UA-11904844-8

Советский период

 

Происшедшая перестройка в народном образовании после Ок­тябрьской революции существенно изменила значение внеклассной воспитательной деятельности. Новой тенденцией отечественной педа­гогики стало привлечение детей к внеурочной деятельности для раз­вития творческих способностей. Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принци­пам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований каждого ученика как субъекта формирования целостной, а не частичной лич­ности, когда свободное развитие каждого становится условием сво­бодного развитие всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Мака­ренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Говоря о значении вос­питательной работы, А.С.Макаренко подчеркивал, что: «Истинная сущность воспитательной работы ... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а ... в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде все­го работа организатора». Он требовал обучения молодых педагогов мастерству воспитания, вооружения их организаторскими навыками. По его мнению, деятельность педагогического института должна быть построена таким образом, чтобы «воспитательная работа учителя была все-таки подготовлена в вузе».

Уделяя большое внимание художественному развитию воспитанников, А.С. Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию. Он неоднократно от­мечал, что дети должны быть активными участниками создания кра­сивого в жизни, потому что, изменяя действительность «по законам красоты», человек сам преображается.

Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовы­вались на практике в опытных учреждениях Наркомпроса. Одним из них была, возглавляемая С.Т. Шацким, первая опытная станция Нар­компроса. Ее коллектив разработал систему эстетического воспита­ния, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различ­ными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, драма­тургия). В работе по искусству С.Т. Шацкий отводил важное место педагогу, у которого должны быть положительные эмоции, эстетиче­ский вкус, владение специальными навыками в искусстве (умел хо­рошо петь или играть, или рисовать).

Создание в 50-х гг. Института художественного воспитания при АПН РСФСР (в дальнейшем АПН СССР) активизировало деятель­ность в области эстетического воспитания учащихся, и первый руко­водитель института В.Н. Шацкая выдвинула идею эстетического вос­питания, охватывающую все формы жизни и деятельности школьни­ков. Она создала теорию эстетического воспитания средствами музы­ки, музыкального образования, считала, что эстетическое воспитание осуществляется через эстетическое отношение ко всем явлениям прошлого и настоящего.

Эту мысль утверждал во всей своей практической деятельности замечательный отечественный педагог В.А.Сухомлинский. За долгие годы наблюдений над детьми в разных сферах их деятельности он сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы, коллективизма. В эстетиче­ское воспитание В.А.Сухомлинский широко включал искусство, при­роду, окружающую действительность, быт. Он стремился к тому, чтобы дети научились чувствовать, понимать, ценить, а главное, тво­рить красоту в природе, искусстве, труде и человеческих отношениях. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В.А. Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической систе­ме. Важную роль в эстетическом воспитании педагог отводит воспи­тателям, которые руководят, приобщают детей к миру прекрасного.

Теоретические положения В.А.Сухомлинского получили широкое распространение и применение в практике воспитания и образования.

Знания, умения, способности воспитателя лишь тогда поражают нас своими результатами, когда они озарены гражданской позицией, которая так емко выражена в принципах педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили: любить детей, очеловечивать среду, в которой жи­вет ребенок, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равно­весия, прожить в ребенке свое детство, чтобы познать жизнь ребенка.

В последние десятилетия ученые, педагоги О. А. Апраксина, Н. А. Дмитриев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятеовский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и др. разработали проблемы эстетического воспитания, результатом которых стало оп­ределение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспи­тания с творческой деятельностью. На их основе развивалась система эстетического воспитания, а также методологические проблемы эсте­тического воспитания, рассматриваются роль и место предметов эсте­тического цикла, их связи с другими учебными предметами и т.д.

В отечественной педагогике четко разделяется понятие «Эстети­ческое воспитание» и «Художественное воспитание». Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отноше­нию к художественному воспитанию, которое входит в него состав­ной частью. «Художественное воспитание — целенаправленный пе­дагогический процесс формирования у детей способности восприни­мать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной творческой деятельности».

Теория эстетического воспитания включает разработку процес­сов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются в соот­ветствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства: окружающая действительность, природа, искусство, эстети­ка поведения, эстетика вкуса, эстетика быта.