UA-11904844-8

Старшая группа

В старшей групперазвитие творчест­ва детей на основе обучения языку движений опирается на опыт, полу­ченный ими в предыдущие два года. (Если работа по «Выразительному движению» начинается с детьми 4—5 лет, следует сначала освоить програм­му для младшей и средней групп и лишь после этого идти дальше.)

В парном образно-пластическом взаимодействии продолжается освое­ние способов передачи игрового кон­фликта — с удержанием «двойственной позиции» актера. Оно проходит на более сложном содержании, позво­ляющем разыгрывать более интерес­ные, динамичные и развернутые сюжеты.

Такие разыгрывания требуют от ре­бенка умения понимать партнера (без слов), реагировать на его импровиза­ционно-ролевые действия, не нару­шая обшей сюжетной канвы и не уходя от собственной роли. Вот поче­му детям предлагаются задания, на­правленные на развитие взаимопони­мания. Одна из разновидностей таких заданий — освоение приемов «сцени­ческой иллюзии», требующих от парт­неров точного согласования движе­ний. Например, «Бабка катает коло­бок»: дети не прикасаются друг к другу, но соотнесенность их действий создает впечатление, будто один из них действительно вращает на полу округлый предмет. Знакомство с по­добными специфически сценически­ми приемами помогает развивать не только взаимопонимание, но и вооб­ражение, расширяет арсенал вырази­тельных средств, которыми дети могут воспользоваться в собственном твор­честве.

Новым в старшей группе становится освоение способов образно-пластического взаимодействия трех персона­жей в единой игровой ситуации. Этому уделяется особое внимание на протяжении всего года. Преимущест­венно детям предлагаются ситуации, где два персонажа взаимодействуют между собой, а третий за ними наблюдает (для него взаимодействие с двумя другими участниками — не прямое). Сложность в том, чтобы не просто смотреть на происходящее, но и «сыграть», как персонаж относится к тому, что видит: сопереживает, или делает вид, что не замечает, или старается не обнаружить своего при­сутствия и т. п. Кроме того, появле­ние третьего персонажа может изме­нить позиции действующих лиц: тот, кто был нападающим (кошка крадется к птичке), сам подвергается угрозе нападения (с появлением волка), а избежав опасности (забравшись на дерево), остается  сторонним,  но  активным наблюдателем дальнейших со­бытий. Подобные перемены в поведении персонажа дают богатый матери­ал для представления его образа — и во внешнем, двигательном, воплоще­нии, и во внутреннем плане, т. е. воображении.

Это направление теснейшим обра­зом связано со вторым главным на­правлением работы — развитием спо­собности к образному перевоплоще­нию.

Перевоплощение, или «вживание», в образ требует, чтобы ребенок-«артист» представил его как можно более полно, конкретно и подробно: каков характер персонажа, что и как он делает, как двигается, как реагирует на действия других персонажей, како­во его сиюминутное настроение, как оно меняется и почему и т. п. В связи с этим при пластическом во­площении образа используется дета­лизация, которая в старшей группе становится центральным моментом методики и понимается как принцип непрерывного «проживания» игрового образа. В течение года осваиваются разные ее способы.

Во-первых, осваиваются способы, передающие процесс «превращения» как видоизменение внешнего облика персонажа, промежуточного «перехо­да» из одного состояния в другое, например: цветы вырастают — увяда­ют — оживают. Задание выстроено как целостная ситуация, в которой обыгрываются не только опорные состояния образа («выросли», «завя­ли», «ожили»), но и их причины. Тем самым создаются условия, необходи­мые для того, чтобы дети могли прожить образ как единый непрерыв­ный процесс трансформации. Однако, чтобы это произошло, от детей требу­ется наполнить схему развития образа деталями. Точнее говоря, имеет место взаимообусловленность: детализация образа помогает «прожить» его, а «проживание» активизирует фантазию к поиску, придумыванию новых де­талей.

Другой вид заданий на детализа­цию — воплощение образов фантастических существ. Детям предлагается передавать необычную пластику и необычные («волшебные») действия этих персонажей, искать конкретные детали, чтобы воплотить их в движе­нии подробно и выразительно. Необычность этих персонажей дает про­стор для фантазии — придумывания разных вариантов воплощения их об­разов в движениях.

Этапы освоения способов образно-пластического взаимодействия и перевоплощения определяются последова­тельностью работы над отдельными эпизодами игрового сюжета. Сначала вдет работа над эпизодами сказки «Колобок», потом — над фрагментами большей части сюжета «Петя и волк», в конце года осваиваются игровые задания по «волшебной» тематике.

В творческих заданиях дети могут показывать фрагменты образно-пластической импровизации, более или менее выразительно исполнять уже освоенные эпизоды сказок.