Синхронное плавание. Парфенов В. А., Кононенко Ю. А., Киев, «Здоров'я», 1979. - 104 с.
В книге доктора педагогических наук, ректора Киевского института физкультуры В. А. Парфенова и преподавателя кафедры плавания Ю. А. Кононенко рассмотрены роль и значение синхронного плавания как действенного способа пропаганды водного спорта, приведен анализ всех его видов, представлена методика обучения.
Большое внимание уделено вопросам организации обучения и тренировки, а также соревнований и показательных выступлений. Рассчитана на преподавателей, тренеров, инструкторов, спортсменов.
МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОК В СИНХРОННОМ ПЛАВАНИИ
Индивидуальное плавание
Арсенал фигур, используемых в сольной программе, весьма обширен. Однако для того чтобы эти фигуры хорошо зрительно воспринимались, необходимо их объединить в композиции, дать связки фигур, выполняемых под музыку в определенном ритме и темпе.
В композиции не все фигуры по трудности исполнения будут одинаковыми. Они отличаются друг от друга и различной степенью сложности, и временем, затрачиваемым на их выполнение (от 2—4 до 15 и более секунд).
Какие же фигуры можно включать в композицию индивидуального выступления? Прежде всего, следует использовать некоторые уже хорошо известные основные позиции и фигуры: «на спине, согнув колено», «угол вверх», «угол вверх двумя ногами», «угол вверх в погружении», «фламинго», «группировка», «обратная группировка», «кран».
После того, как спортсменки будут достаточно уверенно выполнять отдельные фигуры или упражнения, можно приступать к объединению их в целостные композиции, с которыми можно выступить на соревнованиях и в показательных выступлениях, развлекательных программах на воде.
Из рассмотренных нами простых фигур можно составить следующие композиции:
1. Вход в воду осуществляется стартовым прыжком с бортика бассейна. Проскользив под водой несколько метров на 4 счета, спортсменка выходит на поверхность в положении «на груди», после чего, сгруппировавшись, принимает положение «на спине» и в этом положении возвращается к стенке бассейна, работая ногами кролем, руки вытянуты вверху.
2. Оттолкнуться и до середины бассейна плыть на левом боку. Левая рука вытянута вверх, правая — у бедра, ноги работают кролем. Затем через грудь перевернуться на правый бок (правая рука вверху, левая—у бедра) и доплыть до стенки бассейна.
3. Проплыть кролем до середины бассейна, затем перевернуться на спину и закончить кролем на спине.
4. Оттолкнуться от стенки руками. Плыть ногами вперед в положении «на спине». Руки работают у бедер или вверху «пропеллером». По сигналу принять позицию «на спине, согнув колено» и плыть в этом положении.
87
5. Оттолкнуться и до середины плыть смешанным способом: руки — брассом, ноги — кролем. Далее ноги работают кролем, руки — у бедер. Подплывая к стенке бассейна, выполнить поворот «сальто».
6. Оттолкнувшись от стенки, произвести один цикл движений брассом. Далее, сделав длинный гребок руками до бедер, сгруппироваться и сделать кувырок вперед. Этот цикл движений повторяется на протяжении всего пути к противоположной стенке.
7. Оттолкнуться от стенки. До середины проплыть в положении «на спине», руки вверху, ноги—кролем. С ходу выполнить круг прогнувшись «дельфин». Выйти на поверхность в положении «на спине» и в этой позиции продолжить движение.
8. До середины бассейна плыть на груди, руки вверху, ноги работают кролем. На середине пути сгруппироваться и погрузиться вертикально головой вниз. Погрузившись под воду на 30—50 см, всплыть ногами вперед, прогнувшись, и плыть дальше в положении «на спине», ногами вперед. Руки работают у бедер или вверху «пропеллером».
9. Оттолкнуться от стенки. Плыть в положении «на спине», ноги — кролем, руки — вверху. На середине бассейна сгруппироваться и погрузиться головой вперед—вниз, приняв вертикальное положение. Погрузившись на 30—50 см, приостановить движение вниз и, всплыв ногами вперед, в положении «на груди» плыть к стенке бассейна. Руки работают у бедер или вверху «пропеллером».
10. Оттолкнувшись от стенки, плыть на левом боку до середины бассейна, а затем по кругу диаметром 3— 5 м. Движения ногами — кролем. Изменив направление движения, плыть на правом боку.
Парное плавание
При выполнении парной комбинации к ее участницам предъявляются повышенные требования — как к технике исполнения самих упражнений, так и к синхронности действий, т. е. согласованию своих движений друг с другом.
88
Расположение партнеров в парной композиции может быть самым разнообразным: они могут находиться друг за другом в колонне, шеренге, синхронно делать одни и те же упражнения или, если это обусловлено сценарными решениями, выполнять свои действия в соответствии с конкретным сюжетом (сценарием) выступления (рис. 91). Однако во всех случаях требуется, чтобы движения спортсменок были элегантными, непринужденными, выполнялись легко, в точном соответствии с характером музыкального сопровождения и на высоком эмоциональном уровне.
Рис. 91. Варианты расположения партнеров в парной композиции.
В парную композицию могут включаться упражнения из индивидуальной программы, но выполняемые синхронно двумя спортсменками. Парная композиция может представлять собой и самостоятельное произведение, состоящее из фигур, которые нельзя выполнить в одиночку.
В качестве примера приведем некоторые из фигур парного синхронного плавания.
1. Спортсменки располагаются друг за другом. Передняя захватывает свою партнершу ногами за поясницу. Обе плывут вперед, работая руками кролем, вторая— движения ногами кролем. В этом положении пловцы могут продвигаться, выполняя движения способом брасс (рис. 92 а, б).
2. Обе спортсменки находятся в положении «на спине». Передняя захватывает свою партнершу ногами под мышками и спортсменки продвигаются, выполняя движения руками как при плавании на спине, а вторая— движения ногами этим же способом. Передняя может осуществлять контакт со своей партнершей ногами в области подмышечной впадины или у подбородка (рис. 93).
3. Передняя спортсменка находится в положении «на спине» и захватывает ступнями ног партнершу, находящуюся в положении «на груди», за поясницу или под мышками. Движения руками выполняются как при плавании способом кроль на спине и кроль на груди, второй номер — движения ногами кролем (рис. 94).
4. В положении плотной группировки, лежа на спине, две спортсменки, взявшись за руки, подтягиваются друг к другу и, оттолкнувшись ступнями ног в противоположные стороны, выполняют «круг прогнувшись». Выйти на поверхность можно в положении «на спине» или вертикально лицом друг к другу (рис. 95).
89
5. Спортсменки, находятся в положении «на спине». Стопы первой партнерши, расположенной сзади, находятся у подбородка второй спортсменки. Движениями руками у бедер обе продвигаются ногами вперед. Согнув одну из ног в колене, прижав стопу этой ноги к колену выпрямленной ноги, можно продвигаться в этой позиции или в положении «угол вверх» (рис. 96).
90
6. В положении «на груди» плывущая сзади спортсменка, захватив ноги партнерши двумя руками, резко подтягивает ее ногами назад — вниз под воду, а сама в это время проплывает вперед над партнершей. Далее все повторяется со сменой ролей (рис. 97, а, б).
7. Пловцы продвигаются вперед в положении «на спине». Ведущая захватывает вторую спортсменку в области подбородка, а затем выполняет круг прогнувшись и, завершив его, оказывается на месте второго номера. Упражнение выполняется по очереди (рис. 98).
91
8. Из того же исходного положения, что и в предыдущей фигуре, первый номер выполняет «круг прогнувшись», но не отпускает ноги у подбородка партнерши, а захватывает руками ее голени. Образовав такую комбинацию, спортсменки вращаются в вертикальной плоскости (рис.99).
Групповое плавание
В создании групповых плавательных композиций принимают участие 3—6 и более спортсменок (рис. 100, 101). Следует иметь в виду, что увеличение состава группы предъявляет к действиям всех участниц большие требования.
Действия каждого члена команды должны стать гармоничной частью всей композиции. А это достигается длительной и упорной тренировкой.
94
Рис. 100
Синхронное плавание. Парфенов В. А., Кононенко Ю. А., Киев, «Здоров'я», 1979. - 104 с. С. 87-94.