Вторая младшая группа
Во второй младшей группенеобходимо создать условия для развития у детей начальных элементов образно-пластического творчества — через формирование первичных наглядно-действенных представлений о простейших выразительных возможностях языка движений для воплощения образа и «бессловесного» общения.
Начальное развитие способности к образному перевоплощению проходит поэтапно.
Сначала дети учатся передавать образы игрушек, животных путем изображения их внешних действий (петушок ходит, машет крыльями, клюет зерна, кукарекает), причем «спектр» внешних действий персонажа берется по возможности более широкий, чтобы обогатить представления дошкольников об образе и возможностях его воплощения с помощью выразительных движений.
Затем дети начинают осваивать способы передачи внешних свойств, характерной пластики персонажа — способы, с помощью которых воссоздается внешний облик героя. Например, чтобы изобразить мышку, нужно передвигаться легко, бесшумно, короткими и частыми шажками, как будто уменьшившись, «сжав себя внутрь». Наоборот, чтобы изобразить медведя, следует двигаться медленно, тяжело, широко, как бы увеличив занимаемое телом пространство. Образно-смысловое сопоставление контрастных проявлений той или иной характеристики движения: темпа (быстрый — спокойный), амплитуды (маленький — большой), наполненности (легкий — тяжелый), характера протекания (плавный — резкий) и др., — помогает детям осмысливать движения и передавать с их помощью образное содержание более или менее выразительно.
И, наконец, осваиваются способы выражения в движениях внутренних свойств образа — эмоций, особенностей характера (грустный — веселый, добрый — злой, трусливый — храбрый и др.). В многообразных заданиях один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).
Первичное освоение образного содержания позволяет уже в младшей группе знакомить детей с сюжетными историями, фрагменты которых «рассказываются» посредством выразительных движений. А это в свою очередь дает возможность воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно — через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т. п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение. Принцип сюжетности в игровых заданиях подводит детей к тому, чтобы воспринять саму идею: жесты, пластика, движения — это своеобразный язык.
Параллельно идет развитие эмоционально-пластического взаимодействия. Осваивая тот или иной жест, дети знакомятся с его семантикой и способом выполнения; затем пытаются использовать его как средство общения с игровым партнером, причем в качестве такового выступает в начале года — кукла, с середины года — взрослый (в роли какого-либо персонажа), а к концу — возможно, и сверстник. Общение с партнером при помощи жестов также очень активно помогает детям открыть для себя язык движений. И это открытие — один из главных результатов работы с детьми в младшей группе.
В творческих заданиях дети демонстрируют первые результаты: самостоятельно подбирают движения к заданному смыслу (компонент «сочинительского» творчества), демонстрируют отдельные «штрихи» эмоционально-пластической выразительности (фрагменты исполнительского творчества). Если же ребенок, пусть даже без видимого результата, только пытается найти движение и старается исполнить его выразительно, это само по себе уже очень важно.