«Книга вразумления начаткам науки звезд» (Китаб ат-тафхим ли-аваил сина’а ат-танджим) великого среднеазиатского ученого Абу-р-Райхана ал-Бируни (973—1048) — одно из важнейших астрономических сочинений средневекового Востока. Слова «наука звезд» (сина’а ат-танджим) в заголовке этого труда являются общим термином, охватывающим и астрономию и астрологию; в дальнейшем будем называть эту книгу сокращенно «Наука звезд».
Эта книга является популярным введением в те науки, которыми должен владеть астроном и астролог, знающий Новости космоса; она состоит из 530 вопросов и ответов по геометрии, арифметике, астрономии, географии, хронологии, устройству астролябии и астрологии.
Изучение «Науки звезд» предполагалось перед изучением основного астрономического труда ал-Бируни «Канона Мас’уда», который был закончен через несколько лет после этой книги. Судя по указаниям в 195, 321 и 460 вопросах, «Наука звезд» была написана ал-Бируни в 1029 г.
«Наука звезд» дошла до нас в двух версиях — на арабском языке и языке фарси (таджикско-персидском). По-видимому, оригинал этой книги был написан по-арабски и впоследствии, возможно самим ал-Бируни, был переведен на фарси.
1. Рукописи и публикации
Нам известны 14 арабских рукописей этого сочинения — в Самаре (Областная библиотека), Лондоне (Британский музей), Оксфорде (Бодлеянская библиотека), Париже (Национальная библиотека), Берлине, Стамбуле, Иерусалиме, Тегеране, Алигархе, Каире и Рабате и 21 рукопись версии на языке фарси — в Ташкенте, Душанбе, Лондоне, Манчестере, Париже, Стамбуле, Тегеране, Мешхеде и Бомбее.
Имеются английский перевод Рамсея Райта этой книги с репродукцией арабской рукописи Британского музея, издание одной из тегеранских персидских рукописей Джалал ад-Дина Хумаи и таджикское издание (на основе версии на языке фарси) с комментариями автора и Г. С. Собирова.
Русский перевод нескольких астрономических и географических вопросов был опубликован Г. Джалаловым, русский перевод вопроса об индийском круге был опубликован X.У. Садыковым, русский перевод географического раздела был опубликован И. Ю. Крачковским, текст и русский перевод части географического раздела, относящегося к Африке, был опубликован Л. Е. Куббелем и Б. Б. Матвеевым, русский перевод вопросов о картине мира был опубликован Б. А. Розенфельдом, А. Абдурахмановым и М. М. Рожанской, русский перевод ряда астрономических и географических вопросов опубликован в книге Б. А. Розенфельда, М. М. Рожанской и З. К. Соколовской.
Немецкий перевод ряда вопросов главным образом математических, был опубликован Э. Видеманом, английский перевод вопроса об измерении Земли был опубликован С. Барани.
2. Предисловие и математические разделы
В предисловии к книге ал-Бируни пишет:
«Познание устройства Вселенной и того, какова фигура неба, Земли и того, что находится между ними, при помощи обучения воспринятого с помощью повторения, весьма полезно для искусства астрономии, ибо обучающийся таким образом приобретает навык и привыкает к словам, употребляемым людьми этого искусства, так что ему легко представить себе эти слова и понять их значение. Кода же он возвратится к ним, изучая различные причины и доказательства этого искусства он подойдет к этому со свободным разумом, не уставшим от усвоения того и другого.
Поэтому я составил эту памятку для хорезмийки Раиханы, дочери ал-Хасана, по ее просьбе, в виде вопросов и ответов, что лучше и легче для понимания».
Возможно, что отец Раиханы ал-Хасан — друг молодости ал-Бируни.
Вопросы 1-71 «Книги вразумления» посвящены геометрии (основные понятия геометрии, планиметрия, теория отношений, стереометрия и сферическая геометрия). Вопросы 72-119 посвящены арифметике и алгебре (теория чисел, арифметика, алгебра и буквенная нумерация). Мы не касаемся этих двух математических разделов этой книги, достаточно полно освещенных в статье автора, С. А. Красновой и М. М. Рожанской о математических трудах ал-Бируни.
3. Картина мира
Вопросы 120—206 посвящены основам астрономии (картина мира, измерение времени, сферическая астрономия, видимое движение Солнца, Луны и планет, звездная астрономия, теория движения Солнца, теория движения Луны и планет, размеры и расстояния светил).
Ал-Бируни определяет небесные сферы следующим образом:
«Что такое небесная сфера? Это круглое тело, движущееся в своем пространстве. Внутри нее содержатся тела, движение которых отличается от свойственного ей движения сферы. Она называется сферой, так как ее движение похоже на движение веретена прялки. Другое название ее, применяемое философами, эфир.
Одна ли она или их много? Их восемь, вложенных одна в другую, подобно пленкам луковицы. Самая меньшая из них — ближайшая к центру, по ней движется одна Луна, поднимающаяся в ее толще и опускающаяся в ней. У каждой сферы есть величина толщи по высоте, служащая для несения светила, и два расстояния — наибольшее и наименьшее. Вторая сфера, находящаяся под ней — сфера Меркурия, третья — Венеры, четвертая — Солнца, пятая — Марса, шестая — Юпитера, седьмая — Сатурна. Эти семь светил — планеты. Над ними — сфера светил, называемых неподвижными звездами.
Что находится за восьмой сферой? Некоторые люди считают, что за восьмой сферой находится девятая сфера, являющаяся неподвижной. Индийцы называют ее на своем языке брахманда, т. е. «яйцом Брахма». Они считают ее неподвижной, так как считают ее перводвигателем, а перводвигатель не может двигаться сам. Но если она должна быть таким телом, то называть ее «сферой» ошибочно.
Некоторые древние считали, что за восьмой сферой — бесконечная пустота, некоторые считали, что это — бесконечное тело, Аристотель же считал, что за телами нет ни тел, ни пустоты».
Далее определяется небо, земной шар и, следуя античным традициям, говорится о расположении четырех элементов — земли, воды, воздуха и огня, причем сфера огня окружает сферу воздуха. Затем определяются движущиеся светила — Солнце, Луна и планеты, «каждая из которых имеет отдельную сферу», и неподвижные звезды, «первое западное движение» — общее видимое движение всего небосвода и «второе восточное движение» — видимое движение Солнца, Луны и планет, горизонт (видимый и истинный), меридиан, страны света и их определение с помощью «индийского круга» (круга в горизонтальной плоскости с вертикальным шестом с остроконечной вершиной в центре). Далее определяются сутки, день и ночь, сумерки, часы и их виды — «прямые» (1/24 часть суток) и «косые» (1/12 светлого и темного времени суток, которыми на средневековом Востоке пользовались как при установлении времени мусульманских молитв, так и в гражданской жизни), подразделения часов и меры времени индийцев.
После этого даются определения основных кругов небесной сферы — небесный экватор, эклиптика, параллели этих кругов и горизонта — «суточные круги», «круги широты» и альмукантараты, точки равноденствия и солнцестояния, градусы кругов, части диаметра, в которых измеряются тригонометрические линии (у Птолемея 120, в обработках индийских «сиддхант» — 5), знаки зодиака, склонение и широта; здесь же приводится таблица максимальных и минимальных широт и склонений Солнца, Луны и планет, причем угол наклона эклиптики считается равным 23°35'.
Здесь же дается краткая характеристика движения пяти планет согласно системе Птолемея, которое ал-Бируни будет рассматривать ниже более подробно, а также движения Луны и ее фаз.
Розенфельд Б. А. Астрономический труд ал-Бируни «Книга вразумления начаткам науки звезд» // Историко-астрономические исследования. Выпуск XII. М., 1975.