Когда заходит речь о различных приспособлениях, будь то качели, ходунки, слинги, корзинки для переноски детей и рюкзаки, — вопрос в том, чьи потребности они удовлетворяют.
- Очень часто детские приспособления удобны для взрослых, которым нужно подержать ребенка «в плену», чтобы заняться своими делами.
Конечно, ребенку бывает необходимо посидеть в автокресле или прогулочной коляске, когда вы путешествуете или заняты каким-то делом.
Но ни одно из этих приспособлений не идеально, все они ограничивают свободу ребенка и не позволяют ему двигаться естественно. Если вам кажется, что малышу неудобно в этом устройстве, скорее всего, так оно и есть. Желая, чтобы ребенок научился успокаиваться самостоятельно, не используйте в качестве «успокоительного» качели.
Если вы обустроили безопасную игровую зону, нет необходимости в прыгунках, основная цель которых — выполнять роль манежа, в котором ребенку ничего не угрожает.
- Ходунки не помогут малышу научиться уверенно ходить и, между прочим, могут быть даже опасны, если однажды поедут куда не надо и ребенок с ними не справится.
- Прыгунки и качели давят на тазобедренные суставы малыша и могут вызвать сжатие грудной клетки.
Иногда детей начинают носить в рюкзаках раньше, чем они научатся сидеть самостоятельно. Дети сползают и держатся за взрослого, напрягают спинку и шею, пытаясь удержаться в вертикальном положении.
- В рюкзаке-кенгуру, когда ребенок сидит к вам спиной и смотрит вперед, его ноги вывернуты и бедра находятся в неестественном положении.
Он не может повернуть голову, чтобы встретиться с вами глазами, его может испугать мир, который неуклонно приближается к нему, пусть даже медленно. Если он смотрит в вашу грудь, у него ограничен обзор. И вне зависимости от того, куда он смотрит, он не может свободно повернуть голову в ответ на звук.
Представьте, что вы слышите шум, который вызывает у вас любопытство или страх, и не можете при этом посмотреть, что там такое. Хотя может показаться, что ребенок расслаблен, когда вы носите его в кенгурушке, ограниченность в движениях может обеспокоить его. Ситуация, в которой можно использовать рюкзаки, — необходимость пойти на прогулку с этим малышом и еще с одним, которого вы будете держать за руку для безопасности.
Конечно, держать ребенка на руках, обнимать его, уделять ему все необходимое внимание очень важно, однако это совсем не то же самое, что запихнуть малыша в кенгурушку или слинг и почти позабыть о нем, пока занимаешься чем-то еще, — а ведь родители часто поступают именно так!
Магда Гербер * считала, что для ребенка лучше провести некоторое время в колыбели или в безопасной игровой зоне, где он может свободно вытягиваться и двигаться. Но когда вы вдвоем, например во время кормления, купания или смены памперсов, можно уделить все свое внимание ребенку.
Как насчет прогулочных колясок? Ребенку, который еще не садится сам, лучше лежать на спине. Коляски, в которых ребенок первые месяцы может находиться в лежачем положении, — идеальный вариант. Когда ребенок начинает садиться, лучше всего, чтобы он сидел в коляске лицом к вам. По заказу Британского национального общества грамотности Школой психологии Университета Данди было проведено исследование, выявляющее наличие корреляции между колясками, в которых ребенок смотрит вперед, и развитием речи.
Разумеется, мамы разговаривали с детьми по крайней мере вдвое больше, когда те сидели в колясках к ним лицом, и они могли поддерживать зрительный контакт. К тому же в коляске, сиденье которой обращено вперед, дети демонстрировали высокий уровень стресса.
Вспомните, как вы шли по оживленной улице большого города, и просто представьте, каково малышу в коляске, повернутой ко всем этим мчащимся машинам, при этом он не видит родителя, потому что тот находится за ним. Если вы все же решите использовать коляску, сиденье которой повернуто вперед, то время от времени останавливайтесь, обходите коляску и приободряйте малыша.
* Магда Гербер — венгерский и американский детский психолог и педагог, автор принципа «воспитывай наблюдая».
Дебора Соломон. Малышу виднее: Секреты спокойных родителей.