UA-11904844-8

великие здания

Египтяне и жители соседних государств были первы­ми, но не единственными, кто строил чудесные дворцы, гробницы и храмы. На всех континентах люди рубили лес и высекали из горной породы каменные блоки, что­бы возводить грандиозные сооружения.

Древние племена Центральной Америки основали великий город Теотиуакан, огромные пирамиды кото­рого были видны за много километров. Индейцы майя построили в Паленке пирамиды с храмами на верши­нах и прекрасный дворец для своего правителя Пакаля. В Ушмале они возвели дворец, каменные стены которого тянулись, насколько хватало глаз. Инки же в своей столице Куско украшали здания золотом.

Паленке

Паленке, Мексика

В Индии строители высекали храмы прямо из скал, покрывая их каменные стены резными изображениями богов Вишну и Шивы. Индийский метод строительства скальных храмов распространился по всей Юго-Вос­точной Азии. Так, в Камбодже был построен «храм-гора» — Ангкор-Ват, — посвящённый Вишну. Его вы­сокие каменные башни возвышались над основанием, словно огромные облака. Когда европейские путеше­ственники впервые увидели Ангкор-Ват, они были по­трясены. «Этот храм грандиознее всего наследия Гре­ции и Рима», — сказал один из них.

храм Ангкор-Ват

Индуистский храм Ангкор-Ват, Камбоджа

Арабы строили в Северной Африке и Испании ме­чети. В их дворах, украшенных замысловатой резьбой и изразцами, слышался не шум города, а плеск воды и тихие молитвы. Примерно в то же время, когда древ­ние римляне начали завоёвывать Европу, на востоке появилась Китайская империя, там изобретатели, учё­ные и философы развивали идеи, со временем изме­нившие мир.

мечеть Ибн Тулуна

Мечеть Ибн Тулуна, Каир, Египет

Китайская архитектура отличалась от европейской, африканской и американской. Все здания здесь строи­лись из дерева. Большинство из них были невысокими, с колоннадой вокруг первого этажа, внутри которой можно было спрятаться от солнца и дождя. Но иногда строители возводили огромные многоэтажные пагоды, в которых площадь каждого следующего этажа была меньше площади предыдущего. Китайские плотники изобрели собственные способы соединения деревян­ных деталей, позволявшие создавать изгибающиеся, будто еловые ветви, крыши. Снаружи крыши были по­крыты блестящей глазурованной черепицей, а концы их деревянных балок украшали резные головы драконов. Внутри китайские дома были намного комфортнее, чем европейские. Их полы застилали мягкими цинов­ками, а стены обтягивали шёл­ком. В комнатах стояла изящная мебель и изысканные вазы из тон­чайшего фарфора.

Соседние страны быстро пе­реняли китайские методы строительства и украшения зданий, несколько видоизменив их. У корейских де­ревянных храмов была более сложная конструкция. Японцы же не хотели жить в домах с постоянной пла­нировкой. Поэтому вместо межкомнатных стен они ставили съёмные перегородки. Китайские строители любили пышность и яркие цвета в архитектуре, тогда как японцы предпочитали скромность и простоту. «Де­рево совершенно само по себе, — считали они, — его не нужно украшать». Японцы устилали пол скромны­ми циновками из рисовой соломы, а внешние стены до­мов делали раздвижными, чтобы любоваться прекрас­ным видом на сад. Для них дом был местом, где можно было укрыться от внешнего мира, местом спокойствия и созерцания.

Кинкаку-дзи

Кинкаку-дзи, Киото, Япония

Так же считал и сёгун Асикага Ёсимицу, назна­ченный в то время правителем страны. Весь день он работал, читая отчёты и проводя встречи со своими советниками. Ночью сёгун возвращался домой обес­силенным, и только на берегу маленького озера, где листья деревьев касались воды, к нему возвращались силы и душевное спокойствие. Бе­рег озера стал для него самым лю­бимым местом на Земле. А когда он отошёл от дел, то решил постро­ить здесь небольшой дом. Кинкаку-дзи, или Золотой павильон, был светлым и «прозрачным», как вода, в которой отражались его тонкие ко­лонны. Каждый вечер, когда солнце скрывалось за горизонтом, Асикага Ёсимицу выходил на балкон, чтобы почувствовать, как отступают его заботы.

Однако не все восточные правители предпочитали жить в уединении. В то время Китай был самой боль­шой страной на Земле, поэтому когда третий правитель династии Мин император Чжу Ди решил построить но­вый дворец в Пекине, он думал вовсе не о маленьком па­вильоне с изящными колоннами. Он создавал целый город.

Главы из книги:

Великие здания. Мировая архитектура в разрезе: от египетских пирамид до Центра Помпиду / Патрик Диллон. 2015