UA-11904844-8

Платок был самым желанным подарком, ему радовались и молодые и старые. Хороший пуховый платок отписывали в завещании, передавали по наследству как дорогую и необходимую вещь. Прошли годы, но мы до сих пор не представляем, как можно обойтись без ласкового, теплого оренбургского платка.

М.Л. Ростропович в Оренбургском областном музее изобразительных искусств. 1993 г.

М.Л. Ростропович в Оренбургском областном музее изобразительных искусств. 1993 г.

С 2002 года предприятие «Ореншаль» возглавляет Владимир Александрович Калинин. Уже в новом столетии, в 2004 году выпущен 50-миллионный платок. Для того, чтобы связать столько платков, предприятию потребовалось 65 лет. Пуховые изделия машинного производства, выпускаемые сегодня единственной в России фабрикой пуховых платков, востребованы. Спрос на продукцию фабрики превышает сегодня ее возможности. Конкурентов на российском рынке у этого предприятия нет.

В настоящее время на фабрике проводится модернизация оборудования, ожидается поступление новых машин пятого поколения. Одна такая машина заменит 3-5 машин, на которых работали до последних лет. На фабрике впервые после кризиса расширяется производство и открываются новые рабочие места.

И все же работа на самых совершенных машинах никогда не заменит людям потребности создавать своими руками. В одном из интервью с В.А. Калининым у него спросили: «В ваших магазинах продаются платки ручной работы. Значит ли это, что у Вас имеется цех ручных вязальщиц?». В.А. Калинин подробно объяснил, что «многие работницы «Ореншали» прекрасно вяжут. Поэтому с ними заключен договор, и они в свободное от работы время дома изготавливают платки, а мы продаем их в своих магазинах. Количество ручных изделий очень мало, но мы идем на это, т.к. покупатели часто хотят приобрести паутинку, связанную вручную».[42]Мудрое решение принял молодой директор в тот самый период, когда оренбургский пуховязальный промысел находится в состоянии бесхозности, когда вязальщицы традиционного ручного платка предоставлены сами себе и работают только на рынок.

Чем сейчас отличается паутинка ручной работы от фабричной? Отвечая на этот вопрос, В.А. Калинин раскрыл один из секретов оренбургских мастериц. Оказывается, что «сегодня почти никто сам не прядет. Вязальщицы покупают пряжу в магазине, такую же, из какой сделаны фабричные изделия. В то же время паутинки ручной работы при продаже пушистей. Потому что при вязании спицами пряжа мнется, пушится под пальцами. А на фабрике пряжа, наоборот, выравнивается под тяжестью машины. В итоге при продаже они выглядят более ровными, хотя со временем при носке станут также пушистыми».

Век технического прогресса и ускоренных темпов жизни вносит свои коррективы в традиционное исполнительское мастерство оренбургских вязальщиц. Действительно, все чаще ручницы покупают готовую, машиной спряденную пряжу, которая по своим качествам устраивает многих из них. Но именно в это время приходит понимание, что произведение, выполненное вручную - подлинное, не тиражируемое произведение народного мастера, хранителя традиций искреннего, непосредственного и глубоко человечного народного искусства - это качественно другой продукт. Не сохранить ручное производство - значит потерять оренбургский пуховый платок.

В 1996 году г. Оренбург посетил знаменитый художник-модельер Валентин Юдашкин. В апреле оренбургский бомонд рукоплескал кутюрье и его театру высокой моды, представившим весеннюю шоу-программу «Мода, весна, любовь».

Тем более приятно, что пришедшие на представление зрители увидели в коллекции наши знаменитые пуховые платки. Юдашкин показал, что подкладывая под пуховое ажурное вязание цветной фон, можно получить удивительно красивые вещи. Не устоял мастер, прикоснулся к оренбургским пуховым кружевам. Первый из русских художников-модельеров, ставший представителем Парижского синдиката высокой моды, использовал пуховый платок в своем творчестве.

Бал завершился выходом Валентина Юдашкина в окружении очаровательных манекенщиц. Зрители, стоя, аплодировали красоте и таланту. Модельер объявил, что одну из двух моделей с элементами оренбургского платка передает в Оренбургский краеведческий музей.

Яркий, феерический факт в истории нашего промысла. Сотни лет оренбурженки носили на голове и на плечах бело-серые паутинки, но чтобы использовать их как ткань?! Законченная вещь, конкретное функциональное назначение - какие, казалось бы, могут быть эксперименты? Хотя на рубеже веков тонкое пуховое кружево уже использовали в городском костюме самым неожиданным образом. В 1901 году корреспондент «Оренбургской газеты» информировал читателей о том, что в «Санкт-Петербурге в зимнее время постоянно существует большой спрос на пуховые вуали, но их бывает всегда мало, почему торговцы, чтобы удовлетворить спрос на модные вуали, разрезают на куски оренбургские пуховые платки. Нашим казачкам-мастерицам следовало бы принять к сведению».