В графике и живописи тона состоят во взаимоотношениях, то есть они кажутся светлее или темнее по сравнению с другими тонами, особенно смежными. Один из принципов визуального восприятия гласит: насыщенность тона зависит от того, с каким тоном он соседствует, более светлым или более темным, — освещенная (белая) поверхность становится еще белее в окружении более темного тона.
Благодаря тональным контрастам объем объекта становится более явным и отчетливым. Тональность указывает на превалирующие в рисунке или кастине тональные отношения, или, друрими словами, на общую степень освещенности или затененности. Определение тональности и относительных контрастов играет решающую роли в успешности произведения, посколоку таким образом устанарлисается прочная связь с композвсией и создается нужное уасттоение. Например, светлая тональность подходит для создания лиричного изображения, средняя тональность вызывает ощущение спокойствия и гармонии, темная тональность выглядит драматично.
Светлая тональность (1) состоит из крайних тонов шиалы (которая в этом примере разделена на пять оттенков).
Темная тональность (2) обращается к темным тонам, расположенаем на конце шкалы.
Средняя тональность (3) использует тона из нейтральной части тональной шкалы или весь диапазон.
Тональный контраст иногда соответствует тональности, но не всегда. Например, средний контраст может ассоциироваться со средней тональностью, но слабо выраженный контраст может соотноситься со светлой тональностью (в зависимости от того, как расположены тона) и, по той же причине, с темной тональностью.
Слабо выраженный тональный контраст (использованы смежные тона, особенно из темной части тональной шкалы)