Египтяне и жители соседних государств были первыми, но не единственными, кто строил чудесные дворцы, гробницы и храмы. На всех континентах люди рубили лес и высекали из горной породы каменные блоки, чтобы возводить грандиозные сооружения.
Древние племена Центральной Америки основали великий город Теотиуакан, огромные пирамиды которого были видны за много километров. Индейцы майя построили в Паленке пирамиды с храмами на вершинах и прекрасный дворец для своего правителя Пакаля. В Ушмале они возвели дворец, каменные стены которого тянулись, насколько хватало глаз. Инки же в своей столице Куско украшали здания золотом.
Паленке, Мексика
В Индии строители высекали храмы прямо из скал, покрывая их каменные стены резными изображениями богов Вишну и Шивы. Индийский метод строительства скальных храмов распространился по всей Юго-Восточной Азии. Так, в Камбодже был построен «храм-гора» — Ангкор-Ват, — посвящённый Вишну. Его высокие каменные башни возвышались над основанием, словно огромные облака. Когда европейские путешественники впервые увидели Ангкор-Ват, они были потрясены. «Этот храм грандиознее всего наследия Греции и Рима», — сказал один из них.
Индуистский храм Ангкор-Ват, Камбоджа
Арабы строили в Северной Африке и Испании мечети. В их дворах, украшенных замысловатой резьбой и изразцами, слышался не шум города, а плеск воды и тихие молитвы. Примерно в то же время, когда древние римляне начали завоёвывать Европу, на востоке появилась Китайская империя, там изобретатели, учёные и философы развивали идеи, со временем изменившие мир.
Мечеть Ибн Тулуна, Каир, Египет
Китайская архитектура отличалась от европейской, африканской и американской. Все здания здесь строились из дерева. Большинство из них были невысокими, с колоннадой вокруг первого этажа, внутри которой можно было спрятаться от солнца и дождя. Но иногда строители возводили огромные многоэтажные пагоды, в которых площадь каждого следующего этажа была меньше площади предыдущего. Китайские плотники изобрели собственные способы соединения деревянных деталей, позволявшие создавать изгибающиеся, будто еловые ветви, крыши. Снаружи крыши были покрыты блестящей глазурованной черепицей, а концы их деревянных балок украшали резные головы драконов. Внутри китайские дома были намного комфортнее, чем европейские. Их полы застилали мягкими циновками, а стены обтягивали шёлком. В комнатах стояла изящная мебель и изысканные вазы из тончайшего фарфора.
Соседние страны быстро переняли китайские методы строительства и украшения зданий, несколько видоизменив их. У корейских деревянных храмов была более сложная конструкция. Японцы же не хотели жить в домах с постоянной планировкой. Поэтому вместо межкомнатных стен они ставили съёмные перегородки. Китайские строители любили пышность и яркие цвета в архитектуре, тогда как японцы предпочитали скромность и простоту. «Дерево совершенно само по себе, — считали они, — его не нужно украшать». Японцы устилали пол скромными циновками из рисовой соломы, а внешние стены домов делали раздвижными, чтобы любоваться прекрасным видом на сад. Для них дом был местом, где можно было укрыться от внешнего мира, местом спокойствия и созерцания.
Кинкаку-дзи, Киото, Япония
Так же считал и сёгун Асикага Ёсимицу, назначенный в то время правителем страны. Весь день он работал, читая отчёты и проводя встречи со своими советниками. Ночью сёгун возвращался домой обессиленным, и только на берегу маленького озера, где листья деревьев касались воды, к нему возвращались силы и душевное спокойствие. Берег озера стал для него самым любимым местом на Земле. А когда он отошёл от дел, то решил построить здесь небольшой дом. Кинкаку-дзи, или Золотой павильон, был светлым и «прозрачным», как вода, в которой отражались его тонкие колонны. Каждый вечер, когда солнце скрывалось за горизонтом, Асикага Ёсимицу выходил на балкон, чтобы почувствовать, как отступают его заботы.
Однако не все восточные правители предпочитали жить в уединении. В то время Китай был самой большой страной на Земле, поэтому когда третий правитель династии Мин император Чжу Ди решил построить новый дворец в Пекине, он думал вовсе не о маленьком павильоне с изящными колоннами. Он создавал целый город.
Главы из книги:
Великие здания. Мировая архитектура в разрезе: от египетских пирамид до Центра Помпиду / Патрик Диллон. 2015