UA-11904844-8

Выразительное движение

Факультатив­ный раздел программы «Развитие» - «Выразительное движение». Он основан на данных четырехлетнего экспери­ментального исследования, проведенного в детском саду № 515 (Москва).

Этот раздел рекомендуется для работы с дошкольниками от 3 до 7 лет не только на базе программы «Развитие», но и независимо от нее. Раздел построен так, что по нему может работать воспитатель (а также музыкальный руководитель или другой педагог), который выбрал его по собственному желанию, сам любит двигаться, тан­цевать, играть (с перевоплощением в разных персонажей) и хочет научить этому детей. Раздел был замыслен и создан как целостная система; ее можно дополнять и расширять, руко­водствуясь принципами, на которых она основана, но из нее нельзя «вырывать» отдельные фрагменты и при этом ожидать результата, на который нацелен раздел и вся про­грамма «Развитие» в целом.

К разделу «Выразительное движе­ние» разработано полное методичес­кое обеспечение. Упражнения, этюды, предлагаемые детям как учебные и творческие задания, не просто мате­риал, который можно использовать на детских досугах и праздничных пред­ставлениях. Это действенный инстру­мент развития способностей детей, коррекции их личностных проблем, эффект использования которого зави­сит от того, насколько воспитатель понимает, что он делает, что развива­ет у ребенка в каждом конкретном задании и как это соотносится с основной целью.

Работа по разделу нацелена на развитие у детей, с одной стороны, творческих способностей,   а  с  другой   —   невербального (несловесного) общения. Обе цели достигаются путем развития образно-пластического творчества на материале художественно-игровой деятельности, где выразительность дви­жений и пластика человеческого тела являются главным средством вопло­щения образного содержания. Эта деятельность близка драматизации, театру; в перспективе она может привести к постановкам типа «пла­стической драмы», пантомимы, а также может стать необходимым ком­понентом актерской выразительности детей при исполнении спектаклей с текстами. Художественно-игровая дея­тельность является оптимальной для развития детского воображения, так как отвечает его двигательной приро­де: образы воображения ребенок стро­ит действенно, «при посредстве собст­венного тела» (Л. С. Выготский).

Невербальное общение формируется как «побочный результат» развития образно-пластического творчества. Это происходит благодаря тому, что учебные и творческие задания постро­ены в виде игровых сюжетных ситуа­ций; в них разнохарактерные персо­нажи взаимодействуют друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний ис­пользуются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более кон­тактными, восприимчивыми к эмоцио­нальным проявлениям окружающих людей.

Развитие образно-пластического твор­чества идет на основе обучения языку выразительных движений — это прин­ципиальное положение программы и главная цель занятий с детьми. Благо­даря такому обучению они открывают для себя, что движения, жесты и то, как они исполняются, имеют свою смысловую содержательность: с их помощью — без слов — можно выразить настроение, намерение, от­ношение к другому человеку, можно «рассказывать» целые истории о раз­нообразных героях и всевозможных событиях. Осмысление ребенком движений, его стремление использовать их как средство передачи образного содержания развивают у него арти­стичность, пластическую выразитель­ность (исполнительское творчество), способность к придумыванию сценок на заданную тему, выстраиванию их в движении (что ведет к «сочинитель­скому» творчеству).

Работа осуществляется в нескольких направлениях. Главные из них — развитие способности к образному перевоплощению и развитие образно-пластического взаимодействия. Вспо­могательные направления — освоение действий с воображаемыми предмета­ми, развитие умения свободно дви­гаться «всем телом» и другие.

Занятия по выразительному движе­нию проводятся раз в неделю (для этого в общем расписании нужно выделить постоянное время). Освоен­ный на занятиях материал (отдельные жесты, способы выражения пережива­ний и отношений) закрепляется и используется в повседневной жизни: в играх, в общении с окружающими. По желанию детей можно повторять понравившиеся упражнения и игры в свободное время. Такая форма акти­визации освоенного на занятиях есте­ственно вписывается в жизнь детей, если работу по данному разделу ведет воспитатель; педагогу, приходящему в ДОУ только на время занятий, ис­пользовать подобную форму, к сожа­лению, не удается.

Занятия идут по подгруппам — по 6—10 детей. Для занятий требуется достаточно большое свободное про­странство — в групповой комнате или зале (желательно с ковровым покры­тием).

Занятие, как правило, начинается с разминки, цель которой — разогреть мышцы, включить все тело в актив­ное движение. В основной части занятия дети знакомятся с языком выразительных движений, способами его использования при воплощении того или иного образа, при разыгры­вании ситуаций с эмоционально-плас­тическим взаимодействием персона­жей. Педагог строит подачу учебного материала так, чтобы подвести детей к самостоятельному Поиску «реше­ний»: подбору и придумыванию об­разных движений, отвечающих задан­ному смыслу; выстраиванию их в композиции; нахождению своеобраз­ных приемов их выразительного ис­полнения.

В ходе освоения языка выразитель­ных движений — главного средства воплощения образов и развития пла­стического творчества — педагог ак­тивно использует слово: разъясняет приемы исполнения и семантику дви­жений, задает вопросы, описывает воображаемые ситуации и пр.; ис­пользует и художественное слово — фрагменты литературных произведе­ний и устного народного творчества. Широко используется и музыка (за­писи специально подобранных фраг­ментов из классических произведений и обработки народных мелодий). В ходе выполнения упражнений под музыку дети ориентируются на ее характер, соотнося с ним характер пластического образа. Это помогает углублению образного перевоплоще­ния, активизации поиска выразитель­ных движений, творческого процесса в целом.

Рассмотрим кратко содержание ра­боты в каждой возрастной группе.