UA-11904844-8

Белоковский В. В. Художественное плавание

ПРОИЗВОЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Давно прошло то время, когда водные фигуристки выступали под аккомпанемент духовых оркестров. На смену им пришли граммофоны, а затем и магнитофоны. Понадобилось озвучить во­ду — и были изобретены подводные динамики. В практике судей­ства появились судьи по звуковому сопровождению, а судьям-арбитрам потребовались знания по музыкальному воспитанию. Это вполне понятно, так как в правилах соревнований записано: при оценке произвольных выступлений необходимо принимать во вни­мание интерпретацию музыки и согласованность движений с му­зыкой.

ВЫБОР МУЗЫКАЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

Отбор музыкального материала для фонограммы выступле­ния—сложный и ответственный этап тренировочного процесса.

Продолжительность музыкального сопровождения должна со­ответствовать правилам соревнований:

Для девочек до 12 лет

Одиночная программа    2,5 мин±15 с

Парная программа       3,0 мин±15 с

Групповая программа    4,0 мин±15 с

Для девочек 13—14 лет и юниорок 15—1-7 лет

Одиночная программа    3,0 мин±15 с

Парная программа       3,5 мин±15 с

Групповая программа    4,5 мин±15 с

Для девушек старше 17 лет

Одиночная программа    3,5 мин±15 с

Парная программа       4 мин±15 с

Групповая программа    5 мин±15 с

Каждая участница (пара, группа) не ограничивается в выбо­ре материала музыкального сопровождения и хореографии. В вы­ступлениях спортсменок тренер и хореограф-постановщик в опре­деленной мере выражают и свои собственные музыкальные вкусы.

Существует несколько способов подбора музыкальных произ­ведений. Первый, наиболее распространенный способ — прослу­шивание записей, грампластинок, наиболее понравившихся испол­нений музыкальных произведений. Выбирают небольшие музы­кальные пьесы, музыкальные фрагменты, например из балетной. музыки; успехом пользуются легкая оркестровая музыка, инстру­ментальные аранжировки популярных мелодий и песен.

Второй способ — составление перечня произведений с интерес­ной драматургией; попытка проникнуть в их содержание при мно­гократном прослушивании, а не ориентировать заранее спортсмен­ку на популярную музыку. Здесь (как, впрочем, и в других спо­собах)  необходима  консультация музыковеда.  Содержание музыкального произведения, его структура должны соответство­вать артистическим и темповым возможностям спортсменок, их технической и пластической подготовленности. Прослушивая ото­бранные записи, тренер должен ориентироваться на возможности спортсменки- выполнить такое количество сложных, средних и легких фигур и их комбинаций, которое диктуется музыкальными акцентами, темповыми эпизодами и другими длительностями фраз. При этом он должен продумать правильную расстановку вы­полнения трудных комбинаций и совпадение акцентов движений с развитием темы и ее финалом. Хореограф-постановщик, в свою очередь, работает над пластическим решением движений. Он же может ответить на вопрос: удастся ли спортсменке раскрыть образно-эмоциональное содержание музыки при данном уровне под­готовленности? Заметим, что не всегда после первых прослушива­ний спортсменка понимает свою задачу. Только после ознаком­ления с содержанием произведения, историей его написания и примерами его интерпретации в спектакле или в хореографиче­ской постановке она может проникнуться идеей создания своего решения. И тренеру, и хореографу, и участницам выступления необходимо разобраться в построении выбранного музыкального произведения и ответить на следующие вопросы: какие темпоритмические характеристики в нем? сколько частей в музыкальном тексте? есть ли в нем завязка, развитие, логическое окончание? какова форма произведения и позволяет ли она показать владе­ние техникой фигур и их комбинаций (разных по времени выпол­нения и по количеству)?

Следует обратить внимание на то, что первый способ подбо­ра — в угоду популярности музыкального сопровождения — ста­вит тренера и хореографа в зависимое положение: задан ритм, один за другим следуют рефрены, кадансы, которые вынуждают как бы нанизывать на эту ось имеющийся арсенал технической подготовки спортсменки через заданные промежутки времени. Таковы, например, музыкальные пьесы, написанные в форме рон­до, в куплетной форме, в танцевальных ритмах. Второй способ предоставляет спортсменке возможность показать свое мастерст­во в более выгодном ключе, т. е. с использованием развития му­зыкальной темы и ее содержания. Для этого подбираются такие музыкальные пьесы или фрагменты произведений, в которых сме­на темпоритмических характеристик удачно соответствует распре­делению частей произвольной программы.

Третий способ подбора музыкального материала — использо­вание частей из нескольких музыкальных произведений (одного или нескольких композиторов) и соединение их в одну фонограм­му. Этот способ наиболее распространен в настоящее время. Не­обходимо делать монтаж записи на музыкально грамотном, про­фессиональном уровне. Сначала отбираются купюры из фрагмен­тов произведений; каждый фрагмент соответствует определенной части композиции произвольной программы. Затем эти части вни­мательно прослушиваются и прорабатываются на суше с имита­цией движений по времени, некоторые из них проверяются по темпу исполнения в воде. Затем, после внесения коррективов по вре­мени, все части перезаписывают на одну пленку с соблюдением правил технического редактирования фонограмм. Подбор музы­кальных отрывков, способствующих раскрытию индивидуальности спортсменки, из разных частей одного большого произведения дает лучшие результаты, нежели использование одной 3—4-минут­ной купюры. При смонтированной фонограмме проще распреде­лить моменты выполнения необходимого количества фигур, их комбинаций, проплывов, статических поз, и в целом впечатление от произвольной программы улучшается. Здесь есть возможность сбалансировать выполнение легких и трудных фигур по заранее намеченному плану.

Наибольшее распространение в синхронном плавании получи­ли фонограммы, состоящие из фрагментов однородных по оркест­ровке произведений. Однако начинают применяться и очень слож­ные компиляции, где стыковка разнородных инструментовок обес­печивается применением синтезатора.

Четвертый (вероятно, самый идеальный) способ подбора му­зыкального материала — использование произведения, специально написанного композитором. Безусловно, этот способ требует боль­шой творческой работы и может быть предназначен только для спортсменок высшего класса. Тренер заранее разрабатывает про­извольную композицию движений, расставляет в ней все требуе­мые фигуры, комбинации и элементы, строит динамику программы в соответствии с оптимальными условиями для реализации тех­нической и функциональной подготовки спортсменки. Композитор будет учитывать эту «партитуру», беря ее за основу для своей музыкальной формы.

Возвратимся к проблеме выбора музыкальных фрагментов из имеющейся музыки, поскольку этот метод создания сопроводи­тельных фонограмм является основным на сегодняшний день и еще долго будет применяться на практике.

Установлено, что успех спортсменки во многом опеределяется удачным выбором музыкального материала и его образным ре­шением. Очевидна и трудность подбора музыкальных эпизодов, так как требования к фонограмме обусловлены регламентирован­ным временем, наличием законченной драматургии, где должны быть экспозиция образа, его разработка, кульминация и развяз­ка с финалом. Все это нужно продемонстрировать в сжатом от­резке времени, с необходимостью контрастных темповых эпизо­дов, так как помимо художественной задачи спортсменка должна продемонстрировать возможности технической подготовки. Эти специфические условия в большинстве случаев требуют обраще­ния к законам художественной композиции. Необходимо соеди­нить разнородные музыкальные эпизоды в единое смысловое целое.

При разработке музыкального сопровождения не следует за­бывать о проблеме возрастной ориентации произведения. Так, не­правомочно строить выступление юной спортсменки на музыкаль­ном материале, предназначенном выразить сложную гармонию зрелого женского образа. Не менее важна правильная оценка масштабности музыкального материала. Необходимо соразме­рять выразительные возможности спортсменки и выразительные средства оркестровки. В бушующих потоках полифонических волн оркестра движения одиночки в большом прямоугольнике бассей­на выглядят жалкой, отчаянной попыткой привлечь к себе вни­мание. Вот почему, например, при подборе музыкальных произ­ведений в художественной гимнастике отдают предпочтение пье­сам, написанным для одного инструмента.

Соразмеримость возможностей спортсменки и музыкального материала имеет отношение и к ритму. Ритм в музыке—это чередование и соотношение музыкальных длительностей и акцентов. От ритма должна зависеть художественная сторона решения пластики движений. Слабое, а точнее антихудожественное реше­ние ритмической структуры движений мы наблюдаем часто в произвольных программах, когда, например, искрометные звуки чардаша обозначаются редкими акцентированными движе­ниями.

Насколько убедительнее выглядит выступление спортсменок, в котором достигнуто целостное художественное впечатление бла­годаря диалогу музыкального сопровождения и двигательной конструкции. Динамика музыкальной фразы должна отражаться в пластике движений спортсменки. Так, протяженные фразы мощ­ного звучания требуют от спортсменки таких же мощных и дли­тельных действий, что не под силу даже группе, не говоря уже о паре или одиночке.

Музыкальный материал обладает эмоциональной заданностью, обусловленной жанром и тематическим характером, следователь­но, при разработке музыкального сопровождения необходимо учитывать психофизические особенности спортсменки. Не всякой спортсменке удается раскрыть эмоциональность произведения героического характера, зато больше подходит музыка романтико-лирического плана. Можно удачно подобрать исполнительни­цу для драматического и даже комического решения музыкально­го образа. Чтобы музыка не оказалась только фоном, тренер должен хорошо знать эмоциональные возможности воспитанниц.

История разработки музыкальных сопровождений произволь­ных программ знает много удачных примеров, свидетельствую­щих об умелом обращении с произведениями русских и зарубеж­ных классиков, с эстрадными и джазовыми пьесами. Приятно отметить, что некоторые тренеры и хореографы союзных респуб­лик, совсем недавно начавшие работать в новом для них виде спорта, умело используют музыкальное богатство лучших нацио­нальных композиторов. Однако встречаются (и довольно часто) тиражированные образцы расхожей музыки сомнительного эсте­тического вкуса. Ни спортсменки, ни тренеры не знают автора, а также источник, откуда взята музыка. Как правило, это музыка, пользующаяся бурным, но быстро проходящим успехом или оче­редная модная аранжировка—попурри из классических произведений. Было замечено, что погоня за популярностью не гаран­тирует успеха стилевого и образного решений произвольной про­граммы. Зрителю, не искушенному в тонкостях вида спорта, приятно ласкает слух полюбившийся шлягер, а судье-арбитру, оце­нивающему слабое решение музыкальной темы, непонятны апло­дисменты, предназначенные не спортсменке, а модной аранжи­ровке. Не меньшее осуждение вызывает заимствование для про­извольных композиций музыкальных фрагментов из балетных спектаклей, где композитор создает образ большого философского звучания.

Также нельзя считать удачным увлечение исключительно тан­цевальной музыкой, особенно для солисток. Эта музыка сочиня­ется для совершенно конкретных условий, и поэтому спортсменкам в воде не удается передать темп, ритм и особенно характер движений ногами в танце. Иное дело, если танцевальная часть показана в программе в виде фрагмента, за это время можно создать яркое впечатление танца в воде. Заметим, что однопла­новая по назначению музыка—даже развлекательного жанра — приводит к монотонному решению движений, следовательно, пред­почтительно отбирать произведения с переменными темпом и ритмом.

Рассматривая вопрос о применении различных аранжировок музыкального материала первоисточника, взятого чаще из клас­сики или из фольклорных произведений, следует сказать о спе­цифике восприятия звука. Так, использование фонограмм ритми­ческих аранжировок с необычайно высоким уровнем воспроизведения звука в бассейне сильно притупляет восприятие движений. Наступает как бы разрыв между слуховой и зрительной инфор­мацией, что, по мнению квалифицированных музыкальных ре­жиссеров, приводит к досадной потере целостного художествен­ного воздействия. Из этого не следует, что аранжировки в прин­ципе не годятся, если они выполнены с сохранением идеи первоначального материала.

Интересны и удачны примеры использования музыкальных произведений с мотивным развитием. Распевные музыкальные фрагменты дают возможность выгодно подчеркнуть плавность движений в воде. А сменяющиеся синкопированные фрагменты используются для резкой смены направления движений и быст­рых действий. Но мотив дает лишь возможность соединять фигуры, выполнять переходы из одной позиции в другую, не раскрывая смысловой характеристики. Точно так же в групповых выступле­ниях мотив хорошо сочетается с динамикой рисунка композиции.

Смысловая и образная задачи решаются только с помощью пластики движений, но об этом разговор впереди.

Ограничений в выборе музыкальных жанров нет, как не мо­жет быть и рецептов, предписывающих использовать только сим­фоническую классику или легкую эстрадную музыку. Правильнее о выборе можно сказать словами известного музыкального кри­тика Л. С. Гениной: «...мне кажется, что формула «пусть каждый выбирает то, что ему ближе»,— справедлива, но только давайте договоримся о том, что каждый имеет право выбирать то, что ему ближе из огромного мира настоящей музыки...»

Утвержденная в правилах соревнований свобода в выборе му­зыки на практике становится ответственной задачей.

При подборе музыкального материала для эмоционально-об­разного раскрытия его спортсменкой необходимо помнить, что не всякое музыкальное произведение несет в себе идейно-художест­венный воспитательный потенциал. Выступления с произвольными программами, как правило, собирают наибольшее число зрителей, часто транслируются по телевидению и, следовательно, влияют :на формирование эстетического вкуса. Мы не можем ориентиро­ваться на самую низкую ступень градации вкуса: нравится — не нравится, ибо эта примитивная реакция приравнивается к невысказанной оценке. С развитием художественного вкуса она обяза­тельно усложняется, осознается личностью и может оказывать влияние на чувственные переживания человека. Воспитание эсте­тического вкуса связано с мировоззрением человека, с эстетиче­скими факторами социальной среды. Спортсменки, занимающие­ся в детских, юношеских спортивных школах, командах ДСО и ведомств по программе, обязательно должны овладевать основа­ми музыкального образования, посещать концерты, знакомиться с новыми музыкальными записями, лучшими произведениями оте­чественной и зарубежной классики.

Белоковский В. В. Художественное плавание.

Фигура 150. Сабмарина