Белоковский В. В. Художественное плавание. М.: Физкультура и спорт, 1985. 112 с.
Настоящее методическое пособие посвящено виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.
В пособии рассматриваются этапы развития художественного - синхронного - плавания, вопросы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.
Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественного плавания.
МЕТОДИКА СУДЕЙСТВА
Методика оценки обязательной программы
В судействе обязательной программы непосредственно участвуют судьи-арбитры и секретари-счетчики. В зависимости от масштаба соревнований и количества участниц в состав каждой судейской бригады обычно входят от 5 до 7 арбитров, включая одного старшего арбитра и 2—3 секретарей-счетчиков. Количество судейских бригад влияет не только на объективность судейства, но и на время проведения соревнований по обязательной программе, так как каждая бригада обеспечивает поочередное судейство участниц одного потока, и одновременно фигуры обязательной программы выполняет ровно столько участниц, сколько сформировано судейских бригад.
В соответствии с правилами все участницы в обязательной программе выступают без объявления фамилий, под стартовым номером, полученным в итоге предварительной жеребьевки.
---------
* В этом разделе рассматриваются лишь главные особенности судейства, которые связаны с определением оценки за выполнение обязательной и произвольной программ.
Карточки участниц с поставленными оценками после выполнения фигур в одной бригаде передаются судьям-счетчикам в следующую бригаду.
Оценка фигур в обязательной программе производится из 10 баллов с градацией в 0,5 балла. При оценке семью или пятью судьями-арбитрами секретарь-счетчик исключает самую низкую и самую высокую оценку. Оставшиеся 5 или 3 оценки складываются, сумма делится на 5 или 3, и результат умножается на коэффициент сложности данной фигуры. Суммы произведений за все шесть фигур складываются, и полученный итог является оценкой участницы за обязательную программу. Чтобы определить оценку за обязательную программу для пары или группы из восьми участниц, необходимо получить среднюю арифметическую двух и соответственно восьми участниц.
При оценке исполнения каждой обязательной фигуры судья следит за соблюдением спортсменкой:
1) четкости обозначения всех позиций и траекторий движения;
2) замедленности исполнения фигуры;
3) слитности выполнения всех частей, переходов между позициями;
4) равномерности скорости выполнения фигуры;
5) высокого и стабильного положения тела, ног в тех позициях и движениях, которые требуют этого в описании фигур.
Все ошибки можно классифицировать в соответствии с требованиями к выполнению фигур.
Первая категория ошибок — ошибки, нарушающие геометрию выполнения фигуры. Наиболее типичные примеры: нарушение формы кругов, отклонения в вертикальных позициях ног, тела, смещение тела в горизонтальной плоскости, непредусмотренное передвижение в исходных и промежуточных позициях. Недокручивание или перекручивание во время выполнения поворотов.
Вторая категория ошибок связана с нарушением равномерного ритма исполнения фигуры. Поощряется медленное исполнение фигуры, с тем чтобы спортсменка продемонстрировала четкость всех позиций и переходов. Однако при этом наблюдается медленное выполнение сравнительно легких частей фигуры и более быстрое трудных. Это и есть нарушение равномерности скорости. Исключение из этого требования составляют быстрые повороты в вертикали, которые, как указано в правилах, выполняются быстрее, чем остальные части фигуры. К этой категории ошибок близки и нарушения слитности движений в фигуре. При переходах из одной позиции в другую возникают либо ускорения, либо замедления, которые приводят к нарушению равномерного ритма выполнения всей фигуры.
Последняя категория ошибок тесно связана с уровнем технического мастерства. Уверенные и хорошо контролируемые движения дают возможность избежать многих ошибок этой категории. К ним относится недостаточно высокое положение тела в исходных, промежуточных и конечных положениях тела (за исключением предусмотренных погружений), колебания тела по вертикали из-за плохих гребков и как следствие сильное волнение поверхности воды в зоне работы рук, угловое отклонение от оси вращения и поворота, а также перемещение вертикальной оси. Сюда же относятся и менее значительные ошибки, не искажающие геометрии линии в фигуре, но свидетельствующие об отсутствии контроля за положением частей тела, головы, за степенью выпрямления коленей, стоп, растяжкой в шпагате и т. п.
Судья должен успеть подготовить оценку и сделать пометки в своем блокноте о наиболее значительных замеченных ошибках. Эти краткие графические пометки (с использованием условных обозначений) помогут судье подтвердить правильность выставленной оценки в спорных случаях.
- Назад
- Вперёд >>