Средняя группа
В средней групперазвитие творчества на основе обучения языку выразительных движений идет с акцентом на развитие парного образно-пластического взаимодействия. Дети продолжают осваивать способы общения с помощью жестов. Новым же становится знакомство с пространственным поведением персонажей относительно друг друга (размещение и перемещение исполнителей по сценической площадке). Освоение разновидностей «пространственного рисунка» парного взаимодействия — главная идея раздела «Выразительное движение» в средней группе. По своей новизне эта идея отличает данную методику от других методик развития детского творчества через движение.
Этапы освоения разновидностей парного взаимодействия определяют главную линию развития и обучения детей в течение года. Сначала осваиваются способы образно-пластического взаимодействия, когда партнеры располагаются рядом друг с другом (например, при имитации «починки игрушки»). Затем дети осваивают способы взаимодействия, когда один партнер стоит на месте, а другой приближается к нему (например, изображая интерес одного персонажа к другому), а затем удаляется (изображая потерю интереса). Еще более сложным является такой «рисунок» взаимодействия, при котором один партнер приближается к другому, а тот от него отодвигается, удаляется, чтобы сохранить или увеличить дистанцию (в ситуации «Кошка преследует улетающую птичку»). Наконец, дети осваивают способы взаимодействия, передающие сотрудничество персонажей или их противоборство. В первом случае усилия действующих лиц направлены в одну сторону («Тянем-потянем»), во втором — в противоположные стороны («Лиса похищает петушка»).
В средней группе дошкольники впервые сталкиваются с проблемой: как передать конфликт между разнохарактерными персонажами в парном взаимодействии. Решение этой проблемы требует от детей удержания «двойственной позиции» актера: дети взаимодействуют друг с другом, одновременно конфликтуя (как персонажи) и сотрудничая (как партнеры по игре). Введение подобного содержания именно в среднем возрасте — еще одна отличительная особенность представляемой здесь методики. Такой «ход» не только позволяет знакомить детей с разнообразными сюжетами и способами воплощения образов, что активизирует их продуктивное воображение, но и подводит к начальному пониманию природы актерской игры, весьма важного для развития исполнительского творчества.
Развитие способности к образному перевоплощению в средней группе тоже имеет свои особенности. Продолжается освоение способов, передающих, с одной стороны, особенности пластики персонажей, а с другой — их внутренние переживания. Но если в младшей группе эти два плана создания образа осуществлялись порознь, то теперь детям все чаще удается их совмещать (при поддержке педагога). Кроме того, дети знакомятся с новым способом обогащения образа — его детализацией, подробным изображением ситуативных действий персонажа, которые могут естественно рождаться из контекста образно-пластического взаимодействия. Подобное изображение предоставляет большие возможности для нахождения разных вариантов «решения» образа («кошка» может подкрадываться к «птичке» или непрерывно и медленно, или осторожными перебежками с остановками, чтобы притаиться на время, или как-то иначе).
Выполняя творческие задания, дети среднего дошкольного возраста показывают результаты, свидетельствующие о некотором количественном росте: все больше детей могут придумывать и подбирать подходящие по смыслу выразительные движения, причем в разных вариантах; они более явно и устойчиво демонстрируют фрагменты исполнительской выразительности, при этом все меньше опираются на поддержку педагога. Однако эффект проведенного за год развивающего обучения не ограничивается этими видимыми результатами. Именно в среднем дошкольном возрасте, когда дети уже способны воспринять качественно новое содержание, но пока еще не могут самостоятельно воспользоваться полученным опытом, удается заложить то, что готовит базу для скачка в творчестве через год-другой.