, который итальянцы назвали Темпьетто — «храмик». Все эти здания были настолько прекрасны, что Папа Рим­ский принял решение перестроить в новом стиле главный католический храм — собор Святого Петра.

церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио 

Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (Темпьетто), Рим, архитектор Д. Браманте

Довольно быстро классическая архитектура рас­пространилась по всей Европе. И немаловажную роль в этом сыграл простой каменщик по имени Андреа Палладио из итальянского городка Виченца.

Великие здания. Мировая архитектура в разрезе