UA-11904844-8

Белоковский В. В. Художественное плаваниеБелоковский В. В. Художественное плавание. ? М.: Физкультура и спорт, 1985.  ? 112 с.

Настоящее методическое пособие посвящено виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.

В по­собии рассматриваются этапы развития художественного - синхронного - плавания, вопро­сы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.

Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественно­го плавания.

 

 

ЭКИПИРОВКА ВОДНОЙ ФИГУРИСТКИ

Международные правила по синхронному плаванию разграни­чивают требования к купальному костюму для спортсменок, участ­вующих в соревнованиях по обязательной и произвольной програм­мам.

Спортсменки, выступающие в обязательной программе, одевают примерно однотипные купальники (преимущественно черного и темно-синего цвета). В правилах указано, что купальник должен быть темным, однотонным и цельнокроенным. Ограничены раз­меры выреза у купальника: на груди он должен быть не более 11,5 см от грудинно-ключичной выемки, у подмышечных впа­дин — не более 5 см. Нижний обрез купальника должен закры­вать бедра не менее чем на 10 см от гребня подвздошной тазовой кости; ширина промежностной части купальника — не менее 5 см. Могут использоваться любые виды застежек на бретелях купаль­ника, включая перекрещивающиеся лямки на спине на уровне лопаток. Ткань купальника должна быть непрозрачной. В на­стоящее время для купальных костюмов широко применяется синтетическое трикотажное полотно, которое не вытягивается при намокании в воде. Как было отмечено, покрой купальников для обязательной программы должен быть довольно строгим по фасону, но в то же время следовать моде. Судье дано право запре­щать выступление спортсменки, если ее купальный костюм не отвечает требованиям правил.

В отдельном замечании сказано, что судья может также вос­препятствовать выступлению участниц в неопрятных и вышедших. из моды купальных костюмах. Следует заметить, что в междуна­родных правилах требования к костюму участниц соревнований. едины для представительниц трех видов спорта: плавания, прыж­ков в воду и художественного плавания, но, несмотря на это, купальники спортсменок, выступающих в скоростных видах пла­вания, отличаются по своему покрою от костюмов водных фигу­ристок и прыгуний в воду. Для участниц соревнований по син­хронному плаванию, выступающих с произвольной программой, купальный костюм — один из важных компонентов оформления композиции. В этом виде программы он по возможности должен. соответствовать содержанию выбранного музыкального сопро­вождения. Вместе с тем купальный костюм должен отвечать тре­бованиям спортивного выступления, т. е. быть удобным для плава­ния, для выполнения сложных движений в воде. Главная особен­ность купального костюма водной фигуристки состоит в том, что он должен выгодно подчеркнуть особенности телосложения спорт­сменки.

Требования образной конкретности и спортивной специфики художественного плавания находятся в определенном противоре­чии. Как чрезмерное приближение деталей отделки к теме обра­за, так и схематизм являются нежелательными крайностями в разработке купального костюма. В первом случае такая край­ность может быть оправдана в костюмах для показательных выступлений, а во втором—в соревнованиях спортсменок млад­ших возрастных групп, где не ставится задача создания худо­жественного образа.

За время развития художественного плавания накопилось не­мало интересных примеров, позволяющих проследить основные направления в моделировании купальных костюмов. Первое — полный натурализм, пользующийся успехом лишь у самой не­подготовленной части зрителей. Во времена зарождения водных феерий модельеры-«натуралисты» считали: если спортсменка изображает русалку, то она должна иметь если не хвост, то как минимум парик из длинных волос, даже если он весит 5 кг и ме­шает ей двигаться в воде.

Несколько десятилетий спустя последователи «натурализма» стали основателями второго направления — «цветистого». Костю­мы, создаваемые ими, зачастую либо имели весьма отдаленное отношение, либо вовсе не имели никакого отношения к отобра­жаемой в музыке теме. Тем не менее каждый квадратный сан­тиметр костюма расшивался блестками. Они заходили друг на друга и выглядели как настоящая рыбья чешуя. Когда-то, вероят­но, это был один из самых оригинальных костюмов. Частое копиро­вание этого приема превратило купальный костюм с блестками в традиционный штамп. На смену ему стали создавать купальники, расцвеченные яркими узорами цветов, морских звезд и геометри­ческих рисунков, которые своей затейливостью отвлекали внимание зрителей и судей.

Третье направление принадлежит художникам, которых мож­но назвать символистами. Они считают, что необходимо созда­вать впечатление у зрителей за счет символов, которые ассоциируются с исполняемым образом, создавая определенный эффект.

Костюмы для произвольных программ у солисток и пар бы­вают более индивидуализированными, чем костюмы для группо­вых выступлений. Унифицирование костюмов для группы больше подчеркивает ансамблевую сторону выступления и соответствует единству всей композиции.

Как же следует разрабатывать покрой и цвет купального кос­тюма? В этой работе участвуют тренер, постановщик-хореограф, художник-модельер и сами спортсменки. После того как опреде­лена музыкальная тема для солистки или дуэта и.собран необхо­димый материал об этом произведении, все указанные лица обсуждают форму покроя, цвет, детали отделки костюма, особенности головного убора. Художник совместно с хореографом-постановщиком разрабатывает эскизы и выносит их на обсужде­ние тренера и спортсменки. Очень часто спортсменка проявляет собственную инициативу, ее эскиз берется за основу и совместно дорабатывается. Для групповых композиций выбирают такой фа­сон кроя, который одинаково подходит всем участницам, не под­черкивая диспропорций телосложения у отдельных спортсменок. Если музыкальное сопровождение «привязывает» к определенной эпохе, то совсем не обязательно оформлять купальный костюм аксессуарами того времени. Например, испанский колорит в музы­кальных произведениях можно передать цветовой гаммой крас­ного, черного и белого тонов и стилизацией отделки купальника. Стилизация позволяет художнику осуществить замысел вопло­щения не за счет включения дополнительных деталей, а за счет специально отобранных, которые должны лишь подчеркнуть осо­бенности данного стиля. Так, например, русский стиль можно передать одним увеличенным элементом типичного русского ор­намента, расшитого на купальнике и уменьшенного на кокошнике. Расшивая купальник, необходимо помнить, что он будет рассмат­риваться зрителями не ближе чем с 20 м, а судьями — с 10—15 м. Необходимо позаботиться о цветовом сочетании ткани и узора. Прежде чем предложить цветовое решение, необходимо пора­ботать над формой. Купальники неудачного покроя выглядят не­эстетично, грубо. Большинство специалистов художественного плавания при разработке костюмов идут по пути стилизации. Однако необходимо помнить, что стилизация и стиль в одежде— различные понятия. Например, стиль купального костюма сере­дины XIX в. подразумевает не только его форму: длинные пан­талоны, отороченные кружевами, полурукава фонариками, отлож­ной воротничок. В это понятие входит и манера поведения спортсменки, весь ее внешний облик. Понятно, что если бы участ­ница появилась в таком купальном костюме в наше время, судьи восприняли бы ее выступление как шуточный показательный но­мер, даже если при этом зазвучала бы симфоническая музыка. Иное дело — стилизованный купальный костюм, который при современной форме покроя частично имитирует художественный стиль костюма прошлого столетия с помощью наиболее символич­ных деталей.

При стилизации широко используется расшивание купальника и головного убора бисером и театральными блестками. Рисунок определяет принадлежность костюма к музыкальной теме и со­здает зрительный эффект. Подобное решение можно осуществить и с помощью аппликаций, подбирая цвет ткани по тональности или по контрасту. Для головного убора применяют медную ано­дированную фольгу, пластмассовые пластины и другие удобные в обработке материалы. Рекомендуя стилизовать купальный кос­тюм, художники должны помнить, что перегрузка деталями сти­лизации будет мешать спортсменке быстро двигаться в воде. Так, например, кружевные оборки на вырезе купальника, шпильки-бу­лавки в головном уборе значительно тормозят продвижение под водой, что сказывается на оценке выполнения программы.

А как быть, если музыка для произвольной программы бес­сюжетна или взята из широкопрограммного симфонического про­изведения? Каким должен быть купальный костюм в этом слу­чае?

Классическая программная музыка требует строгих форм и линий, сдержанности стиля, она как бы предполагает выражение темы утонченной пластикой движений. Безусловно, тренер и хо­реограф имеют право на собственное трактование содержания любого, даже сложного по форме, музыкального произведения, но они должны быть уверены, что их замысел будет понят судья­ми и зрителями. В купальном костюме могут найти отражение и высокий лиризм, и тема борьбы добра и зла. Однако, не опираясь на конкретные примеры постановок танцев по этим музыкальным произведениям, трудно найти нужное решение купального кос­тюма.

В творчестве рецептов нет, однако у художников-модельеров выработаны определенные приемы в подборе геометрии форм. Так, мягкие, плавные переходы линий, округленность вырезов на груди свойственные романтическому, элегическому и сентимен­тальному настроению музыкального звучания. Прямоугольный вырез, образованный широкими лямками купальника, перекре­щивающимися на спине, более созвучен героическому пафосу му­зыкального произведения.

На рис. 93 приведены примеры стилизации купальных костю­мов для произвольных программ.

В целом работа над купальным костюмом очень кропотлива и требует хорошего вкуса, знания пропорций, умения определить индивидуальные особенности телосложения спортсменки, ее ма­неру двигаться, держаться в присутствии зрителей.

 

 

Примеры стилизации купальных костю­мов для произвольных программ

Рис. 93. Примеры стилизации купальных костю­мов для произвольных программ. Слева направо: «Олимпик», «Индия», «Ретро», «Марина», «Античный», «Русский».

 Как правильно выбрать цвет купальника? Здесь имеют зна­чение несколько факторов: тема и характер музыкального сопровождения, внешние данные спортсменки, освещение в бассейне, цвет воды. Купальный костюм изготавливается по заранее раз­работанному цветному эскизу, который необходимо тщательно обсудить, сравнивая его с другими лучшими образцами расцве­ток. Замечено, что светлые тона зрительно увеличивают фигуру спортсменки, а темные подчеркивают линии ног и рук. Найденное цветовое решение костюма проверяется при ярком и тусклом освещении с учетом цветоискажения в воде. В некоторых случаях зеленоватый оттенок воды может заметно изменить цвет и ухуд­шить впечатление от костюма. С голубым оттенком воды хорошо сочетаются яркие, насыщенные тона. Предлагаемые образцы тка­ней для купальника следует рассматривать, предварительно смо­чив их водой, — так проверяется изменение цвета при намокании ткани в рабочих условиях.

Для групповых композиций (и в меньшей степени для парных) целесообразно изготовление не только эскиза купального костю­ма, но и серии рисунков-аппликаций в виде цветовых фигурок на листах бумаги. Тоновая бумага под цвет воды или выкрашенная клеевой краской соответствующего тона служит основой, на кото­рой размещают фигурки спортсменок, подбирая цветовые сочета­ния, в зависимости от задач цветового решения соответствующего музыкального оформления и орнамента рисунка движущейся груп­пы. Если выбран основной цвет ткани купальника, необходимо решить, нужно ли расширять цветовую гамму в отделке деталей и головного убора. Следует добиваться единства восприятия цве­та отделочных материалов, например узоры на купальнике долж­ны отвечать настроению музыкального замысла и не отвлекать внимания излишней пестротой.

Часто для произвольных программ используется музыка из спектаклей, народных танцев, программных произведений фольк­лорного характера; в этом случае поиск цветового решения об­легчается самим первоисточником. Здесь стоит потратить время на ознакомление с цветовым решением костюмов, сделанных профессиональными художниками, посмотреть цветные слайды и фото­графии костюмов для цирковых номеров, танцевальных ансамб­лей, спектаклей. Лучшие образцы, талант профессиональных мастеров могут вдохновить начинающих дизайнеров.

Начинать работу по выбору цветового решения купальных кос­тюмов следует заблаговременно. Торопливость, возникающая при неумелом планировании, обходится довольно дорого. Тщательное обдумывание всех деталей отделки позволяет не только сэконо­мить средства и силы, но и создать хорошее настроение перед ответственным выступлением. И еще важный совет: не нужно менять цвет купальника при повторном выступлении с одним и тем же музыкальным сопровождением. Программа может совер­шенствоваться в течение двух и более спортивных сезонов, а ха­рактер и содержание музыки остаются прежними. Досадно на­блюдать, как некоторые спортсменки, стараясь убедить зрителей и судей в совершенствовании художественного образа, меняют и «одежду». Если спортсменка сменила покрой и цвет купальника, значит, она выбрала его неправильно в самом начале выступле­ний с этой программой.

При выполнении фигур обязательной программы, а также при выступлении с произвольной программой важной деталью экипи­ровки водной фигуристки является зажим для носа или носовая клипса. Без нее при выполнении многих движений вниз головой вода попадает в полость носа, что может привести к серьезным заболеваниям. Наиболее удачная конструкция носовой клипсы представляет собой завитую (по форме складок крыльев носа) стальную проволоку диаметром 0,6—1,2 мм, покрытую антикор­розийным лаком с полимерными насадками- телесного цвета.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.  - 112 с. С. 94-98.

Фигура 150. Сабмарина