UA-11904844-8

Формы и методы

В отечественной педагогике сложились разнообразные формы и методы эстетического воспитания. Наибольшее значение имеют вос­питание в учебном процессе, внеучебные формы эстетического вос­питания.

На современном этапе идет процесс расширения предметов эсте­тического цикла в школе, увеличение количества часов на их преподавание. Сегодня, получившие широкое развитие внешкольные фор­мы организации эстетического воспитания (дома творчества детей и подростков, художественные школы, центры эстетического воспита­ния) в 60-80 гг., вновь активизируют свою деятельность. Эстетическая деятельность детей определяется по следующим направлениям: изо­бразительная, художественно-речевая, музыкальная, театрально-игровая, праздники и различные виды творческой досуговой деятель­ности. Существенную роль оказывает эстетическое оформление ин­терьеров учебных заведений и их территорий. Вся деятельность учи­теля в процессе эстетического воспитания должна осуществляется во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудо­вым воспитанием школьников. В современном российском образова­нии в воспитании школьников происходят значительные перемены, связанные с развитием общественных явлений. Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе.

Большой опыт эстетического воспитания и образования накоплен в других странах. Он ориентирован на отдельные группы населения, реализуется в различных сферах жизнедеятельности, содержит опыт эстетического воспитания средствами искусства, подготовки кадров по эстетическому воспитанию.

В США эталоном интегрированной и интердисциплинарной про­граммы в области эстетического воспитания считается программа, созданная коллективом ученых центральной педагогической лабора­тории среднего Запада. Основная задача программы — через ком­плексное изучение искусства научить школьников анализировать, видеть и понимать эстетическое в действительности. Организована программа в виде шести комплексов: эстетика и физический мир, эс­тетика и элементы искусства, эстетика и творческий процесс, эстетика и художник, эстетика и культура, эстетика и окружающая среда. В ряде колледжей и университетов США в программы подготовки кад­ров включен курс детского воспитания средствами театра. Начиная с 60-х гг., программы по творческим и изящным видам искусства зани­мают все большее место в программах досуга детей (V. Musselman, F. Bernardi, A. Maley). В школах США читается курс эстетического воспитания, включенный в состав обязательных для начальной шко­лы, из дисциплин по выбору читается курс «Теория и история музы­ки» (C. Grahan, A. Wright, M. Baudains).

Во многих странах создаются центры досуга, эстетического вос­питания, клубы, в которых работают профессионально подготовлен­ные кадры в области искусства, эстетического воспитания. В послед­ние годы во многих странах сформировалась новая профессия «Педа­гог свободного времени». Это работник сферы услуг высокой квали­фикации, в задачи которого входит организация общения людей во время досуга.

Основной фигурой внешкольного образования и воспитания во Франции является «аниматор», объединяющий в себе талант педагога, художника и психолога. Он действует как посредник между подрост­ком и произведением искусства. Важное место в художественной жизни Швеции занимает институт посредников — распространители культурных ценностей. В Австрии, Венгрии широко развита система музыкального воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Богатый опыт эстетического воспитания детей накоплен в Японии — это музыкальное развитие дошкольников, детские художественные школы, движение «сочинения о жизни», «рисунки о жизни», возрож­дение народных праздников.

Анализ зарубежного опыта эстетического воспитания и подго­товки специалистов для осуществления данной работы показывает интерес, который имеется в обществе к данной проблеме, необходи­мость проведения работы по эстетическому воспитанию различных слоев населения, особенно детей. Отмечается значение преподавания искусства для развития творческих способностей, формирование ин­тереса к творческой деятельности, раскрываются разнообразные сред­ства эстетического воспитания и образования. Однако прослеживает­ся отсутствие целенаправленного воздействия на детей, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, раскрывается потреб­ность общества в подготовке педагогических кадров для осуществле­ния эстетического воспитания детей (Е. W. Stewick, G. Knowles, B. Svanes).

Таким образом, развитие теории и практики эстетического вос­питания прошло длительный период. Анализ философской и педаго­гической мысли показывает, что:

  • эстетическое воспитание рассматривается как составная часть развития личности;
  • определяется его место и роль, цели и задачи, которые зависят от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития эстетической, педагогической мысли;
  • основным достижением предшествующего развития является формирование основных средств, форм и методов эстетического воспитания.

Среди средств эстетического воспитания называются: окружаю­щая действительность, искусство, быт, специальное обучение; формы (учебные и факультативные предметы, разнообразная внеучебная творческая деятельность); многообразные методы (беседа, экскурсия, наблюдение, совершенствование художественных умений и др.).

Философы, выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги подчеркивают огромное влияние искусства на эстетическое развитие личности. Большое значение имеет то, что во все времена поднима­ются вопросы подготовки педагогических кадров и место в ней эсте­тической культуры учителя, а также проводится мысль, что эстетиче­ское образование необходимо не только узким специалистам, но и учителям любого предмета.

Данные вопросы представляются объективно существующими внутри указанной проблемы и наиболее характерными для современ­ного этапа ее развития.