UA-11904844-8

1. Бирма накануне ее колонизации Великобританией

К концу первой половины XVIII в. Бирма не представляла единого государства. Власть бирманских правителей была лишь номинальной. феодальная междоусобица, война феодальной верхушки монов против бирманской народности разоряли крестьянство, тормозили социально-экономический прогресс страны, ослабляли ее сопротивляемость европейским завоевателям. Объединение страны, прекращение династических распрей стало исторической необходимостью для ее народов.

Образование единого феодального государства. В 1740 г. крайней слабостью центральной власти воспользовались моны, проживавшие в царстве Пегу, в Нижней Бирме. Разбив бирманские войска, они постепенно заняли всю южную часть страны, а спустя несколько лет захватили столицу Бирмы Аву.

Но феодальной верхушке монов не удалось на долгое время удержать власть в своих руках, В 1752 г. бирманцы поднялись на освободительную борьбу против господства монов. Во главе освободительного движения встал мелкий феодал Алаунпая. Он объявил себя королем Бирмы и основал новую династию Конбаун. Вскоре его армия отвоевала Аву и основные районы на юге страны. В 1755 г. в ознаменование победы над монами Алаунпая заложил город Рангун (в переводе с бирманского — «конец войне»). Однако борьба за политическое господство между бирманцами и монами затянулась еще на несколько лет из-за активного вмешательства французских и английских колонизаторов.

Английская и французская Ост-Индские компании, имевшие фактории на территории Бирмы, использовали в своих интересах междоусобные войны. Они всячески разжигали вражду бирманцев и монов, стараясь ослабить страну и ее сопротивление европейцам. Англичане при этом поддерживали бирманцев, французы помогали монам. Но это не мешало им одновременно оказывать   поддержку и противоположной стороне в зависимости от обстановки. Вместе с тем они укрепляли свои собственные позиции в Бирме. Так, английская Ост-Индская компания, прикидываясь другом бирманцев, приобрела еще в 1686 г. за бесценок остров Негрэ в устье реки Бассейн и основала новую факторию в портовом городе Бассейне. Эти места она превратила в опорные пункты для дальнейшего проникновения в Бирму. Французская Ост-Индская компания обосновалась в Сириаме.

В ходе борьбы с монами бирманцы в 1756 г. захватили Сириам. После его падения моны лишились вооруженной поддержки французов, которые были изгнаны и из других районов страны. Избавившись от соперника, английская Ост-Индская компания активизировала свои захватнические действия, стремясь не допустить укрепления вновь созданного в Бирме централизованного государства. Она спровоцировала новое восстание монов. В ответ на это бирманцы разгромили в 1759 г. английские фактории на острове Негрэ и в других районах и изгнали англичан из Бирмы.

После вытеснения европейских колонизаторов бирманцы окончательно сломили сопротивление монов и непокорных феодалов. Бирманская народность занимала самые развитые в экономическом отношении районы Верхней Бирмы. Постепенно она установила свою гегемонию над всей страной.

Таким образом, во второй половине XVIII в. процесс объединения Бирмы в основном был завершен. По названию своей столицы она была известна как государство Ава. Создание централизованного государства дало толчок развитию производительных сил, увеличило способность к дальнейшему сопротивлению Бирмы иноземным захватчикам и отодвинуло на несколько десятилетий ее колониальное порабощение. К началу XIX в. Бирма превратилась в одно из крупных государств Юго-Восточной Азии.

По форме правления независимая Бирма была феодальной деспотией. Во главе государства стоял король, пользовавшийся неограниченной властью. Он называл себя «повелителем восходящего солнца и белого слона, повелителем над жизнью, смертью и имуществом всех живущих». Государственный совет, или Хлудо, исполнял функции правительства и считался высшим законодательным и судебным органом. В действительности он мог лишь временно задержать проведение в жизнь закона или исполнение распоряжения короля и не мог отменить их совсем.

В первые десятилетия династии Конбаун бирманский феодализм достиг своего расцвета. Главным во внутренней политике правителей Ава была ликвидация остатков феодального сепаратизма, в чем они достигли значительного успеха, и удержание в повиновении крестьян. Одновременно они проводили широкую завоевательную политику и расширили границы Бирмы. Им удалось завоевать соседние индийские княжества Манипур, Ассам и другие территории.

Социально-экономический строй. В феодальной Бирме господствовала государственная собственность на землю. Она укрепилась при первых Конбаунах. В пользу государства собиралась рента-налог со всей территории Бирмы. Тем самым король в качестве верховного собственника земли получал часть налогов, выплачиваемых крестьянами различным феодалам.

В его непосредственном распоряжении находились домениальные земли. Другие он отдавал в «кормление» своим родственникам и чиновникам высших рангов (губернаторам провинций и др.), так называемым мьоза. За несение государственной службы им предоставлялось право оставлять себе часть доходов с полученных земель. Традиционно эта доля составляла 50 % общего количества собираемых налогов. Пожалования мьоза были временными, не наследственными. В целях предотвращения феодального сепаратизма их обязывали жить в столице и не разрешали надолго удаляться в пожалованные области, которые к тому же часто менялись. Мьоза были самыми крупными землевладельцами. Хотя они не имели юридического права собственности на землю, их положение феодальных собственников было прочным. Нередко они присваивали себе подавляющую часть ренты, которая теоретически должна была идти государству.

За мьоза шли средние и мелкие феодалы — мьотуджи. Они собирали налоги с государственных земель, передавали их либо мьоза, либо прямо в казну и получали в свою пользу часть собранной суммы. Чтобы увеличить свою долю дохода, они прибегали к дополнительным поборам. Мьотуджи были включены в систему государственного управления в качестве чиновников провинциальной администрации. Они были наделены судебными и административными функциями, имели почти неограниченную власть над крестьянами, а во время войны командовали войсками.

В конце XVIII и в XIX в. в Бирме шел процесс создания частного помещичьего землевладения. Мьотуджи стали сдавать крестьянам от своего имени значительное количество земель: пустоши, брошенные и выморочные земли и получать ренту исключительно в свою пользу. Эти земли фактически превращались в наследственные, неотчуждаемые и противопоставлялись государственным. Мьотуджи свободно распоряжались ими, продавали и закладывали их. В середине XIX в. государственная собственность была ослаблена и расширялось частное феодально-помещичье землевладение, главным образом некрупное.

В Бирме имелись также земли, находившиеся в собственности церкви. Но они были немногочисленны, так как государство, в целях укрепления материальной базы центральной власти, проводило их секуляризацию. Взамен церковь получала ценные дары, налоги, собираемые с той или иной местности, и т. д.

Социальные отношения в бирманской деревне носили отсталый характер. В основном эксплуатация крестьян осуществлялась через общину, которая в отличие от индийской не имела столь замкнутого самодовлеющего характера и не знала кастовых различий. Налоги были многочисленны и неодинаковы в разных районах страны. Крестьяне должны были платить подушный налог, земельную подать, десятину в пользу короля, выполнять трудовую повинность. Налогами были обложены многие продукты потребления и предметы домашнего производства. Король и феодальная верхушка в лице правителей провинций, округов и т. д. могли взимать с крестьян дополнительные налоги, допуская при этом всяческие злоупотребления. Это приводило к обострению классовой борьбы, частым крестьянским восстаниям.

При господстве феодального строя на окраинах страны многие горные племена оставались еще на стадии родовых отношений. Они управлялись своими родовыми вождями и платили дань бирманским властям. Качины, карены, шаны вели полуоседлую жизнь.

Главное место в экономике Бирмы занимало сельское хозяйство. Полного отделения ремесла от земледелия не произошло. Ремесло было довольно развитым. Широкое распространение получило производство хлопчатобумажных, шелковых тканей, судостроение, гончарное дело. Искусные изделия изготовлялись из золота, серебра, слоновой кости. Высоко ценились бирманские и шанские лаковые изделия.

Образование единого централизованного государства способствовало укреплению экономической общности страны. Расширились межрайонные торговые связи. Но в целом экономика имела натуральный характер. Денежное обращение получило распространение лишь со второй половины XIX в. Развитию обмена и ремесла препятствовали нищета крестьян, внутренние таможенные перегородки, королевская торговая монополия на отдельные виды товаров, зависимость купцов и ремесленников от феодалов.

Значительно шире была развита внешняя торговля Бирмы. По старинной караванной дороге Бамо — Момейн бирманцы вывозили в Китай хлопок, лак, янтарь, драгоценные камни (нефрит, рубины) и т. д. и ввозили оттуда шелк-сырец, фарфор, бумагу, чай. Бирма торговала также с Индией и арабскими странами. Торговля с европейскими государствами была резко ограничена бирманским правительством еще в конце XVII в. из-за грабительских действий европейских купцов.