UA-11904844-8

Белоковский В. В. Художественное плаваниеБелоковский В. В. Художественное плавание. М.: Физкультура и спорт, 1985. 112 с.

Настоящее методическое пособие посвящено виду спорта, который быстро завоевал популярность и получил олимпийское признание.

В по­собии рассматриваются этапы развития художественного - синхронного - плавания, вопро­сы техники и методики обучения, содержание обязательной и произвольной программ выступлений.

Для спортсменов, тренеров, а также для любителей художественно­го плавания.

МЕТОДИКА СУДЕЙСТВА

Методика оценки обязательной программы

В судействе обязательной программы непосредственно участ­вуют судьи-арбитры и секретари-счетчики. В зависимости от ма­сштаба соревнований и количества участниц в состав каждой су­дейской бригады обычно входят от 5 до 7 арбитров, включая од­ного старшего арбитра и 2—3 секретарей-счетчиков. Количество судейских бригад влияет не только на объективность судейства, но и на время проведения соревнований по обязательной програм­ме, так как каждая бригада обеспечивает поочередное судейство участниц одного потока, и одновременно фигуры обязательной программы выполняет ровно столько участниц, сколько сформи­ровано судейских бригад.

В соответствии с правилами все участницы в обязательной программе выступают без объявления фамилий, под стартовым номером, полученным в итоге предварительной жеребьевки.

---------

* В этом разделе рассматриваются лишь главные особенности судейства, которые связаны с определением оценки за выполнение обязательной и про­извольной программ.

 Карточки участниц с поставленными оценками после выполнения фи­гур в одной бригаде передаются судьям-счетчикам в следующую бригаду.

Оценка фигур в обязательной программе производится из 10 баллов с градацией в 0,5 балла. При оценке семью или пятью судьями-арбитрами секретарь-счетчик исключает самую низкую и самую высокую оценку. Оставшиеся 5 или 3 оценки складываются, сумма делится на 5 или 3, и результат умножается на коэффи­циент сложности данной фигуры. Суммы произведений за все шесть фигур складываются, и полученный итог является оценкой участницы за обязательную программу. Чтобы определить оцен­ку за обязательную программу для пары или группы из восьми участниц, необходимо получить среднюю арифметическую двух и соответственно восьми участниц.

При оценке исполнения каждой обязательной фигуры судья следит за соблюдением спортсменкой:

1) четкости обозначения всех позиций и траекторий движения;

2) замедленности исполнения фигуры;

3) слитности выполнения всех частей, переходов между пози­циями;

4) равномерности скорости выполнения фигуры;

5) высокого и стабильного положения тела, ног в тех позициях и движениях, которые требуют этого в описании фигур.

Все ошибки можно классифицировать в соответствии с требо­ваниями к выполнению фигур.

Первая категория ошибок — ошибки, нарушающие геометрию выполнения фигуры. Наиболее типичные примеры: нарушение формы кругов, отклонения в вертикальных позициях ног, тела, смещение тела в горизонтальной плоскости, непредусмотренное передвижение в исходных и промежуточных позициях. Недокручивание или перекручивание во время выполнения поворотов.

Вторая категория ошибок связана с нарушением равномерно­го ритма исполнения фигуры. Поощряется медленное исполнение фигуры, с тем чтобы спортсменка продемонстрировала четкость всех позиций и переходов. Однако при этом наблюдается медлен­ное выполнение сравнительно легких частей фигуры и более бы­строе трудных. Это и есть нарушение равномерности скорости. Исключение из этого требования составляют быстрые повороты в вертикали, которые, как указано в правилах, выполняются бы­стрее, чем остальные части фигуры. К этой категории ошибок близки и нарушения слитности движений в фигуре. При переходах из одной позиции в другую возникают либо ускорения, либо за­медления, которые приводят к нарушению равномерного ритма выполнения всей фигуры.

Последняя категория ошибок тесно связана с уровнем техниче­ского мастерства. Уверенные и хорошо контролируемые движения дают возможность избежать многих ошибок этой категории. К ним относится недостаточно высокое положение тела в исходных, про­межуточных и конечных положениях тела (за исключением пре­дусмотренных погружений), колебания тела по вертикали из-за плохих гребков и как следствие сильное волнение поверхности воды в зоне работы рук, угловое отклонение от оси вращения и поворота, а также перемещение вертикальной оси. Сюда же отно­сятся и менее значительные ошибки, не искажающие геометрии линии в фигуре, но свидетельствующие об отсутствии контроля за положением частей тела, головы, за степенью выпрямления коленей, стоп, растяжкой в шпагате и т. п.

Судья должен успеть подготовить оценку и сделать пометки в своем блокноте о наиболее значительных замеченных ошибках. Эти краткие графические пометки (с использованием условных обозначений) помогут судье подтвердить правильность выставлен­ной оценки в спорных случаях.