UA-11904844-8

Русская культура в первой половине XIX века

Россия первой половины XIX века представляла собой государство ярких контрастов, где, наряду с бурным развитием капитализма, процветало крепостничество, где идеи свободы, равенства и братства не могли пробиться сквозь мощную стену абсолютного самодержавия и воплотиться в реальность. С одной стороны, великие географические открытия, крупные научные достижения в области математики, физики, медицины ставили Россию в один ряд с развитыми европейскими странами, растущие экономические потребности страны стимулировали создание новых учебных заведений. С другой стороны, существовали такие факторы, как нежелание правительства менять устоявшийся жизненный уклад, стремление ограничить свободу граждан и ввести жесткую цензуру.

расцвет русской культуры первой половины XIX века

Исторические события первой половины XIX столетия диктовали новые настроения в обществе. После блестящей победы над наполеоновской империей идеи патриотизма, героики, величия России нашли яркое выражение во всех сферах отечественной культуры, и прежде всего, в архитектуре той эпохи.

Одним из наиболее талантливых мастеров первой половины XIX столетия был крепостной архитектор графа Строганова А.Н. Воронихин. Построенный им Казанский собор в Петербурге представляет собой торжественный монументальный ансамбль, вызывающий скорее не религиозное настроение, а сознание величия России. Впоследствии перед собором были возведены памятники героям Отечественной войны М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, созданные скульптором Б.И. Орловским. Это еще усилило гражданский характер ансамбля как храма славы русской военной доблести.

Для выражения величия и славы России, зодчие того времени использовали наследие античной культуры, принципы и формы архитектуры древней Греции и Рима. Таково построенное Ж. Тома де Томоном здание биржи. Окруженное открытой колоннадой со всех сторон, оно поражает своей ясностью и простотой. Весь ансамбль – здание биржи, ростральные колонны, каменный спуск, ведущий к реке, - архитектор искусно вписал в окружающий пейзаж города и суровые просторы Невы.

Среди известных архитекторов первой половины XIX века необходимо упомянуть также А.Д. Захарова и его детище – классически простое здание Адмиралтейства, скульптурное оформление которого подчинено общей идее утверждения России как морской державы.

Уже на закате русского классицизма О. Монферран создает один из крупнейших памятников XIX века – Исаакиевский собор, который должен был символизировать единство самодержавия и православия, прославлять царей земных и небесных. Тяжелый, изнурительный труд при создании главного православного храма Петербурга, призванного еще более утвердить крепостнические порядки, привел к гибели огромного количества безвестных крестьян.

В то же время назревали события, открывшие первую страницу в истории российского революционного движения. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади построились полки, во главе которых выступили офицеры, решившие изменить государственный строй. В тот же день восстание было разгромлено, а зачинщиков заковали в Петропавловскую крепость, пятеро из них были казнены. Общественные настроения отразились в литературных произведениях того времени.

История не дала точного ответа, почему А.С. Пушкин не стал участником заговора декабристов, однако их взгляды и основные идеи он воплотил в своем творчестве. Стихотворения «Во глубине сибирских руд», «Деревня» посвящены первым борцам за народную свободу и пронизаны надеждами на эту «просвещенную свободу». Гениальное творение Пушкина «Евгений Онегин», названное В.Г. Белинским «энциклопедией русской жизни», оказало огромное влияние на развитие всей русской речи. Его поэтические традиции были продолжены в сочинениях М.Ю. Лермонтова.

Произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», «Мертвые души» под налетом тонкого юмора скрывают глубокие социальные проблемы российского общества. На подмостках российских театров, наряду с драматическими произведениями Н.В. Гоголя и А.С. Грибоедова, операми М.И. Глинки и А.С. Даргомыжского, ставились балеты при участии известных французских балетмейстеров Ш. Дидло и Ж. Перро.

Тема народа появляется в этот период и в живописи. Первым к этому сюжету обращается А.Г. Венецианов, создавая несколько идеализированный образ крестьянина-труженика. К.П. Брюллов ставил перед собой задачу показать состояние народа, его величие и красоту в момент страшной катастрофы, воплотив ее в своей картине «Последний день Помпеи». Народ, «жаждущий слова свободы и идущий дружной толпой за своим проповедником», изображен на монументальном полотне А.А. Иванова «Явление Христа народу». Ярким представителем критического реализма в живописи стал П.А. Федотов, в своих картинах акцентируя внимание на человеческих недостатках и слабостях, высмеивая пошлость и низость современных ему нравов.