UA-11904844-8

Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок.

Как разнообразить подвижные игры

Подвижная игра является незаме­нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ­ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.

Ныне все педагоги отмечают сниже­ние интереса у детей к подвижным иг­рам. Происходит это, на наш взгляд, по следующим причинам.

Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информа­ции о мире. Современному ребенку до­ступны различные источники инфор­мации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных иг­рах.

Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствова­ние движений в подвижной игре.

В-третьих, педагоги часто рассмат­ривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принци­пом «Движение ради движения».

Количество подвижных игр практи­чески во всех программах для ДОУ невелико, за исключением, пожалуй, Про­граммы воспитания и обучения детей (М.: Издательский дом «Воспитание до­школьника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разу­чить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные иг­ры, но, как правило, варианты их проведе­ния отсутствуют. В пособии В.А. Шишки­ной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на приме­ре малоподвижных игр («Найди и про­молчи», «Не упади» и т.д.) даны рекоменда­ции, как избежать однообразия в игре. Ав­торы предлагают каждый раз искать раз­ные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д.


Игра «Поезд»

Различные варианты проведения по­движной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивиду­альных особенностей. Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменить ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не дер­жась друг за друга»), введя роль кондук­тора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с зани­женной самооценкой. Возможны и дру­гие варианты игры «Поезд».

1.  Паровоз объезжает препятствия – дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.

2. Паровоз едет через туннель – дети пролезают под дугами.

3.  Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны ос­тановиться; желтый — идти; зеленый — бе­жать.

Целесообразно ввести в игру разно­образные движения детей на «станции».

1. Дети изображают, как они собира­ют грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают   через   колючие   кусты (ходьба широким шагом), идут по коч­кам (приставной шаг) и т.д.

2. Дети имитируют повадки обитате­лей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким под­ниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвиже­нием вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).

3. На поезде дети могут приехать в зоо­парк - изображают тигра (ходьба с движением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опо­рой на кисти и стопы), удава (продвиже­ние вперед, сгибая и разгибая ноги в ко­ленях, опора сзади на руки) и т.д.; в страну загадок - отгадывают загадку и «изобра­жают ответ»; в страну любимых сказок — изображают героев той или иной сказки.

4. Дети двигаются под текст стихотво­рения Т. Волгиной «Паровозик».

Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Чух-чух! Чух-чух!
У-у-у-у-у!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу!
У-у-у-у-у!
(Увеличивается скорость движения.)

Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?

— Зверюшек. Зайчиков (дети оста­навливаются и выполняют имитаци­онные движения).

Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу (дети садятся в паро­воз).

Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».

Далее предлагаются варианты прове­дения подвижных игр (см.: Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упраж­нения для детей 5-7 лет. - М: ВЛАДОС, 2001. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М: Просвещение, 1984. Чистякова М.И. Пси­хогимнастика. - М.: Просвещение, 1995).


Варианты прове­дения подвижных игр

«Найди свое место»

Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамей­ку и др. По сигналу воспитателя дети вы­бегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1.  Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широ­ким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туло­вище наклонено, руки за спиной), ле­пим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - мета­ние), согреваемся (бег); летом мы плава­ем (бег с движением рук - «брасс»), ны­ряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, ката­емся на велосипеде.

2. Детей можно разделить на две ко­манды.


«Найди свой цвет»

Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в раз­ные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соот­ветствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.

2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок.

3.  Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.

4. Дети становятся в круг, у всех в ру­ках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг — это клумба. На ней цве­тут различные цветы» (выкладывает се­рединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответ­ствующего цвета и выкладывают цветок.

5. У детей ленточки красного, желто­го цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это сол­нышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».

6.  Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цве­та должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.


«Самолеты»

Дети распределяются на три коман­ды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (ку­бик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полету приготовиться» дети выпол­няют круговые движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлени­ях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опу­скаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наи­более красиво.

Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)

1.  Дети заправляют самолеты бензи­ном (движение рук).

2. «Парад» — дети бегают в разных на­правлениях парами.


«Цветные автомобили»

Дети стоят вдоль стен комнаты - это ав­томобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Вос­питатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соот­ветствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цве­та, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавлива­ются и направляются в гаражи.

Варианты игры (средняя, старшая группа)

1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.

2. Воспитатель,   опуская   один   из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведен­ное место.

3. Воспитатель,   опуская   один   из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).

4. У воспитателя два флажка - зелено­го и красного цвета. У детей рули разно­го цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами свето­фора: па зеленый цвет — бежать, на красный - остановиться.

5. «Автомобили» преодолевают пре­пятствия: объезжают кочки (кегли, ку­бики, мягкие модули и т.д.).

6. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормо­зить, посигналить.


«У медведя во бору»

На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!

С последним словом медведь выбега­ет из берлоги и ловит (салит) играю­щих. Дети убегают в свой дом.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Изменение места водящего (в цент­ре зала, сбоку).

2.  Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).

3- Дети имитируют движения: собира­ют грибы и ягоды (наклоняются, выпряхчляются), переступают через колю­чие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлеза-ние боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).

4. Перед берлогой препятствие: руче­ек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из бер­логи (подлезание под духу).

(Этот вариант приемлем для разновоз­растной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)


«Совушка»

На площадке обозначено гнездо совушки (круг). Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки - располагают­ся по всему залу. По сигналу воспитате­ля «День» все ходят, бегают по площад­ке, передавая характер образа, стараясь не задеть друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь», и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День» совушка уле­тает, а мышки, жучки, бабочки снова на­чинают резвиться.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.

На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)

Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом, хоть и кроха,
Укусит — будет плохо!
(Пчела, оса)

Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)

Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)

2. Воспитатель предлагает детям вы­полнить логоритмические упражнения. Насекомые

Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за ней шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.

Лягушка

Скачут по опушке
Две веселые лягушки
Прыг-скок, прыг-скок -
Прыгать весело, дружок.

Жук

Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.


«Ловля обезьян»

Детей делят на две группы: обезьяны и их ловцы. «Обезьян» размещают на одной стороне площадки, ловцов - на противоположной. Они договаривают­ся между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (деревья, пеньки) и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы» обезьяны бегут к своим местам, стараясь встать на возвышение, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой предмет, и уводят к себе. При повторе­нии дети меняются ролями.

Варианты игры (средняя, старшая группы)

1.  Охотник (воспитатель или ребе­нок) показывает движения, передаю­щие характер обезьяны.

•  «Шалунья обезьянка». И.п. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы­рены. Наклоны в стороны, вперед, прыжки (на месте и с продвижением вперед).

•  «Обезьянка дразнится». Ип. - стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой. Имитация «носа».

•  «Обезьянка спряталась». Ип. - о.с. Присесть, закрыть лицо руками.

•  «Обезьянка умывается». Ип. - сед, руками   захватить   стопу.   Имитация «умывания».

•  «Обезьянка бегает». Бег по кругу.

2.  Охотник (воспитатель или ребе­нок)   под музыку показывает ритмич­ные движения, передающие характер обезьяны.

•  «Обезьянка крутит хвостиком». И.п. - левая нога отставлена в сторону, пра­вая рука на поясе, левая с зажатым ку­лачком отведена в сторону. Круговые движения кистью левой руки — имита­ция кручения хвоста, ритмичные движения стопой, не отрывая пятку от пола.

•  «Обезьянка шалит». Им. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы­рены. Поднять и отвести ногу в сторону попытаться соединить колено с локтем.

•  «Обезьянка танцует». Им. — ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы­рены. Выставить ногу вперед в сторону на пятку, ритмичные движения в полу­приседе вокруг себя.


«Мяч водящему»

Играющие строятся в две-три колон­ны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в ко­нец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на своем месте, он поднимает руки вверх.

Варианты игры (старшая, подгото­вительная к школе группы)

1.  Использовать мячи разных разме­ров  (малые - диаметр  100-120 мм, большие - диаметр 200-250 мм).

2. Водящий, бросая мяч игроку, назы­вает какое-нибудь обобщающее слово, например луг (река, лес, транспорт, иг­рушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные дети, принимая мяч, должны произнес­ти слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например расте­ние - это цветок, трава, ромашка и т.д.


«Построй шеренгу, круг, колонну»

Дети, разделившись на две группы, строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. По сигналу воспитателя ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задаются удара­ми в бубен) по всей площадке. Прекратив ударять в бубен, воспитатель командует: «Построй шеренгу (круг, колонну)!» - и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает группа, быс­трее и правильнее построившаяся.

Варианты игры (старшая, подгото­вительная к школе группы)

1.  Воспитатель до начала игры сооб­щает: под бубен надо ходить, под колокольчик - бегать медленно, под звуки погремушки - быстро бегать.

2. После сигнала нужно встать точно на свое место.

3. Каждая группа строится у кегли оп­ределенного цвета.

4.  Воспитатель подает сигнал, пока­зывая карточку с изображением колон­ны (шеренги, круга).

5. Воспитатель подает сигнал, показы­вая карточку с изображением шеренги, колонны (по росту, в обратном порядке).


«Тропинка»

Дети делятся на две команды с равным количеством участвующих. Участники каждой команды берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. Затем ве­дущий дает задание обеим командам. По команде «Тропинка» участники каждой ко­манды становятся друг за другом, кладут ру­ки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя голову. По команде «Копна» все участники игры направляются к центру своего круга и соединяют руки. По команде «Кочки» приседают, положив руки на голо­ву. Эти задания чередуются. Кто быстрее их выполнит, тот получает очко.

Варианты игры (старшая, подгото­вительная к школе группы)

1. Дети образуют один или три круга.

2. Дети могут идти в колонне по одно­му, парами.

3. «Яблоневый сад» - участники игры встают в круг.

И.п. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, разведены в сто­роны, пальцы соединены. «Дубрава» - участники встают врассыпную.

И.п. - ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх и разведены в стороны. «Ель­ник» - участники встают в колонну.

И.п. -  пятки вместе, носки врозь, руки опу­щены, но не прижаты к туловищу, ладо­ни отведены в стороны, пальцы вместе.

4. Дети идут в колонне парами. «Сосна»

- встать спиной друг к другу. И.п. — пятки вместе, носки врозь, руки опущены, но не прижаты к туловищу. Ладони отведе­ны в стороны, пальцы вместе. «Ива» - встать боком друг к другу. И.п. — ноги вме­сте, одна рука (у одного ребенка левая, у другого правая) отведена в сторону и со­гнута в локте, пальцы опущены. «Береза»

-  встать лицом друг к другу. Им. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, раз­ведены в стороны, пальцы соединены. «Дом» - встать в круг и взяться за руки. «Забор!» - встать в шеренгу. «Ворота!» -встать парами напротив друг друга.


«Три стихии: земля, воздух, вода»

Площадка разделена на три зоны - зем­ля, воздух, вода. Ведущий называет предмет: самолет - играющие бегут в зону, обо­значающую «воздух»; «пароход» — в зону «вода»; «дерево» — в зону «земля». Игрок, на­рушивший правила, выбывает из игры.

Варианты игры

1. Стихии могут быть разные: «Река,

болото, море», «Рыбы, птицы, звери» и т.д.

2. Ведущий не дает команду, а показы­вает карточку с изображением представителя той или иной стихии.

3. Ведущий загадывает загадки о пред­ставителях каждой стихии.

Колюч, да не еж. Кто это?

(Ерш.)

Весной за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит.

(Грач.)

4. Заняв место в той или иной стихии, детям следует изобразить то, что было названо.


Игры-эстафеты

Разнообразить можно и игры-эста­феты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений де­тей, но и развитие познавательных, сен­сорных, творческих способностей. По­этому в содержание игр-соревнований желательно включать проблемные зада­ния, которые активизируют психичес­кие процессы (внимание, мышление, память, воображение).

Варианты игр-эстафет

1. Выложить фигуру из физкультурно­го инвентаря (флажков, кубиков, кеглей, обручей, гимнастических палок и др.).

2.  Выложить физкультурный инвен­тарь в соответствии с образцом.

3. Выбрать один кубик (с буквой) в со­ответствии со словом на карточке.

4. Выбрать из множества геометриче­ских фигур (квадрат, треугольник, круг) одну фигуру - не квадратную и не тре­угольную.

5.   Выбрать из множества кубиков (желтого, красного, синего цвета) кубик не желтого и не синего цвета.

6. Выбрать из нескольких карточек с изображением диких и домашних животных карточку с изображением жи­вотного Африки.

Перед тем как предложить игру, детей нужно настроить на нее, снять психоэмоциональное напряжение. Если воспита­тель использует разнообразные варианты подвижных игр, то это способствует раз­витию у детей инициативы и творчества.

С. ПРИЩЕПА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.

Прищепа С. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок. (Как разнообразить подвижные игры) // Дошкольное воспитание, 2005. № 6. С. 23–28.