Рассматриваются этапы развития художественного плавания, вопросы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.
Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественного, или синхронного плавания.
Белоковский В. В. Художественное плавание. М.: Физкультура и спорт, 1985. 112 с.
ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В художественном плавании обязательная программа состоит из выполнения фигур, количество и очередность которых определяется правилами соревнований. Чтобы спортсменка смогла выполнить предложенные ей фигуры на соревнованиях, ей необходимо знать всю возможную программу. По меньшей мере она состоит из 36 фигур, разделенных на шесть серий. Каждая серия составлена таким образом, чтобы в ней были представлены фигуры всех четырех групп плюс две фигуры с большим коэффициентом трудности. Серия фигур определяется в результате жеребьевки за 18—36 ч. до начала соревнований, следовательно, спортсменки не имеют времени для разучивания, а ограничиваются лишь повторением заранее отработанных позиций, движений, способов перемещений.
Каждая фигура начинается из определенных позиций. Таких позиций несколько, и они должны быть тщательно изучены в процессе тренировок. Некоторые фигуры содержат несколько позиций, и задача спортсменки состоит в том, чтобы свободно переходить из одной позиции в другую.
Как правило, в описаниях фигур оговорены только позиции и ничего не сказано о том, как должна действовать спортсменка при переходе из одной позиции в другую. Правилами соревнований разрешена произвольная работа руками, т. е. спортсменка вольна выбирать любой вариант гребков, применять любую технику движения кистями.
Конечно, это не означает, что все спортсменки выполняют фигуры по-разному, — существуют общие закономерности, основанные на законах гидромеханики. Однако остается большая возможность применения индивидуальных приемов, которыми может владеть каждая квалифицированная спортсменка. В этом заключается одна из характеристик мастерства.
После освоения основных гребков и способов передвижений спортсменки овладевают выполнением основных позиций. Изучив основные позиции, спортсменка начинает совершенствоваться в движениях, которые называются переходами из одной позиции в другую.
Изучение основных позиций — первый этап овладения обязательной программой.
Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. С. 11-14.