UA-11904844-8

Выставкам предшествовали творческие конкурсы среди пуховязальщиц. Например, в конце 1955 года участницами конкурса на лучший рисунок и качество вязания стала 361 вязальщица из 19-ти пуховязальных артелей области. Лучшими были признаны платки, изготовленные мастерицами из Черкасской артели, Каменноозерной и др. Неоднократно в подобных соревнованиях звания победительницы удостаивалась Шамсури Абдуллина, член Желтинского пуховязального товарищества. Ее ажурные платки отличались высоким исполнительским мастерством и умением всякий раз находить новое решение в рамках правил и законов искусства промысла.

На Всемирной брюссельской выставке в 1958 году произошел один любопытный случай, подтверждающий высокий статус оренбургского платка. Советская делегация долго выбирала подарок для королевы Бельгии. Хотелось подарить что-то особенно близкое женскому сердцу. Наконец остановились на пуховом платке -и не ошиблись. Королевской особе подарок очень понравился. Ажурная, белая, как пена, оренбургская шаль была принята королевой с искренней благодарностью и со словами восхищения мастерством советских женщин.

Значительным событием для оренбургских платочниц стало участие во Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году. По решению международного жюри за свои замечательные изделия пуховязальщицы Оренбуржья получили Большую серебряную медаль.

Международные победы воодушевляли оренбургских вязальщиц, поддерживали дух плодотворного сотрудничества. Каждой хотелось, чтобы платок, связанный ее руками, соответствовал заслуженной славе промысла. Заметно поднялся уровень массовой продукции. Появились новые сочетания традиционных ажурных узоров.

Не всегда нововведения были удачными, но все случайное уходило, не находя поддержки среди большого коллектива вязальщиц. Именно благодаря коллективной природе промысла преодолевалось чуждое и оставалось то, что действительно обогащало традиционную систему оренбургского пуховязания.

В 40-50-е годы XX века оренбургский пуховый платок - чрезвычайно популярная деталь женского костюма. Он скорее выступал не как модное дополнение (такие платки вне моды), а участвовал в создании образа женщины. Ассоциативно он связывался с душевной теплотой, отзывчивостью, щедростью и лаской, т. е. лучшими, самыми светлыми женскими характеристиками. Часто в художественных фильмах и в кадрах кинохроники тех лет на плечах женщины зрители видели оренбургский пуховый платок. Он был частью образа положительной героини, буквально знаковым элементом времени.

Овчинников А.И. Оренбургские пуховницы

Овчинников А.И. Оренбургские пуховницы. 1957.

Каждый россиянин знает песню на стихи Виктора Бокова и музыку Григория Пономаренко «Оренбургский пуховый платок» в исполнении народной артистки СССР Людмилы Зыкиной. Благодаря этой песне пуховый платок и образ матери навсегда слились в единое целое.

В 1960 году бывшие пуховязальные артели и товарищества, разбросанные по всей Оренбургской области, были реорганизованы в государственное предприятие - комбинат оренбургских пуховых платков. Предприятие специализировалось на выпуске ажурного и теплого пухового платка, изготавливаемого вручную. В состав комбината входили 24 пуховязаль-ных производства в 19-ти районах и 145-ти населенных пунктах области с отдаленностью от областного центра от 20 до 600 км. Они охватывали Оренбургский, Саракташский, Сакмарский, Беляевский, Переволоцкий, Сорочинский, Тюльганский, Асекеевский, Кувандыкский районы, а также города Оренбург, Орск, Медногорск, Кувандык, Сорочинск.

Само производство включало от 4-х до 7-ми отделений, расположенных в близлежащих селах. Например, Желтинское производство, как центр вязания ажурных платков, объединяло 6 отделений: Желтое, Дубиновку, Юлгуту, Мухамедьярово, Гипс-рудник, Донское. Особыми художественными достоинствами отличались теплые платки вязальщиц из поселка Саракташ, сел Черкассы, Никитине Черный Отрог, Пречистенка, Верхние Чебеньки.

Численность работающих на комбинате доходила до 8-ми тысяч человек. Семьдесят процентов всех работающих проживало в сельской местности. Использовался труд надомниц. Основой трудового коллектива были потомственные вязальщицы, обладающие высоким творческим потенциалом.

Не раз специалисты Московского НИИ художественной промышленности, курирующие деятельность художественных промыслов, подчеркивали, что организация надомничества в Оренбуржье может служить показательным примером современного промысла.

Действительно, производство оренбургских пуховых платков при таком подходе отличалось рациональностью и направленностью на сохранение специфики промысла и развитие творчества мастериц.

В экспертном заключении НИИ художественной промышленности о качестве изделий, выпускаемых комбинатом, говорилось: «На основании изучения архивных материалов и литературных источников, просмотра представленных на экспертизу изделий, экспертная комиссия свидетельствует, что комбинат оренбургских пуховых платков относится к числу наиболее ценных, исторически сложившихся художественных промыслов России и является правопреемником традиционного пуховязального промысла, возникшего на территории области более 200 лет назад. Достоинством современного пуховязального промысла является то, что в нем сохраняются не только технические приемы и орнаментальные мотивы, но и принципы самого творческого процесса. Современные вязаные ажурные изделия заслуживают самой высокой оценки и по художественному уровню, и по техническому качеству».[41]

Комбинат оренбургских пуховых платков представлял собой единый творческий коллектив. Вязальщицы, проживающие в разных деревнях и селах, были тесно связаны общими интересами и единством экономических условий. Они участвовали в едином творческом процессе и поддерживали единую стилевую направленность произведений промысла.

В целях осуществления задач, поставленных перед народным художественным промыслом по подъему творчества народных мастеров-умельцев, расширению и обновлению ассортимента изделий, повышения их художественной направленности в развитии пуховязального промысла, в 1977 году на комбинате появилась новая должность - главный художник комбината пуховых платков. 1 июля 1977 года О.А. Федорова вступила в должность и приняла на себя ответственность за художественное качество выпускаемой продукции.

Петина Н.Г. Оренбургские пуховницы

Петина Н.Г. Оренбургские пуховницы. 1972.

В 1973 году «за творческие достижения в создании высококачественных изделий» серебряной медали удостоилась М.М. Скопцова (с. Желтое). За мастерство изготовления серых теплых платков бронзовую награду получила И.К. Чумакова из Саракташа. Бронзовая медаль была вручена за тонкие белые паутинки медногорской вязальщице Р.И. Куватовой.

Бронзовой медалью ВДНХ в 1976 году была награждена СЮ. Ишмухаметова (с. Желтое).

Серебряную медаль в 1977 году заслужила ее односельчанка Ш.А. Абдуллина, а бронзовую медаль - вязальщица теплых платков Р.И. Павленко (пос. Саракташ).

Дипломами второй степени в том же году были отмечены изделия П.А. Савиной (пос. Черкассы) и Ф.М. Насыровой (с. Верхние Чебеньки).

Бронзовые медали ВДНХ в 1978 году были вручены А.И. Кравцовой (пос. Саракташ) и А.Д. Колесиной (пос. Черкассы) за представленные на главной выставке страны теплые пуховые платки ручной работы.

Дипломом первой степени «за разработку и освоение новых образцов и возрождение народных традиций ручного вязания» на Всероссийской выставке-смотре изделий народных художественных промыслов в Москве в 1977-1978 годы была награждена О.А. Федорова (Оренбург). Дипломы второй степени получили С.Ю. Ишмухаметова, А.И. Кравцова и Ф.Ш. Шафикова (с. Желтое).

В 1979 году мастерицы комбината приняли активное участие во Всесоюзной выставке произведений мастеров народных художественных промыслов. Участницы выставки вернулись в Оренбург с дипломами Министерства культуры СССР, Академии художеств СССР и Союза художников СССР. По решению оргкомитета выставки награда была вручена «за создание высокохудожественных произведений».

В этом же году шесть вязальщиц ажурного платка из села Желтого - Ш.А. Абдуллина, СЮ. Ишмухаметова, М.З. Мухаметова, М.М, Скопцова, О.А. Федорова и Ф.Ш. Шафикова - были особо отмечены Президиумом Академии художеств СССР. За сохранение и развитие традиционной ажурной вязки платков «паутинка» и создание новых образцов им были торжественно вручены дипломы Академии художеств.

В 90-е годы XX века предприятия российских художественных промыслов оказались в кризисном положении. Многократный рост цен на сырье и материалы, рост неплатежей, а также трудности реализации изделий, не относящихся к товарам первой необходимости, поставили предприятия промысла на грань банкротства. Подобные же трудности возникли и в коллективе ТОО «Пуховый платок», до 1992 года носившего название «Комбинат пуховых платков».

Администрация Оренбургской области предпринимала попытки остановить разрушительный процесс. В 1995 году работникам была оказана финансовая помощь в виде компенсационных выплат. Однако она не принесла положительных результатов. 16 декабря 1995 года собрание коллектива ТОО «Пуховый платок» приняло решение о несостоятельности и самоликвидации предприятия. Оренбургский народный художественный промысел вернулся к тому изначальному состоянию, когда тысячи вязальщиц вновь стали кустарями-одиночками, предоставленными самим себе.

И все же то, что проверено временем, не разрушится и в безвременье. Энтузиасты промысла предпринимают попытки возродить Оренбургский комбинат пуховых платков.

20 марта 1939 года собрание кустарок-пуховязальщиц приняло решение об организации промыслово-кооперативной артели им. Парижской Коммуны. Маленькая оренбургская артель в последующем превратилась в одно из крупнейших предприятий в своей области - фабрику пуховых платков. В 1993 году фабрика оренбургских пуховых платков была преобразована в ОАО «Ореншаль».