Белоковский В. В. Художественное плаваниеНастоящее методическое пособие посвящено виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.

В по­собии рассматриваются этапы развития художественного - синхронного - плавания, вопро­сы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.

Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественно­го плавания.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ФИГУРЫ

Первая группа

Фигура 101. Угол вверх (рис. 36). Коэффициент сложности — 1,5.

Фигура 101. Угол вверх. Синхронное плавание. Обязательная программа

Фигура начинается и заканчивается в положении на спине. Одна нога вытянута на поверхности воды в течение всего выпол­нения фигуры. Другая нога медленно сгибается; при этом стопа, касаясь внутренней стороны голени горизонтально вытянутой но­ги, приближается к колену. Когда бедро согнутой ноги займет положение, перпендикулярное поверхности воды, нога разгибается в коленном суставе и как можно выше удерживается перпенди­кулярно к поверхности воды. Возвращение ноги в исходное поло­жение совершается в обратной последовательности (не подтяги­вая бедро к груди). Во время выполнения всей фигуры лицо ос­тается на поверхности. Спортсменка должна стремиться сохра­нить высокое положение всего тела в воде.

Фигура 102. Угол вверх поочередна (правой и левой). Коэффициент сложности — 1,6.

Выполняется как и фигура 101, но по окончании движения од­ной ногой спортсменка проделывает то же другой ногой.

---------

* Описание фигур по тексту официального справочника ФИНА на 1980— 1984 гг. с исправлениями и дополнениями на 1984—1988 гг.

Фигура 103. Угол вверх, горизонтальный поворот (рис. 37). Коэффициент сложности — 1,7.

Фигура 103. Угол вверх, горизонтальный поворот

Фигура начинается и заканчивается в положении на спине. Сначала спортсменка выполняет угол вверх (см. фигуру 101), затем тело вертикально погружается примерно до уровня между коленом и лодыжкой поднятой ноги. Удерживая тело параллель­но поверхности воды, спортсменка поворачивается вокруг про­дольной оси на 360°, пока нога снова не окажется на «поверхности» на том же уровне погружения. После этого тело вертикально под­нимается на поверхность. Угол вверх удерживается до тех пор, пока лицо не окажется на поверхности. Возвращение в исходное положение то же, что и в фигуре 101.

Фигура 110. Угол вверх двумя (рис. 38). Коэффициент слож­ности — 1,8.

Фигура 110. Угол вверх двумя

Фигура начинается и за­канчивается в положении на спине. Колени подтягива­ются к груди до тех пор, пока бедра не займут поло­жение перпендикулярно по­верхности воды, после этого колени выпрямляются и обе ноги удерживаются над поверхностью под прямым углом к ней. Затем ноги сгибаются в коленях, голени возвращаются в горизон­тальное положение у поверхности воды и туловище выпрямляется в исходное положение. При сгибании голеней не допускается под­тягивание коленей к груди. Во время удерживания ног в выпрям­ленном положении, необходимо достичь максимальной высоты подъема. Лицо во время выполнения всей фигуры остается на по­верхности воды.

Фигура 115. Каталина (поворот скручиванием в сторону-вниз) (рис. 39). Коэффициент сложности — 1,9.

Фигура 115. Каталина (поворот скручиванием в сторону-вниз)

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется угол вверх; затем, удерживая ноги соответственно в вертикальном и горизонтальном положении, спортсменка скручивается на 180°, погружаясь в сторону-вниз в вертикальном положении. Во время поворота ноги вращаются по своим продольным осям, не изме­няя положения прямого угла и уровня высоты. Когда тело займет вертикальное положение, горизонтально расположенная нога при­соединяется к поднятой ранее ноге. Тело погружается вниз, пока ступни не скроются под водой.

Фигура 116 Каталина, поворот 180°. Коэффициент сложно­сти — 2,0.

Фигура 117. Каталина, поворот 360°. Коэффициент сложно­сти — 2,1.

Фигура 118. Каталина, быстрый поворот 180°. Коэффициент сложности — 2,0.

Описание выполнения поворотов в «вертикали» см. на с. 48—50.

Фигура 125. Эйфель, вертикаль (рис. 40). Коэффициент слож­ности — 1,7.

Фигура 125. Эйфель, вертикаль

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется пози­ция «угол вверх». Удерживая ногу перпендикулярно к туловищу» спортсменка поворачивается на 180° по продольной оси в проти­воположную этой ноге сторону. При этом нога, пройдя по дуге на 90°, вытягивается в сторону на поверхности воды, туловище сгибается до прямого угла (головой вниз), а нога, вытянутая в сторону, соединяется с ногой, остававшейся горизонтально (пози­ция «горизонтальный угол»). Затем нога, занимавшая горизон­тальное положение на поверхности во время поворота тела, под­нимается в вертикальное положение. Сохраняя высокое положе­ние тела, к ней приставляется другая нога, после чего спортсмен­ка опускается в вертикальном положении. Фигура заканчивается после полного погружения обеих ног.

Фигура 128. Эйфель, прогнувшись (рис. 41). Коэффициент сложности — 1,7.

Фигура 128. Эйфель, прогнувшись

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется опи­санная выше фигура (см. фигуру 125). Из позиции «горизонталь­ный угол» нога, занимавшая на поверхности горизонтальное по­ложение, поднимается вверх и, "переходя в вертикальное положе­ние, по дуге движется к поверхности. Спортсменка принимает пози­цию «шпагат». Из этой позиции другая нога совершает такое же дви­жение но дуге и присоединяется к первой. При этом туловище прогибается, а затем поднимается вверх-вперед до полного выхо­да'на поверхность. Заканчивается фигура в положении на спине.

Фигура 130. Фламинго (рис. 42). Коэффициент сложности — 1.9.

Фигура 130. Фламинго

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется угол вверх, например правой ногой. Левая нога подтягивается коленом к груди так, чтобы голень располагалась параллельно поверхно­сти воды (см. позицию «фламинго»). Затем она выпрямляется и присоединяется к правой; обе ноги удерживаются перпендику­лярно поверхности воды в возможно более высоком положении (см. позицию «угол вверх двумя»). Лицо при этом остается над поверхностью воды. Удерживая ноги в вертикальном положении и сохраняя высокое положение тела, спортсменка разгибается в «вертикаль» и затем погружается в воду. Фигура заканчивается погружением ног в «вертикали».

Фигура 131. Фламинго, поворот 180°. Коэффициент сложно­сти — 2,0.

Фигура 132. Фламинго, поворот 360°. Коэффициент сложно­сти — 2,1.

Фигура 133. Фламинго, винт 180°. Коэффициент сложности — 2.0.

Фигура 134. Фламинго, винт 360°. Коэффициент сложности — 2.1.

Фигура 135. Фламинго, быстрый поворот 180°. Коэффициент сложности — 2,0.

Фигура 136. Фламинго, поворот 180°, винт 180°. Коэффициент сложности — 2,1.

Фигура 137. Фламинго, продолженный винт. Коэффициент сложности — 2,1.

Фигура 140. Фламинго с согнутым коленом (рис. 43). Коэффи­циент сложности — 1,8.

Фигура 140. Фламинго с согнутым коленом

Фигура начинается в положении на спине., Вы­полняется позиция «угол вверх», затем другая (го­ризонтально расположен­ная) нога подтягивается коленом к груди в по­зицию «фламинго»; лицо при этом остается на по­верхности воды. С согну­тым коленом туловище спортсменки поднимается и затем разгибается в вертикальное положение (позиция «вертикаль с согнутой ногой»). Согну­тая нога, скользя -стопой по голени другой ноги, выпрямляется и присоеди­няется к вертикально вы­тянутой ноге (позиция «вертикаль»). Заканчивается фигура пол­ным погружением тела в «вертикали».

Фигура 141. Фламинго с согнутым коленом, поворот 180°. Ко­эффициент сложности — 1,9.

Фигура дополняется поворотом на 180° после выпрямления ноги.

Фигура 142. Фламинго с согнутым коленом, поворот 360°. Ко­эффициент сложности — 2,0.

Фигура дополняется поворотом на 360° после выпрямления ноги.

Фигура 143. Фламинго с согнутым коленом, винт 180°. Коэф­фициент сложности — 1,9.

Фигура дополняется винтом 180° после выпрямления ноги.

Фигура 144. Фламинго с согнутым коленом, винт 360°. Коэф­фициент сложности — 2,0.

Фигура дополняется винтом 360° после выпрямления ноги.

Фигура 145. Фламинго с согнутым коленом, быстрый поворот на 180°. Коэффициент сложности — 1,9.

Фигура дополняется быстрым поворотом 180° в высшей точке подъема.

Фигура 146. Фламинго с согнутым коленом, поворот 180°, винт 180°. Коэффициент сложности — 2,0.

Выполняется сначала поворот 180°, а затем винт 180° после выпрямления ноги.

Фигура 147. Фламинго с согнутым коленом, продолженный винт. Коэффициент сложности — 2,0.

Выполняется продолженныйвинт после выпрямления ноги.

Фигура 150. Сабмарина (рис. 44). Коэффициент сложности — 1,6.

Фигура 150. Сабмарина

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется по­зиция «угол вверх». В этом положении спортсменка погружается в воду на глубину от коленей до лодыжек. Не изменяя положения ноги по отношению к горизонтально расположенному туловищу, спортсменка поднимается на поверхность в позицию «угол вверх».

Нога возвращается в исходное положение. При этом спортсменка не должна перемещаться в горизонтальной плоскости.

Фигура 155. Сабмарина, угол вверх двумя (рис. 45). Коэффи­циент сложности — 1,9.

Фигура 155. Сабмарина, угол вверх двумя

Фигура начинается в поло­жении на спине. Обе ноги, сги­баясь, подтягиваются коленя­ми к груди до вертикального положения бедер; голени оста­ются параллельными поверх­ности воды. Разгибаясь в ко­ленях, ноги занимают верти­кальное положение. В позиции «угол вверх двумя» спортсменка начинает погружение на глуби­ну от коленей до лодыжек; туловище при этом удерживается в го­ризонтальном положении. Зафиксировав это положение, спорт­сменка начинает всплывать в позицию «угол вверх двумя» и затем принимает исходное положение на спине.

Фигура 160. Каталарк (рис. 46). Коэффициент сложности — 1,8.

Фигура начинается в положении на спине. Спортсменка зани­мает позицию «угол вверх». Из этого положения выполняется поворот в сторону-вниз (см. фигуру 115 на рис. 39). В позиции «кран» горизонтально .расположенная нога поднимается по дуге до касания вертикальной ноги, которая начинает движение вниз-вперед. Обе ноги движутся по дугам в вертикальной плоскости до тех пор, пока спортсменка не займет позицию «шпагат». Из этой позиции нога, расположенная впереди, поднимается и, двигаясь по вертикальной дуге над поверхностью, присоединяется к другой. Из прогнутого положения тело переходит в положение на спине.

Фигура 161. Каталарк, открытый поворот 180° (рис. 47). Ко­эффициент сложности — 2,0.

Фигура 161. Каталарк, открытый поворот 180°

Вначале выполняется фигура 160 до принятия позиции «кран». Затем горизонтально расположенная нога начинает движение по вертикальной дуге в позицию «шпагат». После касания вертикаль­но расположенная нога также движется в позицию «шпагат». В момент пересечения ног в «вертикали» тело начинает поворот на 180°, который завершается, когда ноги займут позицию «шпа­гат». Заканчивается фигура переносом впереди расположенной но­ги по дуге в позицию «на спине прогнувшись» и выходом в поло­жение на спине.

Фигура 170. Витязь (рис. 48). Коэффициент сложности — 1,9.

Фигура 170. Витязь

Выполняется позиция «угол вверх». Вертикально расположен­ная нога удерживается в относительно неподвижном положении, а то время как спортсменка, прогибаясь головой вниз, занимает позицию «угол вверх прогнувшись» («витязь»). Горизонтально расположенная нога поднимается в «вертикаль», в то время как вертикальная нога принимает положение согнув колено, все тело занимает позицию «вертикаль одной, согнув другую». В этой по­зиции спортсменка выполняет поворот на 180°, затем тело про­гибается и выходит на поверхность с выпрямлением ноги в по­ложение на спине.

Фигура 173. Замок (рис. 49). Коэффициент сложности — 2,3.

Фигура 173. Замок

Фигура начинается и заканчивается в положении на спине. Выполняется угол вверх. Вертикально выпрямленная нога (на­пример, правая) удерживается относительно неподвижно, в то вре­мя 'как тело прогибается и переходит в позицию «угол вверх про­гнувшись». Горизонтально расположенная нога (левая) подни­мается и проходит по вертикальной дуге до касания поверхности воды. Теперь тело занимает позицию «горизонтальный угол» (ле­вой) или «кран». В этом положении выполняется поворот на 180°, после чего спортсменка делает поворот в сторону-вверх и зани­мает позицию «угол вверх». Во .время этого поворота обе ноги сохраняют относительно неподвижное положение и располага­ются под углом 90°. Конечное положение на спине выполняется, как обычно, опусканием вертикальной ноги через согнутое ко­лено.

Белоковский В. В. Художественное плавание. 1985. С. 55-62.

Вторая группа

Фигура 201. Круг назад (рис. 50). Коэффициент сложности — 1,5.

Круг назад выполняется из положения на спине и закан­чивается в этом же положе­нии. Туловище, прогибаясь и уходя под воду по направле­нию к голове, описывает круг правильной формы диаметром около 2,5 м (в зависимости от роста спортсменки). По мере того, как туловище движется по вертикальному 'кругу, голо­ва, таз и стопы последова­тельно проходят все точки во­ображаемой линии окружности. Начав движение в одной точке, туловище возвращается в эту же точку.

Фигура 202. Круг назад поворот 180° (рис. 51). Коэффициент сложности — 1,6.

Фигура начинается в положении на спине. Выполняе1ся одна четверть круга (бедра и таз проходят точку У4 круга). В этой точке тело выпрямляется и вертикально поднимается до уровня от лодыжек до бедер. В этом положении выполняется поворот на 180°, затем спортсменка погружается на ту же глубину, с кото­рой начинался подъем. Выполнение круга продолжается, пока тело не займет положение на спине.

Фигура 203. Круг назад, поворот 360°. Коэффициент сложно­сти — 1,7.

Выполняется так же, как и фигура 202, но вместо поворота на 180° выполняется поворот на 360°.

Фигура 205. Круг назад с согнутым коленом (рис. 52). Коэф­фициент сложности — 1,5.

Фигура начинается в положении на спине. Пре­жде чем колени погру­зятся в воду, одно из них сгибается, как пока­зано на рис. 52. Движе­ние по 'кругу выполняется с согнутым коленом до тех пор, пока колено не покажется на поверхно­сти; после этого оно вы­прямляется. Заканчивает­ся фигура в положении на спине.

Фигура 206. Круг назад с согнутым коленом, поворот 180° (рис. 53). Коэффициент сложности — 1,6.

Фигура 206. Круг назад с согнутым коленом

Фигура начинается так же, как и предыдущая. После того как будет выполнена 74 круга, спортсменка выпрямляется в верти­кальное положение и поднимается из воды до уровня от лоды­жек до бедер. В этом положении выполняется поворот на 180°; закончив его, тело погружается на ту же глубину, и круг про­должается. Выпрямление согнутого колена и окончание фигуры выполняется так же, как и в фигуре 205.

Фигура 207. Круг назад с согнутым коленом, поворот 360°. Коэффициент сложности — 1,7.

Выполняется так же, как и фигура 206, но с поворотом в вер­тикали на 360°.

Фигура 225. Обратный кран (рис. 54). Коэффициент слож­ности — 2,1.

Фигура 225. Обратный кран

Начинается так же, как и фигура 202. После выполнения чет­верти круга тело выпрямляется в- «вертикаль». На глубине по­гружения от лодыжек до бедер спортсменка выполняет поворот на 180° и, оставаясь на том же уровне погружения, опускает одну ногу, принимая позицию «кран». В этой позиции следует второй поворот на 180° (в ту же сторону, с сохранением высоты), после чего тело, не меняя относительного положения ног, поворачива­ется вокруг поперечной оси в горизонтальную плоскость. Заканчивается фигура в позиции «угол вверх» с возвращением ноги в положении на спине.

Фигура 230. Спираль (рис. 55). Коэффициент сложности — 2,0.

Начинается так же, как и фигуры 202 и 203. В вертикальном положении спортсменка выполняет не менее двух поворотов на 360° на уровне погружения от лодыжек до бедер. Фигура закан­чивается после полного погружения в «вертикали».

Фигура 235. Альбатрос (рис. 56). Коэффициент сложности— 1,9.

Фигура 235. Альбатрос

Фигура начинается в положении на спине. Прогибаясь, спорт­сменка начинает круг назад. Прежде чем бедра начнут погру­жаться, выполняется поворот тела (лицом вниз) на 180°; при этом ноги остаются на поверхности. Принимается позиция «го­ризонтальный угол» с высоким положением ног. Затем обе ноги одновременно поднимаются: одна—выпрямленной вертикально, другая—согнутой в колене (позиция «вертикаль с согнутой но­гой»). В этой позиции выполняется поворот на 180° и затем вы­прямление согнутой ноги. Заканчивается фигура полным погру­жением в «вертикали».

Фигура 236. Альбатрос, винт 180°. Коэффициент сложности — 2.0.

Выполняется так же, как и фигура 235,, но погружение допол­няется винтовым движением на 180°, после того как согнутая нога выпрямится и присоединится к другой ноге. Фигура закан­чивается после полного погружения ног.

Фигура 237. Альбатрос, винт 360°. Коэффициент сложности — 2.1.

Выполняется так же, как и фигура 236, но с винтом на 360°. Фигура заканчивается после полного погружения ног.

Фигура 240. Нова (рис. 57). Коэффициент сложности — 2,0.

Фигура 240. Нова

Фигура начинается в положении на спине. Затем выполняется начало круга назад. Оставляя ноги на поверхности воды, спорт­сменка еще больше прогибается (так, чтобы голова оказалась на одной линии с тазом) и одновременно сгибает одну ногу в коле­не. Тело выпрямляется, переходя в позицию «вертикаль с согну­той ногой». В этой позиции выполняется поворот на 360° с одно­временным равномерным выпрямлением согнутой ноги. Заканчи­вается фигура после полного погружения в «вертикали».

Фигура 241. Нова, винт 180°. Коэффициент сложности — 2,1.

Выполнение поворота на 360°, как в фигуре 240, спортсменка дополняет винтовым движением на 180°.

Фигура 242. Нова, винт 360°. Коэффициент сложности — 2,2.

Выполнение поворота на 360° спортсменка дополняет винтом на 360°.

Фигура 251. Круг вперед (рис. 58). Коэффициент сложно­сти — 1,5.

Фигура начинается в положении на спине. Прогибаясь, спорт­сменка погружается вперед ногами по дуге. Тело описывает пра­вильный круг диаметром примерно 2—2,5 м (в зависимости от роста  спортсменки).  Поскольку спортсменка движется по кругу, сто­пы, таз и голова проходят последо­вательно по всем точкам вообража­емой траектории окружности. Дви­жение ногами вперед продолжается до тех пор, пока тело полностью не выйдет на поверхность воды. Закан­чивается фигура в положении на спине.

Фигура 252. Круг вперед, пово­рот 180° (рис. 59). Коэффициент сложности — 1,6.

Фигура начинается и заканчивается в положении на спине. Выполняется <...> /4 круга, затем туловище, не прекращая движения, выпрямляется и поднимается в вертикальном положении. Спорт­сменка выполняет поворот на 180° (поверхность воды пересекается ногами на одном уровне — от лодыжек до бедер). Закончив по­ворот, спортсменка после вертикального погружения в том же месте, где она выпрямлялась, снова прогибается и выходит по дуге на поверхность. Движение продолжается до тех пор, пока спортсменка не выйдет на поверхность в положении на спине.

Фигура 253. Круг вперед, поворот 360°. Коэффициент слож­ности — 1,7.

Выполняется так же, как и фигура 252, но с поворотом на 360°. После выполнения поворота спортсменка погружается в «вертикали» в том же месте, где она выпрямлялась; туловище прогибается, совмещаясь с траекторией незаконченного круга. Выход на поверхность выполняется, как в предыдущих фигурах (251 и 252).

Фигура 255. Круг вперед с согнутым коленом (рис. 60). Коэф­фициент сложности — 1,5.

Начинается так же, как и фигура 251, но до погружения ко­леней под воду одна нога сгибается и стопа удерживается у голени выпрямленной ноги. Движение по кругу выполняется в по­зиции «прогнувшись с согнутым коленом». Когда колено согну­той ноги, окончив движение по кругу, достигнет поверхности, но­га платно выпрямляется (наравне с другой). Заканчивается фи­гура в положении на спине.

Фигура 256. Круг вперед с согнутым коленом, поворот 180° (рис. 61). Коэффициент сложности — 1,6.

Фигура начинается в положении на спине. До погружения коленей под воду в начале выполнения круга спортсменка сгиба­ет одну ногу, принимая позицию «прогнувшись с согнутым коле­ном». Выполняется <...> круга, затем принимается позиция «верти­каль с согнутой ногой». Туловище поднимается над поверхностью воды (до уровня от лодыжки до бедра выпрямленной ноги), и, со­храняя этот уровень, спортсменка выполняет поворот на 180°. После его завершения следует вертикальное погружение на тот же исходный уровень, и фигура заканчивается выходом по дуге на поверхность в положении на спине. Согнутая в колене нога плавно выпрямляется, когда колено покажется на поверхности.

Фигура 257. Круг вперед с согнутым коленом, поворот 360°. Коэффициент сложности — 1,7.

Выполняется так же, как предыдущая, но вместо поворота на 180 выполняется поворот на 360°.

Фигура 260. Угол вверх, круг вперед (рис. 62). Коэффициент сложности— 1,8.

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется пози­ция «угол вверх», из которой, прогибаясь, спортсменка начинает погружение вперед горизонтально вытянутой ногой. Как только голова скроется под водой, выпрямленная вверх нога начинает приставляться к другой. Ноги должны соединиться, прежде чем они пройдут половину пути по окружности. Вторая часть круга заканчивается, как в фигуре 251, с возвращением в исходное по­ложение на спине.

Фигура 265. Круг вперед в позиции «угол вверх» (рис. 63). Коэффициент сложности — 1,9.

Принимается позиция «угол вверх». Начало движения такое же, как и в предыдущей фигуре, но круг выполняется с сохране­нием позиции «угол вверх». Как только нога, расположенная под углом к туловищу, выйдет на поверхность, она по дуге присоеди­няется к горизонтально расположенной ноге. Фигура заканчивает­ся в положении на спине.

Фигура 275. Дельфолина (рис. 64). Коэффициент сложности — 2.1.

Фигура 275. Дельфолина

Фигура начинается в положении на спине. Спортсменка вы­полняет 3/4 круга вперед ногами; затем, разгибаясь, принимает вертикальное положение и поднимается к поверхности. Когда носки ног коснутся поверхности, одна нога поднимается выше, а другая, скользя стопой вперед под водой, занимает горизонталь­ное положение. Спортсменка принимает позицию «кран» (уро­вень погружения—от лодыжки до бедра). В этой позиции вы­полняется сначала поворот на 180°, затем поворот скручиванием в сторону-вверх. Ноги при этом не меняют взаимного расположе­ния, оставаясь под углом 90°; туловище также сохраняет перво­начальный уровень погружения. В принятой позиции «угол вверх» спортсменка поднимается до тех пор, пока лицо не окажется на поверхности воды. Фигура заканчивается опусканием вертикаль­ной ноги через согнутое колено в положение на спине.

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.  - 112 с. С. 62-69.

<hrdata-mce-alt="Третья группа" class="system-pagebreak" title="Третья группа" />  

Третья группа

Фигура 301. Барракуда (рис. 65). Коэффициент сложности — 1.8.

Фигура начинается в положении на спине. Обе ноги поднима­ются в вертикальное положение, туловище погружается под воду до уровня от лодыжек до коленей. Ноги удерживаются под углом 90° к поверхности и к горизонтально расположенному туловищу. Затем ноги снова вертикально поднимаются вверх (не менее чем до уровня коленей), туловище при этом разгибается в «верти­каль». Фигура заканчивается полным погружением в «вертикали».

Фигура 302. Барракуда, винт 180°. Коэффициент сложности — 1.9.

Выполняется так же, как и фигура 301, но в «вертикали» спортсменка выполняет винт на 180°.

Фигура 303. Барракуда, винт 360°. Коэффициент сложности — 2.0.

Выполняется так же, как и фигура 302, но с винтом на 360°.

Фигура 305. Оборот назад согнувшись, барракуда (рис. 66). Коэффициент сложности — 1,9.

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется ^4 оборота в позиции «согнувшись» (см. описание позиции на с. 31). Как только ноги показываются на поверхности, туловище зани­мает положение прямого угла по отношению к ногам, которые удерживаются в вертикальном положении на уровне от лодыжек до коленей. Разгибание туловища в «вертикаль» выполняется после подъема ног (хотя бы до уровня коленей) над поверхностью воды. Фигура заканчивается полным погружением в «вертикали».

Фигура 306. Оборот назад согнувшись, барракуда, винт 180°. Коэффициент сложности — 2,0.

Выполняется так же, как и фигура 305, но в «вертикали» спорт­сменка выполняет винт на 180°.

Фигура 307. Оборот назад согнувшись, барракуда, винт 360°. Коэффициент сложности — 2,1.

Выполняется так же, как и фигура 306, но с винтом на 360°.

Фигура 315. Гавиата (рис. 67). Коэффициент сложности—1,8.

Фигура начинается в положении на груди. Выполняется непол­ный оборот вперед согнувшись, до тех пор пока ноги не займут вертикальное положение (на уровне погружения — от лодыжек до коленей). Затем спортсменка поднимается не менее чем до уровня коленей над водой и выполняет поворот скручиванием в сторону-вниз на 180°. До завершения этого поворота тело проги­бается в спине; одновременно ноги принимают позицию «шпагат». Из этой позиции нога, находящаяся впереди, поднимается и по вертикальной дуге присоединяется над поверхностью к другой. Заканчивается фигура в положении на спине.

Фигура 316. Тавиата, открытый поворот 180° (рис. 68). Коэф­фициент сложности — 2,0.

Фигура 316. Тавиата, открытый поворот 180°

Выполняется фигура 315, но во время поворота скручиванием в сторону-вниз на 180° обе ноги не выходят в позицию «шпагат», а разводятся продольно (в вертикальной плоскости) примерно на 90°. Во время выполнения открытого поворота на 180° ноги продолжают движение до полного продольного шпагата. Оконча­ние фигуры такое же, как и в фигуре 315, т. е. с выходом тела на поверхность в положение на спине.

Фигура 320. Цапля (рис. 69). Коэффициент сложности — 1,6.

Фигура 320. Цапля

Из исходного положения на груди выполняется неполный обо­рот вперед согнувшись, до тех пор пока ноги не займут вертикаль­ное положение (на уровне погружения от лодыжек до коленей). Одна нога, сгибаясь, подтягивается к груди до тех пор, пока се­редина голени не окажется у вертикально выпрямленной ноги. Ноги поднимаются вертикально; одновременно туловище, разги­баясь, занимает позицию «вертикаль». Когда подъем завершен, стопа согнутой ноги скользит по внутренней стороне выпрямленной ноги и занимает положение, как в позиции «вертикаль с со­гнутой ногой». Фигура заканчивается с погружением стопы верти­кально выпрямленной ноги.

Фигура 321. Цапля, винт 180°. Коэффициент сложности — 1,7.

Фигура дополняется винтовым погружением на 180° в «верти­кали с согнутой ногой».

Фигура 322. Цапля, продолженный винт. Коэффициент слож­ности — 1,8.

Фигура дополняется продолженным винтом (см. описание на с. 49.)

Фигура 330. Вертикаль из горизонтального угла (рис. 70). Коэффициент сложности — 1,7.

Фигура начинается в положении на груди. Туловище сгибает­ся вниз вертикально по отношению к ногам, которые удерживают­ся возможно выше и передвигаются вдоль поверхности по мере сгибания туловища. Выполняется позиция «горизонтальный угол двумя».

Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985.  - 112 с. С. 69-71.

============== 8< ==== ПРОПУЩЕНО ==== 8< ==============

<hrdata-mce-alt="Четвертая группа" class="system-pagebreak" title="Четвертая группа" />

Четвертая группа

Фигура 460. Рыба-меч (рис. 86). Коэффициент сложности — 1.7.

Фигура 460. Рыба-меч

Фигура начинается в положении на груди. Принимается по­зиция «согнув колено». Спортсменка, прогибаясь в спине, проно­сит стопу вытянутой ноги по вертикальной дуге под водой. Согну­тое колено выпрямляется, и туловище, выпрямляясь, поднимает­ся на поверхность в положение на спине.

Фигура 461. Шаг назад прогнувшись (рис. 87). Коэффициент сложности — 1,7.

Фигура начинается в положении на груди. Туловище прогиба­ется в спине и в то же время одна нога поднимается и по вер­тикальной дуге проносится над поверхностью воды. Спортсменка принимает позицию «шпагат». Завершается фигура приставлением выпрямленной вперед ноги по дуге в положении на спине.

Фигура 462. Содалина (рис. 88). Коэффициент сложности — 1.8.

Фигура начинается в положении на груди. Принимается пози­ция «согнув колено». Спортсменка, прогибаясь, поднимает вытяну­тую ногу по дуге над .поверхностью воды до тех пор, пока стопа не окажется над головой. Туловище остается прогнутым до мо­мента, когда спортсменка начнет поворот в сторону-вверх, пере­ходя в горизонтальное положение. Во время поворота согнутое колено подтягивается к груди (до пересечения середины голени с коленом вертикально выпрямленной ноги). Затем туловище поднимается вертикально вверх, согнутая в колене нога выпрям­ляется горизонтально и спортсменка выходит на поверхность в позиции «угол вверх». Фигура заканчивается опусканием верти­кально выпрямленной ноги в положение на спине.

Фигура 465. Шпиль (рис. 89). Коэффициент сложности — 2,1.

Фигура 465. Шпиль

Фигура начинается в положении на груди. Туловище проги­бается, и одна нога проносится по вертикальной дуге над поверх­ностью воды до тех пор, пока стопа не окажется над головой. Затем туловище выпрямляется и занимает позицию «кран». Гори­зонтально выпрямленная нога присоединяется к вертикально вы­прямленной (уровень погружения—от коленей до лодыжек). Не погружая стопы, спортсменка сгибает ноги в тазобедренных су­ставах; принимается позиция «угол вверх двумя» в погружении. Достигнув уровня погружения не менее чем до коленей, ноги под-, нимаются вертикально, в то время как туловище выпрямляется в вертикальное положение. Фигура заканчивается полным погру­жением в «вертикали».

Фигура 467. Пируэт (рис. 90). Коэффициент сложности — 1,9.

Фигура начинается в положении на спине. Выполняется по­зиция «угол вверх». Сохраняя положение вертикальной ноги на одном уровне и горизонтально расположенной ноги у поверхно­сти воды, спортсменка начинает выполнять поворот скручиванием в сторону-вниз и останавливается в прогнутом положении под водой. Горизонтально расположенная нога поднимается по верти­кальной дуге вверх над водой. Как только она коснется верти­кально расположенной ноги, та принимает позицию «согнув ко­лено». Согнутое колено выпрямляется, и спортсменка, прогибаясь занимает положение на спине. 

===== 8< ==== ПРОПУЩЕНО ==== 8< =====

Фигура 470. Шаг вперед (рис. 91). Коэффициент сложности — 1,6.

Фигура 470. Шаг вперед

Фигура начинается в положении на спине. Спортсменка про­гибается вниз головой, оставляя ноги на поверхности воды. Ко­гда голова займет положение под тазом, одна нога переносится по вертикальной дуге в позицию «шпагат». Вытянутая назад нога таким же движением присоединяется к другой, и спортсменка принимает позицию «горизонтальный угол». Затем туловище вы­прямляется в положение на груди.

Фигура 471. Шаг назад из горизонтального угла (рис. 92). Ко­эффициент сложности — 1,5.

Фигура 471. Шаг назад из горизонтального угла

Фигура начинается в положении на груди. Спортсменка сги­бается в позицию «горизонтальный угол двумя»; при этом бедра, голени и пятки продвигаются вперед под водой. Одна нога под­нимается и по вертикальной дуге проносится под водой. Прини­мается позиция «шпагат». Так же перенеся другую ногу, спорт­сменка выходит в положение на спине.

Белоковский В. В. Художественное плавание. 1985. С. 80-82.

Фигура 150. Сабмарина

из клети в сетиИз клети в сети
Реабилитация для зэка
— это значит никогда не успокаиваться и не расслабляться...
истины своими словамиИстины своими словами
О друзьях и предателях, о тюрьмах и зонах, о добре, зле и вере в Бога...
усталые зэки Не злитесь на небо, усталые зэки
Сборник стихов, в основе которых — опыт современного арестанта.
фсин ФСИН: путь из сумрака
Уникальные факты и обстоятельства работы системы исполнения наказаний.