UA-11904844-8

Белоковский В. В. Художественное плаваниеВ по­собии рассматриваются этапы развития художественного синхронного плавания, вопро­сы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.

Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественно­го плавания.

Белоковский В. В. Художественное плавание. М.: ФиС, 1985. 112 с. 

Содержание

От автора

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЛАВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЛАВАНИЯ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНЫЕ ПОЗИЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ФИГУР ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ФИГУРЫ

Первая группа
Вторая группа
Третья группа
Четвертая группа

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Выбор музыкального материала
Композиция движений и пластика в произвольной программе

ЭКИПИРОВКА ВОДНОЙ ФИГУРИСТКИ

МЕТОДИКА СУДЕЙСТВА

Методика оценки обязательной программы
Методика оценки произвольной программы

 

Художественное синхронное плавание

 

От автора

Среди видов спорта не так много таких, где оценка выступления спортсмена во многом определяется выразительностью дви­жений. К таким видам относятся художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду, акробатика и, на­конец, художественное плавание.

Становление художественного плавания охватывает период более чем в 50 лет, если считать точкой отсчета первые неофици­альные соревнования по выполнению фигур на воде в 20-е гг. Человек, умеющий плавать, никогда не ограничивался только покорением скорости или преодолением водного пространства, свое превосходство в воде он стремился выразить и в совершен­стве движений. Так появились упражнения, отдаленно напомина­ющие современные фигуры художественного плавания. В старин­ной книге Тевено Мельхиседека, жившего в XVIII в., которая была издана в Москве в 1867 г., об этих фигурах сказано следую­щее: «Не думайте, что все сии затейливости, или хитрости, все сии роды оборотов, показанных здесь мною, имели предметом одну только чистую приятность или удовольствие. Каждый из сих спо­собов заключает в себе особенную пользу в том бесчисленном множестве важных и опасных случаев, в которых мы можем на­ходиться. Тот, например, который умеет играть искусно ногою во время плавания, делается некоторым родом повелителем стихии, поддерживающей или носящей его».

Не случайно упражнения на воде, демонстрирующие ловкость, умение владеть своим телом, в начале XX в. стали включать в программы соревнований по прикладным видам плавания. Одно­временно фигурное плавание демонстрировалось на Москве-реке во время водных праздников с участием лучших пловцов, ны­ряльщиков и гребцов, а также на Неве. Мог ли кто-нибудь предположить тогда, что из перестроений на воде, оригинальных переходов из одного положения тела в другое возникнет новый, самостоятельный вид спорта?

Можно выделить две черты, уже тогда обозначившие ценность будущего вида спорта,— прикладное значение и эстетическую зрелищность.

Современное художественное плавание требует от занимаю­щихся не только умения хорошо плавать, нырять, владеть элементами акробатики, но и обладать музыкальным и художест­венным вкусом. Неоспоримо и оздоровительное значение занятий художественным плаванием. Растет число поклонников этого ви­да спорта в нашей стране и за рубежом. Особенно приятно от­метить, что на сессии МОК, состоявшейся в Москве летом 1980 г., этот вид спорта был провозглашен олимпийским. Председатель комитета по художественному плаванию Международной люби­тельской федерации плавания (ФИНА) Дж. Армбруст в интервью советским корреспондентам заявил: «Символично, что именно в Москве, на Олимпиаде-80, осуществилась многолетняя мечта всех, кто предан художественному плаванию,— наш вид спорта стал олимпийским. Знаю, какой заботой и вниманием окружен спорт в Советском Союзе. Поэтому уверен, что эти добрые традиции сохранятся и по отношению к художественному плаванию».

Путь развития этого вида спорта — от первых показательных выступлений водных фигуристок до олимпийского признания — не назовешь легким. Энтузиасты фигурного, а впоследствии художе­ственного плавания помнят о долгих годах подготовки и совер­шенствования правил соревнований, о бесконечных спорах по терминологии и конечно же о первых официальных соревнова­ниях.

Эта книга ознакомит читателей с первоначальной техникой выполнения основных передвижений и фигур, методикой обуче­ния и некоторыми особенностями судейства по международным правилам соревнований.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.  - 112 с. С. 3-4.