3. Сложность. Прежде всего у судей должна быть выработана единая точка зрения о ранжировании сложных фигур, элементов, комбинаций, характеристик использования площади бассейна. Для этого, если проводятся региональные или всесоюзные соревнования, организуются предварительные обсуждения списков сложности фигур, движений, перестроений, взаимодействий спортсменок. Обсуждаемые перечни фигур и т. п. нумеруются в порядке уменьшения сложности. В обсуждении участвуют все заинтересованные лица: судьи, тренеры и опытные спортсменки. После такой предварительной работы судьи могут оценить не только количество сложных фигур, перестроений, оригинальных элементов, но и степень их совершенства при исполнении программы. Более того, желательно выработать единое мнение о методике поощрений участниц за высшие достижения в сложности, за оригинальные поддержки, перестроения, входы в воду, продолжительные комбинации. Значительно облегчают оценку степени сложности произвольных программ хорошо составленные заявки участниц. При судействе должен учитываться уровень подготовленности участниц, что можно определить только по результатам предварительных стартов или по заявленной сложности программы. В московских правилах соревнований прежде применялись формы заявок с описанием последовательности и содержания программы, с указанием коэффициентов трудности заявленных фигур. В методике определения оценок по американским правилам также ведется учет среднего коэффициента трудности включенных в программу (рекомендуемых) фигур. Эта оценка влияет на общую суммарную оценку, так как она множится на средний коэффициент. По мнению составителей международных правил, включение рекомендуемых фигур для спортсменок высокого класса ограничивает их творческие возможности, поэтому этого пункта требований в правилах нет. По-видимому, имеет смысл применять правило о включении нескольких фигур со средним коэффициентом трудности в соревнованиях младших и средних возрастных групп, чтобы облегчить судейство сложности, поскольку все выполненные фигуры сверх предписанных будут засчитываться как проявление более высокой сложности. Такой же подход возможен в оценке использования площади бассейна. Если участница в процессе выполнения программы использует путь больше, чем отмеченный в заявке, значит, она двигалась более эффективно, а это также свидетельствует о проявлении большей сложности.
4. Творчество. В это требование объединяют оценку интерпретации музыкального произведения и оценку манеры исполнения программы. К творческим сторонам программы следует отнести:
подбор музыкального произведения, соответствие возможностей участницы выбранной теме и соответствие костюма музыкальному образу. К оценке творчества конечно же должны относиться: оригинальные пластические формы движений в воде, новые приемы взаимодействий участниц, применяемые оригинальные элементы, фигуры, связки (переходы) между элементами и фигурами, новые способы построений и перестроений.
5. Синхронность. Судья отмечает нарушения синхронности движений с музыкальным сопровождением и между участницами. В выступлении с одиночной программой оценивается только синхронность с музыкой. В парных и групповых программах дополнительно подсчитываются нарушения синхронности между участницами.
Слаженность действий просматривается не только в движениях на поверхности, но и при перестроениях под водой. По каждому из этих требований судья-арбитр ставит оценку от «полной неудачи» до «очень хорошо», пользуясь сравнительным анализом, опираясь на собственный опыт и руководствуясь составленной градацией сложности фигур, элементов и взаимодействий.
Отмечая цифровое выражение каждого требования, судья-арбитр суммирует, затем усредняет их и получает общую оценку. Эта оценка является окончательной, и после передачи ее ассистенту судья-арбитр подготавливает планшет для показа по сигналу судьи-информатора.
Оценкой за выполнение произвольной программы будет сумма оценок всех судей-арбитров после вычеркивания самой высокой и самой низкой, деленная на число судей (минус два) и умноженная на 10.
После этого несложного вычисления секретари заносят оценку в итоговый протокол и суммируют ее с оценкой за обязательную программу. Сумма этих двух оценок за вычетом штрафных очков и является окончательной оценкой за выступление.
Белоковский В. В. Художественное плавание. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 112 с. С. 98-105.
Фигура 150. Сабмарина
- << Назад
- Вперёд