UA-11904844-8

Белоковский В. В. Художественное плавание

Настоящее методическое пособие посвящено синхронному плаванию - виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.

В по­собии рассматриваются этапы развития художественного плавания, вопро­сы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.

Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественно­го плавания.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.

Произвольная программа

КОМПОЗИЦИЯ ДВИЖЕНИЙ И ПЛАСТИКА

Начало композиции

Произвольная программа начинается с мо­мента включения фонограммы, которое производится по сигна­лу помощника судьи или старшего арбитра. После объявления фамилии участницы и ее выхода на старт судья должен убедить­ся, что она заняла исходное положение и готова начать выпол­нение программы. Произвольная программа может начинаться на бортике бассейна (в любой его точке) или непосредственно в во­де. Выполнять движения на бортике бассейна разрешается не более 20 с. Если при выполнении групповой композиции спорт­сменки входят или прыгают в воду не одновременно, то отсчет времени ведется от первых звуков аккомпанемента до вхождения в воду последней участницы. Хотя в правилах соревнований ни­чего не сказано о судействе движений на бортике бассейна, эти движения играют далеко не последнюю роль в создании предва­рительного впечатления о гармоничности всей композиции. Если вспомнить, как беспомощно и невыразительно выглядели движе­ния на суше участниц первых соревнований по художественному плаванию, и сравнить их с сегодняшними, то становится понят­ным внимание, которое уделяют им судьи. В эти короткие мгно­вения оцениваются и хореографическая подготовка, и костюм участницы, и ее артистизм, и оригинальность вхождения в воду.

Движения на бортике бассейна по характеру и пластике долж­ны соответствовать содержанию основной темы произвольной программы. Это экспозиция, т. е. первый раздел движений, со­держащий изложение основного тематического материала, даже если он дан краткими хореографическими приемами. Здесь мо­гут быть применены позы для пар и групп, поддержки типа пар­терных поддержек в балете, элементы пантомимы, акробатические упражнения и танцы. Завершаются движения на бортике прыжком в воду, спадом, соскальзыванием и т. п.

Некоторые спортсменки отказываются от выполнения движений на бортике, учитывая их необязательность по правилам соревно­ваний. Происходит это по двум причинам. Первая причина — пло­хая подготовка, неуверенность в хорошем прыжке, аккуратном погружении в воду. Вторая причина состоит в том, что экспози­ция по фонограмме не укладывается во времени и спортсменка переносит ее в воду. Всякое вхождение в воду с резким погру­жением (как это бывает после прыжка) требует музыкальной паузы или специально вмонтированного звукового отрезка, не­обходимого для перемещения спортсменки под водой. В парном выступлении этот отрезок времени используется для подготовки первого выталкивания или взаимодействия в центре бассейна. В групповом выступлении вхождение в воду часто бывает каскад­ным: первые номера должны занять исходное положение для по­строения группы и ожидать под водой остальных участниц. Часто эффектное передвижение в воде требует аккуратного погружения, чтобы неизбежно вызванное волнение на поверхности воды ми­нимально мешало наблюдать за спортсменками сверху. И, напро­тив, это требование исключается при маскировке построения груп­пы под водой.

Передвижение в композиции

Перемещение спортсменок в бас­сейне при выполнении произвольной программы планируется за­ранее. Надо исходить из возможности преодолеть возможно боль­шее расстояние в квадрате бассейна, чтобы все судьи-арбитры могли одинаково хорошо видеть спортсменок, когда они проплы­вают вблизи. Часть композиции выполняется в центре бассейна на одинаковом удалении от всех судей. Композиция должна ориентироваться на основные трибуны бассейна таким образом, чтобы самые эффектные, кульминационные моменты просматри­вались в наиболее выигрышном ракурсе. Заканчивается компо­зиция, как правило, в центре бассейна. Целесообразно при раз­работке схемы передвижения пользоваться уменьшенным планом, на котором пунктиром наносится путь спортсменки, пары, участ­ниц группы с обозначением мест остановок для выполнения ком­бинаций, фигур, подводных движений, выпрыгиваний, выталкива­ний и т. д. Наиболее распространенный путь передвижения для солисток и пар после выхода в центр—смещение к одной из три­бун и движение по замкнутому кругу с возвращением в центр. В 25-метровом бассейне хорошо подготовленные фигуристки успе­вают преодолевать расстояние по периметру более чем в полтора круга. Могут применяться и другие траектории движения, напри­мер по форме восьмерки, девятки. Моделирование траекторий пе­ремещения спортсменок в группе производится из всех основных последовательных фаз. Они изображаются на отдельных стра­ничках, чтобы перестроения не наслаивались одно на другое.

Техника передвижения спортсменок должна отвечать следую­щим требованиям:

1) соответствовать темпу музыки;

2) обеспечивать непрерывность движения между выполнени­ем фигур и их соединений, а в ряде случаев — передвижение в. позициях;

3) обеспечивать выполнение движений руками или ногами над, поверхностью воды для решения пластических задач;

4) обеспечивать стабильность выполнения элементов фигур. За счет эффективности техники гребковых движений спорт­сменка может поддерживать высокое положение тела, быстро и плавно перемещаться в интервалах между выполнением фигур и их соединений.

Передвижение спортсменок в парах осложняется требования­ми согласованности движений, зеркальности, симметричности действий и моментами совместных действий. Кроме этого, судьями поощряется близкое расположение спортсменок во время пере­мещения, что создает дополнительные трудности. Возмущенные слои воды от движений ногами или руками входят во взаимо­действие с такими же потоками в зоне гребков партнерши; в ре­зультате трудно рассчитывать силу гребков, чтобы сохранить их синхронность.

В групповых упражнениях перемещения особенно трудны и осложнены требованиями к коллективным действиям. Перестрое­ния под водой требуют быстрого и точного ориентирования, что­бы выстраивание линий на поверхности не отнимало времени на равнение диагоналей, кругов и других геометрических фигур. Возникают трудности с изменением скорости движения, разной для средних и крайних участниц, когда из линии они перестраи­ваются в более сложные фигуры или, наоборот, из какой-либо фи­гуры в прямую линию. При групповых композициях добиться синхронности движений гораздо труднее, особенно при одновре­менном всплывании или выталкивании участниц в парах.

Выполнение фигур, гибридов и других соединений в компози­ции

Правила соревнований не ограничивают участниц в выборе движений и их количестве, но пример лучших выступлений фигу­ристок позволяет сделать вывод о некоторых критериях количест­ва и трудности включаемых фигур и соединений.

В отличие от обязательной, в произвольной программе приме­няется много неклассификационных, оригинальных фигур и дви­жений, соединяющих их в цепочки, последовательных действий. В них угадываются элементы классификационных фигур и пере­ходов из одной позиции в другую, но встречаются и оригинальные движения.

В зарубежной терминологии принято называть соединяющие элементы связками, а вновь образованные фигуры — гибридами (т. е. фигуры, сочетающие в себе признаки двух или трех класси­фикационных фигур). Если спортсменка соединяет исполнение не­скольких гибридов и фигур, то такое соединение правильно на­звать комбинацией. Чаще всего комбинация завершается погру­жением после выполнения «вертикали» с различными видами по­воротов, вращений, винтов. Но комбинации могут заканчиваться и любыми другими движениями рук, туловища и ног. После завершения комбинации необходимо продвижение в очередную точку траектории, где выполняется следующая комбинация фигур. Слиш­ком плотное насыщение комбинациями (особенно такими, где нет поступательного движения) не обеспечит спортсменке или паре такую траекторию пути, которая позволит преодолеть возможно большее пространство бассейна. Такая композиция будет скорее походить на акробатику в воде и, несмотря на сложность комби­наций, будет невысоко оценена судьями. В основе распределения комбинаций фигур в композиции лежат два ограничения: техни­ческая и функциональная подготовка самой спортсменки; форма музыкального материала, взятого для композиции. Понятно, что если бы спортсменка смогла в отведенное время выполнить мак­симально возможное число комбинаций и преодолеть за это вре­мя максимально возможный путь, ей потребовалась бы и соответ­ствующая темповая музыкальная композиция. Однако физиоло­гические возможности организма спортсменки для выполнения интенсивной работы ограничены в указанных временных границах программ. С другой стороны, число выполняемых комбинаций (достаточно сложных, но не оригинальных) может не отразиться в оценке композиции. В правилах не сказано, что берется во вни­мание количество фигур,—учитываются их разнообразие и сте­пень трудности, причем критерии трудности пока не определены с достаточной четкостью. Особенно сложно оценить степень труд­ности, когда демонстрируется новый элемент, фигура-гибрид или новая поддержка в паре.

Разнообразие, вариативность и сложность движений

Общеизвестно, что разнообразие проплывов между комбина­циями фигур, разнообразие выполненных фигур и вариативность их выполнения существенно влияют на оценку за произвольную программу.

Разнообразие предусматривает включение фигур из разных групп, выполнение винтов, поворотов и вращений. Если выполне­ние сложных фигур какой-либо группы невозможно из-за их дли­тельности, то спортсменки используют лишь наиболее характер­ные элементы. Для того чтобы показать владение элементами фигур разнообразных групп, можно соединять их в одной или не­скольких комбинациях. Почти никогда не включаются в произ­вольные композиции круги в вертикальной плоскости: они плохо просматриваются с трибун и очень продолжительны по времени.

Разнообразить композицию можно не только исполнением ком­бинаций фигур и гибридов из разных групп. Следует использо­вать различную технику начала движения, т. е. необычные исходные положения. Радует глаз необычность перестроений в групповых композициях, разнообразие рисунка построений. В пар­ных выступлениях поощряются разнообразие взаимодействий парт­нерш, их соединений в парных фигурах. Эффект разнообразия создают синхронизированные движения, выполняемые на рас­стоянии и при сближении участниц, а также смена партнерш в выталкиваниях при поддержках.

Очень близко к понятию «разнообразие» определение вариа­тивности движений.

Вариативность исполнения демонстрируется прежде всего в разнонаправленных, разносторонних движениях, т. е. в одинаковом владении поворотами и винтами в обе стороны, выполнении двух схожих фигур (например, сначала с подъема правой, а затем с подъема левой ноги). Эффект вариативности создают открытые повороты, выполняемые в обе стороны, быстрые и закрывающие­ся повороты, продолженные винты, винты, выполняемые вверх-вниз.

Что входит в понятие «сложность программы»? Включение сложных элементов фигур, гибридов, комбинаций, однако выпол­няемых легко, непринужденно с сохранением высокого положения тела в воде.

К трудным комбинациям фигур относятся такие, которые тре­буют продолжительной задержки дыхания при непрекращающих­ся движениях; согласования движений, которые точно следуют изменяющемуся ритму музыкального сопровождения. Остановки движения в фигурах и фиксация позы при высоком положении тела, точность перемещения за счет малозаметных движений ру­ками также относятся к категории трудных элементов. В парных и групповых выступлениях трудными считаются: выполнение фи­гур на близком расстоянии друг от друга, равномерное передви­жение участниц на поверхности, соблюдение точных интервалов в сложных построениях. Сохранение рисунка построения считается более трудным, если он не нарушается при передвижении всей группы. Равнение поддерживать труднее при дугообразных по­строениях, чем при прямолинейных. Считается более трудным выполнение перестроений под водой без длительных задержек. Поддержки и выталкивания относятся к трудным взаимодействи­ям, если они выполняются высоко и с хорошим управлением при взаимодействии партнерш. Выполнение рискованных элементов (акробатических входов, одновременных выталкиваний) также относится к трудным моментам. Особенно трудно синхронизиро­вать действия при выталкиваниях в групповых композициях, ко­гда четыре фигуристки находятся внизу и четыре — вверху. В та­ких случаях синхронизация движений у выталкиваемых спорт­сменок целиком зависит от согласованности опорных действий нижних партнерш.

Сложные элементы должны оцениваться в соответствии с уров­нем совершенства их выполнения. Фигуры и гибриды, включаемые в комбинацию, необходимо рассматривать с позиций судейства обязательных фигур. Считается более трудным выполнение фигу­ры близко к поверхности. Если комбинация заканчивается в вер­тикальном положении, то максимальной высоты труднее достичь при выпрямленном положении обеих ног, чем в позиции с одной, горизонтально вытянутой ногой. В гибридах необходимо соблю­дать узнаваемые формы из классифицированных позиций, иначе судьи могут принять за ошибку отклонения от канонов. Техника передвижения между комбинациями фигур должна отличаться мощностью и эстетичностью движений, несмотря на то что ско­рость передвижения и плавность движений антагонистичны. Ори­гинальные фигуры должны оцениваться по: сложности самого движения, фиксированию высоты тела, сбалансированности вра­щательных элементов, задержке дыхания, трудности изменения скорости в зависимости от меняющегося ритма музыкального со­провождения. Комбинация считается более трудной, когда достаточно сложные элементы выполняются в конце программы, не­жели аналогичные им, но выполняемые в начале композиции.

Пластика движений

Пластика в широком понимании — это объемная выразительность движений. В художественном плавании мы сталкиваемся с необходимостью применять пластические средства выразитель­ности в движениях руками, головой, туловищем. Пластика (в от­личие от элементов пантомимы, иногда применяемых в выступле­ниях на бортике), подчинена музыкальному ритму и допускает повтор элементов в соответствии с музыкой. Пластические акцен­ты в движениях должны соответствовать кульминациям в музы­кальном сопровождении.

Выразительные движения — своеобразный способ передачи эмо­ций. Существуют выразительные движения иллюстративного ха­рактера. В отличие от них эмоционально выразительные движе­ния требуют знания «устойчивых выразительных средств хорео­графической классики» 1. Эмоциональное восприятие музыки и способность к переживанию должны воплотиться в пластической форме.

Техника движений и их выразительность тесно взаимосвязаны. Занятия хореографией позволяют овладеть широкой палитрой вы­разительных движений. Здесь для хореографа открывается широ­кое поле деятельности. В постановке пластики движений водной фигуристки не может быть дилетантства. Хореограф обязан зани­мать самостоятельную позицию, и его работа не должна сводить­ся тренером до «сферы услуг». Выбор пластического решения со­образно с жанром, драматургией и национальным колоритом— лишь первое условие для создания выразительности движений. Второе, не менее важное условие — выявление индивидуальных способностей спортсменки, использование ее творческого потен­циала.

Так как в художественном плавании руки играют большую роль в выразительности движений, необходима специальная под­готовка для постановки пластики рук. Подготовка должна вклю­чать широкий диапазон движений—от позиций классического танца до танцев типа модерн. Не менее важно совершенствовать пластику движений руками на материале народных танцев.

Мимика, жесты, пластические интонации служат средством пе­редачи восприятия спортсменкой музыкального материала. Как может оценить судья или зритель тот или иной жест, если он ни­чего не означает?! Или, например, если его значение не интони­ровано музыкальной темой?! Вся совокупность движений пласти­ческого характера семиотична2, поэтому важно найти такие фор­мы пластики движений руками, которые могли бы подчеркнуть эмоциональную и смысловую характеристики фрагмента. Далеко не каждое выбранное музыкальное сопровождение предоставляет возможность для образного решения пластики. Часто выбранная музыка для парных и групповых выступлений имеет только рит­мическую структуру. В этих случаях пластика может иметь толь­ко орнаментальный характер. Для эмоционального решения плас­тики необходимо ее узнавание, т. е. перед хореографом ставит­ся задача найти характерные признаки выразительного движения, которые придали бы ему определенную смысловую окраску. На­пример, как показал анализ специальной литературы, сделанный Э. П. Аверкович, музыка героического характера выражается гор­до поднятой головой, напряженными движениями вытянутых рук; кисти при этом прямые и продолжают линию рук. Прослежива­ются черты, свойственные призывному и повелительному жесту. В музыке романтического, лирического плана движения кистями расслабленные, повороты кисти ладонью к груди подчеркивают интимный характер темы.

Интерпретация одного и того же музыкального произведения может быть примерно одинаковой по подбору пластических средств, по содержанию комбинаций, по стилю решения композиций. В та­ких случаях предпочтение отдается спортсменкам, выполнившим композицию на более высоком эмоциональном уровне, более ар­тистично. Критериями оценки манеры представления, отмеченной в одном из параграфов правил соревнований, являются свобода владения композицией, раскрепощенность спортсменки и ее обая­тельность, которые зритель видит при исполнении программы.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.  - 112 с. С. 88-94.

1 Лисицкая Т. С. Хореография в гимнастике. М., ФиС, 1984.

2 Семиотика — наука о знаковых системах, под которыми понимаются все формы языкового общения между людьми.

Фигура 150. Сабмарина