Методика оценки произвольной программы
Произвольную программу судит одна бригада из 5—7 судей-арбитров, которые располагаются по сторонам ванны бассейна на специальных судейских вышках. Прежде чем показать оценку, судьи обязаны написать ее на отрывном листке и передать его ассистентам. Для подготовки оценки судья-арбитр ограничен временем, поэтому уже при выполнении самой программы он накапливает систематизированные наблюдения и быстро их суммирует по окончании программы. Рассмотрим методику оценки произвольной программы.
Международные правила предусматривают оценку в целом всей программы с учетом:
1) способов (стилей) плавательных движений;
2) фигур и их частей (степень совершенства их выполнения);
3) вариативности фигур и передвижений;
4) степени сложности фигур, гибридов, передвижений и других элементов;
5) использования площади бассейна;
6) интерпретации музыки (соответствие пластики и т. п.);
7) манеры представления (артистичность);
8) синхронности участниц друг с другом и с музыкальным сопровождением.
Охарактеризуем относительное значение этих частей, как бы их удельный вес, в слагаемой оценке. По американским правилам число составляющих требований меньше. Интерес представляет перечень этих требований к содержанию произвольной программы с указанием максимально возможного процентного значения сбавок для каждого из них:
Составляющие требования |
Максимальное значение в % |
|
для одиночниц |
для пар, троек и групп |
|
1. Сложность 2. Построение композиции включая творчество, плавность, непрерывность и вариативность 3. Синхронность 4. Интерпретация музыкального сопровождения |
40 40
10 10 |
30 30
30 10 |
Сокращение числа требований не означает исключения части неупомянутых, а предполагает объединение близких взаимосвязанных требований в одно. Так, сложность предусматривает оценку не только количества трудных фигур, но и сложность перестроений, эффективность передвижения, сохранение высоких положений, т. е. все то, что входит в первые два требования по международным правилам.
Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о тенденции к «интегральному» методу определения оценки, как и в методике оценки обязательных фигур. Это вполне понятно. Если детальный подсчет ошибок в исполнении обязательных фигур возможен только теоретически и с большими погрешностями, то сможет ли учесть судья-арбитр при подсчете ошибок в произвольной программе хотя бы их некоторую часть? Да и какой градацией ошибок можно измерить интерпретацию музыки или манеру выступления? Очевидно, что способ количественного определения оценки здесь совсем непригоден, и поэтому наибольшее распространение получила методика качественной оценки по десятибалльной шкале оценок с использованием градации в 0,1 балла.
Методика определения оценки обязательных фигур и произвольных имеет много общего. Судья-арбитр оценивает выступление по составляющим требованиям, определяя на первом этапе только качественную характеристику, затем находит ее суммарное цифровое выражение по таблице с оценками (см. стр. 103). Постараемся вникнуть в сложную задачу судьи-арбитра, которую ему надлежит решить от начала выступления участницы (пары, группы) до момента выведения окончательной оценки на отрывном бланке судейской карточки.