UA-11904844-8

Белоковский В. В. Художественное плавание

История развития художественного плавания

Термин «художественное плавание» в настоящее время пере­живает свое второе рождение. В Европе в начале века было из­вестно хороводное плавание. В бассейнах ряда европейских стран в торжественных случаях фигурная «маршировка» на воде вы­полнялась под звуки духового оркестра. Участники выступлений при перестроении образовывали геометрические фигуры на по­верхности бассейна, что всегда вызывало живой интерес публики. Впоследствии стали даже проводиться соревнования, в которых участвовали команды по 8—24 человека.

На Американском континенте подобные выступления назывались синхронными, поскольку движения должны быть согласованными. В них участво­вали мужчины и женщины. Одновременно с фигурной «марши­ровкой» на воде и хороводным плаванием появились соревнования членов спасательных обществ, выполнявших отдельные упражне­ния на воде. Например, в 1920 г. в бассейне Монреаля проводил­ся экзамен на звание спасателя, в программу которого были включены многие упражнения, похожие на акробатические, во­шедшие впоследствии в перечень фигур синхронного плавания. Так возникли первые соревнования по фигурам. Долгое время оба вида (как показательные выступления) назывались обобщенно — художественное плавание.

Кстати, на многих европейских языках это название сохранилось до настоящего времени и обозначает спортивную его часть, т. е. то, что считается в США синхронным плаванием. Во Франции был период, когда выступления по худо­жественному плаванию назывались водным балетом. Противопо­ставляя это название буквальному переводу (synchronized swimming с английского — синхронное плавание), одна из основоположниц этого вида во Франции —генеральный директор МОК Моник Берлю отмечала, что с того момента, когда требуются вырази­тельность, вдохновение и творчество, речь не может идти только о синхронизации. Известно, что на первых крупных национальных соревнованиях во Франции в 1951 г. демонстрировались как акро­батические фигуры в воде, так и ритмические групповые проплы­вы под музыку.

В США первые официальные соревнования, состоявшиеся в 1945 г., также включали обязательную серию отдельных фигур и произвольную программу. Таким образом, от спортивно-показа­тельных синхронных выступлений группы студентов одного из колледжей, впервые состоявшихся в Чикаго в 1934 г., сохрани­лось только название, приобретшее новый смысл.

В нашей стране водным праздникам были присущи красоч­ность и агитационная направленность. Выступления спортсменов еще не приобрели соревновательный характер, но тем не менее пользовались успехом у зрителей. Фигурным плаванием этот вид выступлений, по-видимому, стал называться по аналогии с фигур­ным катанием на коньках. Возможно, в основу этого названия легло исполнение фигур не только на поверхности воды, но и в глубокой части бассейна. В этих неофициальных конкурсах уча­ствовали и мужчины и женщины. Все более популярными стано­вились групповые выступления 4—16 спортсменок, демонстрировав­ших плоскостные групповые фигуры (орнаменты), которые чередо­вались с фигурными проплывами по разным траекториям с соблюдением строя, т. е. интервалов и дистанций между пловца­ми. Число участников в некоторых выступлениях возрастало до 24, а узоры на воде усложнялись. О показательных выступлениях того времени упоминается в книгах Н. А. Бутовича, А. А. Жемчужникова и Л. В. Геркана. Характерно, что в выступлениях по фигурному плаванию в те годы активно участвовали лучшие представительницы спортивного плавания, выдающиеся спорт­сменки Зоя Федорова, Ольга Хатунцева, Клавдия Кузнецова, сестры Второвы—Антонина, Александра, Евгения и Людмила. Выступления по фигурному плаванию были особенно популярны в середине 30-х гг. и являлись неотъемлемой частью многих спор­тивных праздников, проходивших, как правило, на водноспортив­ных станциях открытых водоемов.

В послевоенные годы постепенно организуются самодеятель­ные группы по фигурному плаванию. Одной из первых была орга­низована группа студенток Львовского медицинского института, которая занималась под руководством тренера по плаванию Б. И. Оноприенко.

В этой секции впервые использовалась сюжет­ность выступлений с музыкальным сопровождением. К 1957 г. львовская секция прекратила свою работу, а в Москве начали функционировать несколько самодеятельных групп при бассейнах. Из участниц этих секций была организована самая большая в истории художественного плавания группа для показательных выступлений на VI Всемирном фестивале молодежи и студентов. Выступления проводились в бассейне Центрального стадиона имени В. И. Ленина в Лужниках и имели большой успех. В сек­ции тогда насчитывалось более 80 участниц. В последующие годы в этом же бассейне неоднократно устраивались красочные пред­ставления водных фигуристок с участием артистов цирка. Появи­лись секции и при других крупных бассейнах Москвы — во Двор­це водного спорта (ныне МОЦВС), в бассейне «Чайка». Работа в секциях не имела спортивной направленности и была ориенти­рована вначале только на показательные выступления.

Как перспективная спортивная дисциплина художественное плавание демонстрировалось на Олимпиаде в Хельсинки в 1952г. Показательные выступления были приурочены к проведению кон­гресса ФИНА, который состоялся в дни XV Олимпийских игр.

В 1956 году на заседании комиссии Комитета художественно­го плавания ФИНА утверждены первые международные правила. В них были регламентированы основные положения: по обяза­тельной программе—выполнение каждой участницей классифи­кационных фигур, по произвольной программе — выступление с музыкальным сопровождением одной спортсменки, пары и груп­пы от 4 до 8 участниц. Так произошло окончательное разделение художественного плавания на два вида соревнований: выполнение фигур (но не узоров) на воде и художественное плавание одино­чек, пар и групп с музыкальным сопровождением. Впрочем, в ГДР и после такого разделения сохранились соревнования по хороводному плаванию; их программа даже расширилась и вы­делилась в самостоятельный вид.

Появление международных правил способствовало проведе­нию первых спортивных соревнований в нескольких европейских странах: в 1954 г. - в ГДР, в 1958 г. - в Голландии, в 1963 г. - в Австрии. Московские фигуристки провели первое официальное первенство в 1961 г.

В программу личного первенства Москвы входило выполнение трех обязательных фигур и трех фигур, произвольно выбранных каждой участницей из международной классификации, а также выполнение композиции с музыкальным сопровождением. На пер­вых соревнованиях не выступали пары и группы. Выявлялись толь­ко победительницы в обязательной и произвольной программах, и по сумме баллов определялось место каждой участницы.

Всего выступило 42 спортсменки, по полной программе — лишь 24.

Борьба за первое место велась между двумя опытными уча­стницами, имевшими достаточно большой стаж подготовки, — Ал­лой Миндлиной и Анной Поповой. Они представляли две само­деятельные секции — бассейна «Москва» и ДВС.

Предпочтение судей было отдано А. Миндлиной, включившей в произвольную программу большее число трудных фигур. Результат определялся по международным правилам ФИНА, вышедшим в 1960 г. За обя­зательную программу (шесть фигур) при весьма строгом судей­стве Миндлина получила 93,48 балла, а Попова — 85,95. В сумме за обе программы победительница получила 136,78 балла.

Главным итогом этих соревнований явилось то, что они были первыми в истории советского художественного плавания. В те годы многие любители спорта не имели даже приблизительного представления о художественном плавании. До официального при­знания этого вида спорта предстоял еще долгий и нелегкий путь.

Небольшой горстке энтузиастов художественного плавания приходилось трудно — выступления водных фигуристок могли за­интересовать только организаторов водных праздников. Других — даже временных — покровителей у этого вида спорта не находи­лось, ни одно из спортивных обществ не было заинтересовано в развитии художественного плавания. Самодеятельные группы спортсменок не могли приносить зачетных очков для ДСО в ком­плексных соревнованиях и тем более выполнять план подготовки спортсменов-разрядников.

Мало кто верил тогда в перспективу этого красивого вида спорта. Не числился он и в перечне видов Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК). Для включения художест­венного плавания в ЕВСК требовалась массовость, наличие утвержденных правил соревнований, календаря соревнований, спортивной базы, тренерских кадров и актива общественных су­дей. После первых и последующих (в 1963 г.) соревнований по художественному плаванию приверженцам этого вида спорта ста­ло ясно, что дальнейшие матчи между двумя-тремя секциями спортсменок не повысят авторитет этого вида спорта. Понадоби­лись время и немалые усилия, прежде чем художественное плава­ние было официально включено в календарь спортивных меро­приятий Москвы 1969 г. С этого года стали регулярно прово­диться соревнования на приз открытия сезона, личное первенство Москвы и Кубок Москвы*. Московскую федерацию художествен­ного плавания возглавила заведующая кафедрой плавания ГЦОЛИФКа доцент О. И. Логунова.

В 1968 г. городской совет Союза спортивных обществ и орга­низаций утвердил разрядные требования и нормативы по художе­ственному плаванию (от юношеского до II взрослого разряда), а также правила соревнований и классификационную программу. В пропаганде нового вида спорта участвовали спортсменки всех московских секций, которые часто выезжали во многие города для участия в водных праздниках, приуроченных к открытию но­вых спортивных бассейнов. Руководили выступлениями тренеры З. А. Барбиер и М. Н. Максимова. Популярность художественного плавания росла с каждым годом, и в 1974 г. по просьбе Москов­ской федерации художественного плавания редакция журнала

* Первой чемпионкой Москвы по художественному плаванию в 1969 г. ста­ла Наталья Кирпичникова (Чванова).

«Советская женщина» учредила приз весенних соревнований, по­священных Международному женскому дню. Этим соревнованиям через 9 лет суждено было стать международными.

В спортивной печати были опубликованы нормативы по худо­жественному плаванию, а также результаты первого чемпионата мира по водным видам спорта (1973 г.).

В 1975 г. в столичном бассейне «Динамо» состоялась первая матчевая встреча между командами Москвы и Ленинграда, по­священная 30-летию Победы в Великой Отечественной войне. 1976 г. был знаменателен включением художественного плавания в ЕВСК.

Первый чемпионат мира по полной программе проходил в сто­лице Югославии Белграде; в нем участвовали 86 спортсменок из 15 стран. Спортивная учеба в Канаде, США и Японии привела к тому, что все три комплекта медалей распределились между спортсменками США, Канады и Японии.

Югославские зрители, до отказа заполнившие трибуны в пер­вый день соревнований, ожидали водной феерии, однако они были разочарованы незрелищным выполнением обязательной програм­мы, которая продолжалась в течение 4 ч. Спортсменки выполняли обязательные фигуры «инкогнито» — все в темных купальниках и белых шапочках. Объявлялся лишь стартовый номер, поэтому спортивной' борьбы внешне не было заметно. Произвольная про­грамма одиночек на следующий день была встречена с недоверием и только парные и групповые выступления были красивы и зрелищны.

Второй чемпионат мира состоялся в 1975 г. в г. Кали (Колум­бия). Изменений в распределении призовых мест между страна­ми-участницами не произошло. Представительницы 16 стран вы­полняли в обязательной программе не 5, как прежде, а 6 обяза­тельных фигур.

Третий чемпионат мира по водным видам спорта проходил в Западном Берлине (1978 г.). Количество стран-участниц, по сра­внению с двумя предыдущими чемпионатами, не увеличилось, но расширилась их география: прибыли представительницы всех пяти континентов. Это был убедительный аргумент. Международ­ная федерация плавания предложила включить художественное плавание в программу летних Олимпийских игр 1984 г. Принима­ли во внимание и то, что этот чисто женский вид спорта культи­вируется более чем в 25 странах. В лидирующей группе стран-участниц произошла перестановка — первые места во всех номе­рах программы заняли канадские спортсменки.

Европейские чемпионаты по водным видам спорта по полной программе начали проводиться лишь с 1977 г.

На первый официальный чемпионат Европы, проходивший в г. Иёнчёпинг (Швеция), прибыли 58 спортсменок из 8 стран. Для соревнований был предоставлен специальный бассейн в близлежа­щем городке Нёсше.

Советские водные фигуристки в 1979 г. в Лондоне провели встречу с английскими спортсменками. Наша пара — Елена Фро­лова и Елена Советникова —выполнила оригинальную композицию в своеобразной манере, отличающейся от европейской. Хо­зяйки матча победили с преимуществом в 20 баллов. Сказалось отсутствие международного опыта участия в соревнованиях, а также информации о тонкостях правил судейства. В этом же году были проведены первые всесоюзные соревнования. В подмосков­ном городе Электросталь выступали две команды Москвы, одна — Ленинграда, четыре девушки из Тбилиси и две—из Электроста­ли. Соревнования уверенно выиграли обе московские команды.

За эти годы Московская федерация художественного плава­ния сформировалась и методически окрепла, ее актив добился создания при Федерации плавания СССР (в 1977 г.) Всесоюзной комиссии по художественному плаванию. Первым председателем этой комиссии была народная артистка СССР, лауреат Ленин­ской премии Майя Плисецкая.

В сентябре 1981 г. на втором чемпионате Европы по водным видам спорта в югославском городе Сплите дебютировали две московские спортсменки — Ирина Потемкина и Татьяна Хайцер. К этому времени был создан первый учебный фильм о чемпионате мира, переведены материалы по судейству и многие другие мето­дические новинки. Шестое место в соревнованиях пар — неплохое начало для наших девушек.

Четвертый чемпионат мира проводился в 1982 г. в Гуаякиле (Эквадор). В соревнованиях по синхронному плаванию приняли участие 135 спортсменок из 21 страны; впервые участвовали команды Бразилии, Уругвая, Венесуэлы и Доминиканской Рес­публики.

Стало традицией, что США, Канада и Япония прочно удержи­вают призовые места во всех номерах программы. Характерно также, что последующие командные места (с 4-го по 9-е) зани­мают европейские страны: Англия, Голландия, Швейцария, ФРГ, Франция, Австрия.

Дебют художественного плавания на Олимпиаде в Лос-Андже­лесе прошел без каких-либо сенсаций. На старт обязательной программы вышли 50 участниц из 21 страны. Вне программы олимпийских соревнований были проведены предварительные, а затем и финальные соревнования одиночек по произвольной про­грамме. Хотя эти старты не входили в программу игр XXIII Олим­пиады, они повлияли на решение МОК о включении этого номера в программу следующих XXIV Олимпийских игр. Первое место заняла чемпионка мира 1982 г. американка Трейси Руиз, второе — Каролин Валдо из Канады, третьей была японка Мивако Мотовоси.

Распределение мест между сильнейшими представительницами участвующих стран в парных выступлениях в официальных олим­пийских стартах осталось без изменений.

В 1984 г., сразу же после Олимпиады, в столице Голландии Гааге состоялся чемпионат Европы среди юниоров, в котором ус­пешно выступила советская команда.

Участницы

Страна

 

Обязательная программа

Произвольная программа

Сумма баллов

1. Т. Руиз — К. Кости

2. К. Кричка — Ш. Хэмбрук

3. М. Мотовоси — С. Кимура

США

Канада

Япония

96,584

96,034

90,992

99,00

98,20

97,00

195,584

194,234

187,992

В соревнованиях участвова­ли 92 юные спортсменки из 12 стран. После обязательной про­граммы, где нашим девушкам не удалось обратить на себя особое внимание, никто не мог предположить их успеха в произвольных выступлениях. Уже в предварительных стартах А. Лифаренко и А. Жамалетдинова заняли 6-е место. В финале они получили за свою произвольную программу лучшую сумму баллов, чем силь­нейшие пары из Голландии и Великобритании! Только преиму­щество в обязательной программе позволило соперницам выйти вперед; в итоге советская пара стала бронзовым призером чем­пионата Европы.

Групповые композиции в произвольной программе — наиболее зрелищная часть соревнований. И здесь выступление советской команды, тщательно готовившейся под руководством заслуженно­го тренера РСФСР 3. А. Барбиер, покорило и судей, и зрителей. Ниже своих возможностей выступили наши солистки, не попавшие в финал, но выступавшие в составе группы.

Участницы

Страна

Обязательная программа

Произвольная программа

Сумма баллов

Одиночные выступления

 

1. Г. Шиллер

2. Б. Ломонако

3. М. ван ден Хейде

 

Парные выступления

 

1. М. ван ден Хейде— Д. Янсенс

2. Н. Батчслор — Л. Рейнсфорд

3. А. Лифаренко — А. Жамалетдинова

 

Групповые выступления

 

1. Великобритания

2. Голландия

3. СССР

 

 

 

ФРГ

Италия Голландия

 

 

 

Голландия

Англия

СССР

 

 

 

77,82

73,75

73,57

 

 

 

72,37

71,90

68,40

 

 

 

69,09

70,21

67,68

 

 

 

87,20

83,20

82,80

 

 

 

83,20

83,00

84,00

 

 

 

84.40

83,20

84,20

 

 

 

165,02

156,95

156,37

 

 

 

155,57

154,90

152,40

 

 

 

153,49

153,41

151,88

 

Впервые в истории советского художественного плавания во­семь спортсменок — Наталья Арзамазова, Ольга Белая, Елена Долженко, Альфия Жамалетдинова, Ирина Жукова, Анастасия Лифаренко, Ольга Малинина и Татьяна Титова — заняли третье призовое место на ответственных соревнованиях международного масштаба и соответственно выполнили нормативы мастеров спорта.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.  - 112 с. С. 4-11.