Подражательные движения

Подражательные движения имеют большое значение в обучении детей дошкольного возраста разнообразным видам движений и игровым упражнениям. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Это самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности. Например, попробуйте объяснить ребенку технику ползания с опорой на ноги впереди, а на руки сзади, за спиной.

Вас ребенок не сразу поймет, а трудность выполнения данного движения вызовет нежелание его продолжать. Но скажете «Паучок», покажете движение, и ребенок преодолеет любое двигательное препятствие, потому что это уже игра. А дальше ваш «паучок» будет ползать с подниманием и опусканием живота (для укрепления мышц), прыгать на двух ногах, подскакивать с ноги на ногу, кружиться и вертеться на двух ногах и одной руке, а это уже и танцевальные движения.

При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам, людям разных профессий и т.д. Образно-подражательные движения развивают у них творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.

С помощью подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым удовлетворяя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.

Эффективность подражательных движений заключается еще и в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из разных исходных положений и большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что дает хорошую физическую нагрузку на все группы мышц.

Знакомство с подражательными движениями начинается с раннего возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники, эмоциональной передачи характера данного образа )мимикой, движением всего туловища, темпом, характером передвижения и т.д.).

При знакомстве с каким-либо подражательным движением ребенку не только дается точная техника движения с передачей эмоционального характера данного образа, но и предлагается сделать так же. Это вызывает у детей интерес и желание подражать; а инструктору или воспитателю дает ориентировку, с какого этапа начинать или продолжать обучение в данной группе или подгруппе.

Приемы подачи детям подражательных движений могут быть разными, это зависит от сложности движения и образа. Например, можно сначала назвать образ, а потом показать или показать подражательное движение и попросить у детей угадать образ, а показ осуществлять с объяснением движения разных частей туловища. Например «лягушка» передние лапки (руки) ставит рядышком между ног, а задние лапки (ноги) расставляет широко. У «лягушки» передние лапки (руки) как бы убегают вперед, а задние (ноги) прыжком догоняют их.

С выполнением подражательного движения на спортивных снарядах название образа не изменяется, например, подражая кенгуру, дети выполняют прыжок с высоким подниманием колен к груди. Затем данное движение используется при спрыгивании с высоты.

Примерный перечень и описание подражательных движений представлен в приложении.

Примерный перечень и описание подражательных движений 

п/п 

Образ и вид движения 

Исходное
положение
 

Начальный этап
обучения
 

1-й этап
усложнения
 

2-й этап
усложнения
 

Творческое исполнение дви­жения 

1

2

3

4

5

6

7

1

Мышка:

ходьба на но­сках семенящим шагом

Стоя на носках, согнуть в локтях руки; кисти рук перед грудью соединить пальцами вниз

Знакомство с повадками и характерными чертами мышки через движение рук с поворотами головы и всего туловища. Попытка имитационного движения мышки

Ходьба на носках с имитационными дви­жениями рук, в чере­довании с обычной ходьбой

Ходьба на носках се­менящим шагом, с высоким подниманием от пола пяток и ими­тационными движениями рук и головы, подражая мышке и из­меняя темп движения в разных направлениях

Самостоятельно и точ­но выполнять технику ходьбы на носках се­менящим шагом с из­менением     темпа     и направления. Творчески   передавать характер    и    повадки мышки    мимикой    и движением туловища

2

Цыпленок: ходьба на пятках с ритмиче­скими движениями рук в стороны

Стоя на пятках, руки опустить вниз, а кисти рук — в стороны

Знакомство с образом цыпленка, попытка имитационного движе­ния

Ритмическая ходьба со взмахом рук в стороны

Чередование ходьбы на пятках с обычной ритмической ходьбой и движением рук в стороны

Уверенная   ходьба   на пятках   с   четкой   ко­ординацией рук и пе­редачей характера об­раза цыпленка

3

Котенок:

ползание с опорой рук и колен

Стоя на коленях, кос­нуться руками пола

Знакомство с образом. Попытка передать характер и повадки ко­тенка через движения и звукоподражание

Ползание с опорой на руки и колени, с изме­нением темпа и на­правления. Эмоцио­нальная передача об­раза мимикой лица и движением туловища. Уметь вставать с ко­лен на задние лапки (ноги) и ходить на них

Ползание с прогибанием спины вниз, а головы вверх и на­оборот. Подлезать под шнур, прогибая позво­ночник

Выполнять        разные имитационные упраж­нения:   «Посмотри  на хвостик   справа — сле­ва,   сверху —   снизу», «Подними правую за­днюю лапку» и т. д. Упражнения на подни­мание    разноименных рук и ног

4

Корова:

ползание с опорой на руки и сто­пы

Стоя на ногах, накло­ниться и поставить ру­ки на пол, голову поднять вверх

Знакомство с образом и попытка имитационного движения с пе­редачей характера об­раза через звукоподражание

Ползание с изменени­ем темпа, направ­ления, поворотом го­ловы в разные сто­роны, вверх — вниз, с кружением

В данной позе подни­мать то одну, то дру­гую руку и ногу

Творческая     передача образа мимикой лица, движением   туловища, звукоподражанием

5

Петушок:

ходьба с высоким подниманием колен и взмахом рук в стороны

Стоять с опущенными руками

Знакомство с образом и попытка имитационного движения: одновременно поднимать одну ногу, согнутую в колене, и руки в стороны. Попытка хо­дить с высоко подня­тыми коленями и оттянутым носком вниз. Попытка удержать равновесие, стоя на одной ноге, с подня­тыми вверх руками (крылья)

Попытка поднимать в стороны руки, согну­тые в локтях и с опу­щенными вниз ладо­нями; на уровне плеч ровно выпрямить руки в стороны, а опускать вниз сначала локти, потом ладони. Удерживать статическое равновесие, стоя на одной ноге с подняты­ми руками. У поднятой ноги оттянуть носок вниз

Попытка соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе, удерживая равновесие. Попытка хо­дить как петух, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая

Творческая передача образа петуха в стати­ческом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным по­ложением рук и мими­кой

 

6

Аист:

ходьба с высо­ким подниманием ко­лен, при этом нога выпрямляется вперед

Стоять с опущенными руками

То же, но при подни­мании колена пытать­ся выпрямить ногу и оттянуть носок

То же, но не забывать выпрямлять ногу впе­ред и оттягивать носок

Попытка соединить технику движения ног и рук. Твердо стоять в позе, удерживая рав­новесие. Попытка хо­дить как аист, высоко поднимая колени, а опорную ногу ставить со ступни на носок, как бы подпрыгивая

Творческая передача образа аиста в стати­ческом положении и ходьбе с движением головы, поворотами туловища, разным по­ложением рук и мими­кой лица

 

7

Утенок:

ходьба в приседе

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, пальцы рук широко расставлены

Знакомство с образом, попытка имитацион­ного движения в при­седе и передачи ха­рактера утенка через звукоподражание

Ходьба в приседе с согнутыми в локтях руками и широко рас­ставленными пальца­ми. Пытаться ходить в приседе с выпрямлен­ной спиной

Попытка ходить в приседе с выпрям­ленной спиной, пере­валиваясь из стороны в сторону (как утка)

Творческая передача образа через точные имитационные движе­ния и технику выпол­нения ходьбы в при­седе с выпрямленной спиной

 

8

Белка:

прыжки в при­седе с продвижением вперед

Присед на двух ногах, руки согнуты в локтях, ладони соединены пе­ред грудью и опущены вниз

Знакомство с образом белки и попытка ими­тационного движения по показу инструктора или воспитателя

Попытка выполнения прыжка в приседе с одновременным дви­жением рук рывком вперед, не разъединяя ладоней

Попытка выполнения прыжка, но с выпрям­ленной спиной и про­движением вперед с изменением темпа

Творческая передача образа белки через имитационные движе­ния и технику выпол­нения прыжка в при­седе с выпрямленной спиной

 

9

Заяц:

прыжки на двух ногах с продвижением вперед

Стоять с руками, со­гнутыми в локтях, а ладони соединить пе­ред грудью и опустить вниз

Знакомство с образом зайца и попыткой имитационного движе­ния с передачей образа мимикой лица и дви­жением туловища

Прыжки на двух ногах с продвижением впе­ред, с сохранением по­ложения рук перед грудью и выпрямлен­ной спиной

Движения с выполне­нием поворотов прыж­ком в стороны, впе­ред — назад, кругом на 180 °, с разной длиной и высотой прыжка

Творческая передача образа зайца через точные имитационные движения

 

10

Кенгуру:

прыжки на двух ногах с высоким подниманием колен и продвижением вперед

Стоять с опущенными вниз руками. Перед прыжком руки отвести назад и чуть присесть, согнув ноги в коленях

Знакомство с образом кенгуру и попытка вы­полнения имитацион­ного движения

Из исходного положе­ния попытаться прыг­нуть вверх, подтягивая колени к груди, а руки вперед — вверх, про­двигаясь вперед

Выполнять те же (предыдущие) движе­ния в прыжках, но с высоким подниманием колен

Попытка выполнения данного прыжка на ба­туте, с наклонной вы­соты, с бума, школь­ного козла и т. д.

 

11

Лошадка:

бег и ходьба с высоким поднима­нием колен. Прямой и боковой галоп

Стоять с руками, со­гнутыми в локтях, ла­дони опустить вниз

Знакомство с образом лошадки через звуко­подражание и попыт­кой имитационного движения

Ходьба и бег с высо­ким подниманием ко­лен и сохранением по­ложения рук

Сохраняя положение рук, чередовать ходьбу и бег прямым и боко­вым галопом, изо­бражая лошадку

Творческая передача образа лошадки с точ­ной техникой выпол­нения движений

 

12

Лягушка:

ползание прыжковым шагом с опорой на руки и сто­пы

Ноги расставить на ширине плеч, присесть и соединенные ладони поставить вместе меж­ду ног

Знакомство с образом лягушки и попыткой имитационного движе­ния с передачей харак­тера образа мимикой лица и движением всего туловища

Из исходного положе­ния продвинуть соеди­ненные руки вперед, затем прыжком ноги переставить к рукам, но сохранить прост­ранство между ними

Движения, но с разной длиной прыжка, т. е. руки продвигаются вперед на короткое или более дальнее рас­стояние (вперед от ног)

Творческая передача образа через точные имитационные движе­ния и технику выпол­нения

 

13

Паучок:

ползание с опорой на ноги впе­реди, а рук сзади за спиной

Сесть, отвести руки назад за спину и по­ставить ладони на пол за спиной. Упираясь на стопы ног и рук сзади, приподнять яго­дицы и все туловище вверх

Знакомство с образом паучка и попытка имитационного движе­ния с передачей ха­рактера образа мими­кой лица и движением всего туловища

Из исходного положе­ния ползти, сохраняя «висячее» положение туловища. Изменять темп движения и на­правления. Выполнять кружения вокруг себя

Подпрыгивания двумя ногами, подскоки с ноги на ногу, с выпрямлением их (вверх). Поднимание вверх одноименных рук и ног, сохраняя равновесие

Вращаться вокруг себя на одной одноименной руке и ноге. Твор­ческая передача образа через имитационные движения

 

14

Медведь:

ходьба на внешней стороне сто­пы

Стоять с слегка рас­ставленными ногами с упором на внешнюю сторону стопы, при этом носки ног сжать и направить к стопе. Руки, согнутые в лок­тях, поднять на уровне плеч, ладони к груди

Знакомство с образом медведя и попытка имитационного движе­ния с передачей харак­тера образа через ми­мику и движения всем туловищем

Из исходного положе­ния выполнять накло­ны туловища из сторо­ны в сторону, при этом одну ногу приподни­мать от пола. Сохра­няя наклонное поло­жение туловища в сто­роны, пытаться пере­двигаться вперед на внешней стороне сто­пы

Пытаться приподня­тую ногу от пола чуть сгибать в коленном суставе, сохраняя по­ложение носка в сжа­том состоянии; согну­тые руки у груди ладо­нями вовнутрь

Творческая передача образа через точные имитационные движе­ния и технику выпол­нения. Выполнять раз­личные повороты, прыжки, танцевальные упражнения, приседа­ния, кувырки

 

15

Пингвин:

ходьба с раз­вернутыми носками ног во внешнюю сто­рону до прямой линии. Семенящий шаг

Стоять с сильно раз­веденными носками ног в стороны; руки внизу с отведенными ладонями в стороны

Знакомство с образом пингвина и попытка имитационного движе­ния с передачей ха­рактера образа

Из исходного положе­ния пытаться выпол­нять семенящие рит­мичные шаги, сохра­няя положение носков и ладоней в стороны. Движение рук и ног направлены вперед

Пытаться координиро­вать ритмичные семе­нящие движения ног и рук, сохраняя исходное положение

Творческая передача образа через точные движения (имитацион­ные) и технику выпол­нения

 

16

Лиса:

ходьба мягкая, плавная, с носка на всю ступню

Стоять с согнутыми в локтях руками, ладони опустить вниз

Знакомство с образом лисы и попытка ими­тационного движения

Из исходного положе­ния пытаться ходить мягко, ступая с носка на всю ступню, при этом разноименную руку плавно направ­лять вперед перед грудью, а ладонями как бы что-то гладить

Движения с плавным разворотом туловища и головы (хитрая улыбка на лице)

Творческая передача образа лисы через имитационные движе­ния и технику их вы­полнения. Выполнять различные танцеваль­но-спортивные плав­ные движения

 

17

Птица:

бег на носках, плавный и легкий

Стоять на носках, руки в стороны со свободно опущенными вниз ла­донями

Знакомство с образом птицы и попытка имитационного движе­ния с передачей ха­рактера образа

Из исходного положе­ния пытаться выпол­нять плавные движе­ния руками: сначала опустить локти, а ла­дони, наоборот, под­нять вверх

Движения с легким плавным бегом на но­сках. Пытаться при движении рук приво­дить в движение паль­цы

Творческая передача образа птицы. При движении рук приво­дить в движение плечи

 

18

Собачка:

бег с оста­новками и резкими поворотами головы и туловища в стороны

Стоять с согнутыми в локтях руками и опу­щенными вниз ладо­нями, голова немного вытягивается вверх; тело как бы «готово» к любым   движениям   и

поворотам

Знакомство с образом собаки через принятие исходного положения и звукоподражание, с поворотом головы в разные стороны на­чать входить в образ

Бег с остановками, по­воротами в стороны головы и туловища; кружение на месте и в движении, сохраняя положение рук у груди

Выполнять бег с изме­нением темпа и на­правления, имитируя образ собаки. Во время бега выполнять дыха­тельные движения (как собака)

Творческая передача образа собаки через имитационные движе­ния и технику бега Усложнить бег силь­ным подъемом пяток (собачка пляшет) и, опустив руки, касаться ими поднятых пяток во время бега

 

19

Волк:

бег широким шагом

Стоять как перед бего­вым стартом, только ладони опущены вниз

Знакомство с образом волка и попытка ими­тационного движения с передачей образа

Начинать бег из высо­кой стартовой стойки, бежать широким ша­гом на скорость

Выполнять бег, ставя цель: до чего-то добе­жать, кого-то догнать, перегнать

Творческая передача образа волка через имитационные движе­ния и технику бега широким шагом на скорость

 

20

Тигр и лев:

бег ши­роким прыжковым шагом

Стоять как перед стар­товым забегом; ладони опущены вниз

Знакомство с образа­ми тигра и льва. По­пытка имитационного движения с передачей образа

Выполнять резкие и сильные (поочеред­ные) движения руками вперед. Бег широким прыжковым шагом с движением рук

Координировать дви­жение разноименных рук и ног, выполняя бег широким прыжко­вым шагом

Творческая передача образа через имитаци­онные движения и технику бега широким шагом с движением рук вперед

 

21

Обезьянка:

бег под­скоками с ноги на но­гу

Стоять с согнутыми в локтях руками, пальцы широко расставить и направить в стороны на уровне плеч

Знакомство с образом обезьянки и попытка имитационного движе­ния с передачей образа

Выполнять подскоки с ноги на ногу, имитируя движения обезьянки

Попытка координиро­вать движение ног при подскоках и при этом еще наклонять в стороны голову

Творческая передача образа обезьянки через имитационные движе­ния, мимику

 

22

Крокодил:

ползание с опорой рук

Лежать на животе, но­ги вытянуть вместе, упор руками на ладони перед грудью, голову держать прямо; носки ног вытянуть

Знакомство с образом крокодила и попыт­ка его имитационных движений

Ползать только с опо­рой рук, поочередно продвигая их вперед, при этом ноги остают­ся соединенными и прямыми

Ползать с опорой на руки и касанием пола только соединенными вытянутыми носками ног, все остальные ча­сти тела находятся в приподнятом положе­нии

Творческая передача образа крокодила и техники ползания с опорой на руки

 

23

Разведчик:

ползание с опорой на руки и ноги и на все туловище. Ползание по-пластун­ски

Лежать на животе с опорой на локти и ла­дони, ноги выпрямить свободно с разверну­тыми носками; голову наклонить к ладоням

Знакомство с образом разведчика и попытка имитационного движе­ния с передачей харак­тера образа («при­таившегося разведчи­ка»), поэтому сначала движения выполня­ются медленно и плав­но

Ползать с поочеред­ным продвижением вперед разноименных рук и ног. Туловище при ползании не при­поднимается от пола, а стопы остаются раз­вернутыми в стороны

Ползать по-пластун­ски и координировать движение разноимен­ных рук и ног. При ползании руки и ноги касаются пола, даже голова не приподни­мается высоко

Творческая передача образа разведчика с точной техникой пол­зания по-пластунски. Умение изменять темп и направление полза­ния по звуковому сиг­налу

 

24

Маугли:

прыжки с раз­ведением прямых ног в стороны

Стоя гь с небольшим полуприседом для прыжка, руки опустить вниз

Знакомство с образом Маугли. Попытка имитационного движе­ния, прыжки с разве­дением прямых ног в полете

Из исходного положе­ния толчком и взма­хом развести в сто­роны прямые ноги, а руки вытянуть прямо в полете; приземляться на соединенные, чуть полусогнутые ноги и опущенные вниз руки

Прыгать с увеличени­ем подъема прямых ног и рук в стороны, при приземлении на пол успевать соеди­нять ноги и опускать руки. Пытаться пры­гать с продвижением вперед

Выполнять прыжки на батуте при спры-гивании с наклонной высоты; технику раз­ведения прямых ног использовать при опорном прыжке

 

25

Космонавт:

прыжки с прогибанием туловища назад

Стоять, ноги в неболь­шом полуприседе, руки отвести назад

Знакомство с образом космонавта. Попытка имитационного движе­ния (движения тулови­ща с прогибанием его назад в полете)

Из исходного положе­ния прыгнуть вверх, прогибая туловище на­зад и выпрямляя назад руки и соединенные вместе ноги. Призем­ляться на полусогну­тые ноги

Координировать дви­жение рук и ног при прыжке. Прыгать вверх с продвижением вперед

Обрабатывать технику прыжка при спрыги-вании с высоты, на батуте и т. д., сохраняя заданный образ

 

26

Лебедь:

прыжки с раз­бега

Исходное положение может быть разное, так как прыжок вы­полняется во время движений или с раз­бега

Знакомство с образом лебедя. Попытка «по­летать» как лебедь, т. е. выполнять разные прыжки вверх

Разбежаться и выпол­нить   прыжок   космо­навта   и   в   движении прыжок Маугли, затем попытаться придумать свои  прыжки,  выпол­няя  в  полете  разные гимнастические      фи­гуры

Пытаться с разбега выполнить прыжок выпадом с разным по­ложением рук

Соединять плавные движения лебедя с прыжками, тем самым развивая творческую двигательную деятель­ность детей, чувство полета и умение вла­деть телом

 

27

Балерина:

гимнастиче­ская ходьба с носка на всю стопу

Стоять прямо, плечи чуть отвести назад, го­лову чуть приподнять

Знакомство с образом балерины. Попытка ходить плавно как ба­лерина

Попытка ходить мягко (ступая    с    носка)    и слегка размахивая ру­ками вперед — назад, сохраняя   при   ходьбе осанку

Координировать дви­жение разноименных рук и ног, сохраняя осанку гимнастиче­ской ходьбы

Развивать и закреп­лять технику гимна­стической ходьбы и умение сохранять пра­вильную осанку

 

                             

 

28

Машина:

ползание на ягодицах

Сидя на ягодицах, но­ги свободно выпря­мить, руки — перед грудью

При первоначальном знакомстве взять в руки руль или кольцо и, имитируя движения рулем, пытаться пере­двигаться на ягодицах

Эти и последующие движения выполняются в один этап. Из исходного положения передвигаться на ягодицах вперед — назад. Затем то же ползание на ягодицах, но с разным положением рук вперед, вверх, к плечам и т. д.

29

Ракета:

прыжки с ко­лен на всю ступню

Стоять на двух коле­нях, руки отвести на­зад, чуть присесть на пятки

Знакомство с образом ракеты, попытка ими­тационного движе­ния (подпрыгивание вверх), как взлет ра­кеты.

Из исходного положения пытаться, резко взмахнув руками вверх и сильно оттолкнувшись всем туловищем, подпрыгнуть вверх и при­землиться   на   ступни  ног.   Затем  прыжком   вернуться  в   исходное положение   и   повторять   подпрыгивания   несколько   раз.   Прыжки выполнять с продвижением вперед и на батутах

30

Рыбка:

перекаты

Лежать на спине, прямые руки соеди­нить в замок за голо­вой, ноги выпрямить и плотно сомкнуть вме­сте

Знакомство с образом рыбки. Попытка пере­катываться, сохраняя прямое положение ту­ловища (как рыба)

Из исходного положения пытаться медленно перекатываться на бок — живот — другой бок — спину, при этом сохранять прямое, сомкнутое положение ног и прямых, соединенных в замке рук за головой. При перекате вправо — влево голову держать так, чтобы лицо не касалось пола

31

Колобок:

перекаты

Лежать на спине, плотно поджать ноги, согнутые в коленях; руки, согнутые в лок­тях, плотно прижать к груди со сжатыми ку­лаками; голову при­жать к груди — «сгруппироваться»

Знакомство с образом колобка Попытка имитационного движе­ния перекатом, как ко­лобок

Из исходного положения пытаться выполнять перекаты вправо — влево, сохраняя «группировку» до конца переката. Попробовать перекатываться в заданном направлении на скорость

 

32

Веревочка:

бег скрест­ным шагом

Стоять с слегка при­поднятыми руками

Знакомство с тем, как вьется веревка. По­пытаться изобразить скрест — переплет но­гами

Из исходного положения пытаться выполнять бег, переплетая ступни ног друг за друга, помогая движением рук. Стоя боком по направлению движения, пытаться бегать скрестным шагом

 

33

Спортсмен: ходьба спортивная

Стоять, поставив на носок одну ногу и чуть приподняв вперед к себе разноименную ру­ку, а другую чуть назад

Передвигаться вперед спортивной ходьбой

Из исходного положения приподнять одновременно ногу, согнутую в колене, вверх, а руку вперед до уровня пояса Возвращая в исходное положение ногу и руку, приподнимать другие (разноименные) ногу и руку

 

                 

Дети всех возрастных групп могут выполнять эти движения, за редким исключением. Так, некоторые подражательные движения — воспроизвести образ аиста, белки, разведчика, Маугли, космонавта, лебедя, балерины, ракеты и веревочки — детям 3—4 лет сложны.

Л. ЯКОВЛЕВА, инструктор по физическому воспитанию,

Р. ЮДИНА, эксперт Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования Российской Федерации.

Яковлева Л., Юдина Р. Игровые подражательные движения // Дошкольное воспитание, 1996. № 4. С. 35.

из клети в сетиИз клети в сети
Реабилитация для зэка
— это значит никогда не успокаиваться и не расслабляться...
истины своими словамиИстины своими словами
О друзьях и предателях, о тюрьмах и зонах, о добре, зле и вере в Бога...
усталые зэки Не злитесь на небо, усталые зэки
Сборник стихов, в основе которых — опыт современного арестанта.
фсин ФСИН: путь из сумрака
Уникальные факты и обстоятельства работы системы исполнения наказаний.