Подготовительная к школе группа
В подготовительной к школе группеосваиваются более сложные способы образного перевоплощения и эмоционально-пластического взаимодействия (2—3 и большее число партнеров в единой игровой ситуации) как продолжение работы, осуществлявшейся в предыдущие годы. Центральным звеном методики, которое проникает во все направления развивающего обучения, остается детализация образа.
Опыт, полученный детьми в отдельных упражнениях, этюдах, сюжетных эпизодах, реализуется в образно-пластических спектаклях по сказкам, действие в которых развивается непрерывно и воплощается средствами выразительных движений под музыку («Колобок», «Петя и волк», «Маша и Щелкунчик»). Эти спектакли композиционно выстраиваются взрослым, но включают и фрагменты детских импровизаций в коротких эпизодах. Разыгрывание таких спектаклей проводится с двоякой целью. С одной стороны, продолжается работа над развитием эмоционально-пластического «проживания» каждым ребенком своей роли (детей побуждают к исполнительскому творчеству). С другой стороны, дети получают наглядно-действенные представления о композиционной структуре образно-пластического сюжетного произведения, имеющего завязку, - драматическое развитие, кульминацию и развязку.
Это подводит их к построению образно-пластических композиций, т. е. сочинительскому творчеству в собственном смысле слова. В подобных творческих заданиях задается общая сюжетная канва (персонажи, последовательность основных событий, концовка), а дети, разбившись по двое-трое, пытаются воплотить эту «историю» средствами выразительных движений. Для них творческая задача заключается не только в «переводе» с одного языка на другой (со словесного на двигательно-пластический); здесь требуется договориться с партнером о совместном замысле, детально и конкретно разработать в движениях каждый эпизод (смысл которого задан в общих чертах), выстроить «пространственный рисунок» (кто откуда появляется, как перемещается по «сценической площадке» и т. п.), наконец, показать зрителям всю композицию целиком. Педагог помогает детям, организует и направляет этот процесс, но по возможности предоставляет им максимальную самостоятельность и инициативу, которые от занятия к занятию становятся все более широкими и устойчивыми.
В итоге, к концу обучения дети самостоятельно сочиняют небольшие композиции по словесно заданной схеме сюжета, воплощая его в разных вариантах. Они более или менее детально выстраивают двигательные образы и, исполняя их, доказывают своеобразную манеру эмоционально-пластической выразительности и перевоплощения.
ГОРШКОВА, канд. пед. наук.
Горшкова Е. Знакомьтесь: Выразительное движение // Дошкольное воспитание, 1999. № 10. С. 10–15.
- << Назад
- Вперёд