За годы Советской власти оренбургский пуховязальный промысел получил всестороннее развитие. Еще в 1926 году по решению местных партийных и советских организаций был создан Оренбургский межрайонный кустарно-промысловый союз. Он много сделал для развития пуховязального промысла в Оренбуржье на кооперативных началах. В 1938 году решением Оренбургского облисполкома был организован отраслевой промысловый союз, которому был подчинен и пуховязальный промысел. К началу 1960 года союз объединял 32 артели с общим количеством членов более пяти тысяч человек.
На протяжении более двадцати лет эту организацию возглавляли Елена Михайловна Левушкина и Гульсум Абдуловна Шафеева. Пройдя путь от мастериц-пуховязальщиц до руководителей крупного предприятия, они приобрели опыт незаурядных организаторов. Непрерывно изучая и совершенствуя пуховязальное производство, повышая свой технический уровень, они сумели хорошо организовать дело.
В послевоенный период производство платков возрастало. В 1955 году их было сделано 99 тысяч, в 1958 году — 196 тысяч, в 1960 году — 225 тысяч штук. Столь быстрый рост производства платков происходил за счет организации новых артелей и роста числа надомников.
В октябре 1960 года образован комбинат оренбургских пуховых платков. В ведение комбината передано 30 бывших периферийных пуховязальных артелей. Артель имени Парижской Коммуны была преобразована в фабрику оренбургских пуховых платков.
Рост производства платков происходил также и за счет повышения производительности труда, за счет совершенствования технологии и механизации наиболее трудоемких процессов.
Передовые пуховязальщицы давно занимаются вопросами механизации производства пуховых платков.
Мастер артели имени 1 Мая X. А. Галиулина в 1952 году первая применила способ изготовления художественной каймы платка при помощи оборотной машины. При этом производительность труда резко возросла. Вместо 200–270 часов, ранее затрачивавшихся на вязку одного платка, X. А. Галиулина и ее ученицы стали затрачивать на это от 59 до 69 часов.
Некоторое время спустя работница артели имени Парижской Коммуны Е. И. Кургина превзошла X. А. Галиулину. По методу Е. И. Кургиной на производство пухового платка при помощи оборотной машины требуется лишь 15 часов. Производительность труда возросла в 4 раза, а по сравнению с ручной вязкой — почти в 18 раз.
В 1965 году начала давать продукцию новая фабрика по производству платков механизированным способом.
Технологический процесс изготовления платка механизированным способом состоит из нескольких последовательно сменяющихся операций. Пуховое волокно попадает в подготовительный цех. Здесь оно очищается от пыли и посторонних примесей. Подготавливается пуховая смесь из различных компонентов. На щипально-замасливающей машине производится ее перемешивание и замасливание. Отлежавшаяся в течение 24 часов пуховая смесь передается в чесальный цех. Здесь она пропускается через трехпрочесный аппарат. В итоге из пуховой смеси образуется «ровница» — полуфабрикат пряжи. Ровница попадает в прядильный цех. На прядильных машинах ее вытягивают, скручивают. Полученную таким образом пряжу наматывают на «патрон» (картонная трубка). В крутильном цехе пуховую пряжу стращивают с хлопчатобумажной нитью.
Подготовленная к вязке пряжа поступает в вязальный, или оборотный (от названия «оборотная машина»), цех. Ранее на оборотной машине вырабатывалась только середина платка. Начиная с 1953 года изготовление пухового платка с художественной каймой полностью производится на плоскооборотной машине.
В красильном цехе в стиральной машине, наполненной мыльной водой с добавлением нашатыря и спирта (температура воды +50°), платки механическим способом очищаются от грязи. Простиранные платки прополаскиваются в той же машине (температура воды +40°). Затем серый платок погружают в. барку с раствором прямого красителя (на один платок — грамм черной и грамм коричневой краски). Продолжительность крашения 15–20 минут. После окраски платки еще раз прополаскивают и механически, при помощи центрифуги, отжимают.
Далее платки передаются в сушильный цех. Здесь они натягиваются на пяла, которые подаются в сушильную камеру. Готовый платок поступает в разбраковочный цех.
Наряду со все более развивающимся механизированным производством платков на некоторых предприятиях сохранились цехи, где платок с начала и до конца вырабатывается, вручную.
Следует заметить, что в настоящее время производство платка ручным способом неизмеримо легче прежнего, когда мастерица вынуждена была все операции, от первой до последней, проделывать сама. Теперь благодаря специализации труда работница выполняет большей частью только одну из операций, например, вязальщица только вяжет. Все работы, предшествующие вязке, выполняются другими работницами.
Переход на машинное производство не снижает специфических качеств, присущих оренбургским платкам, но делает их еще более совершенными, а вместе с тем и более дешевыми, доступными для широких кругов населения.
Качество платка зависит прежде всего от качества пуха: длины волокна и наличия в нем посторонней примеси (волоса, очеса). А качество пуха зависит, в свою очередь, от качества коз — от их породы, упитанности, от ухода за ними. Шерстный покров пуховых коз, состоящий из ости и пуха, вычесывают дважды в год. Первый раз обычно в конце февраля — начале марта; вторично — через 20–25 дней после первой чески.
Пух первой чески считается наиболее ценным. Пух второй чески содержит значительное количество примесей.
Для чески необходимо чистое, светлое помещение. Если в помещении нет полов, то устраивают дощатые настилы. Чешут щетками. Начес пуха с одного животного — от 200 до 400 граммов. На один теплый серый платок стандартного размера (110 х 110 см) требуется 180 граммов чистого пуха.
Вычесывание пуха вручную очень трудоемко. Самые опытные чесальщицы за семичасовой рабочий день обрабатывают по 17–20 коз, средняя же чесальщица — 8–10 коз. Очень важное значение для развития козоводства будет иметь переход к механическому вычесыванию пуха.
В настоящее время в ряде колхозов и совхозов Оренбургской области разводят специальную породу пухоносных коз. Правда, таких колхозов и совхозов пока еще очень немного, но количество их увеличивается. Пока что местного пуха хватает лишь на покрытие 10–12 процентов общей потребности пуховязальных предприятий области. Пухом высшего качества считается оренбургский.
Оренбургские платки неоднократно демонстрировались на международных выставках как уникальные художественные изделия. Всюду работа пуховязальщиц получала самую высокую оценку.