UA-11904844-8

Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образованияМедведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.

Содержание пособия составлено для студентов социалыю-педагогических факультетов педагогических вузов (специализация — педагог — организатор дополнительного образования) и педагогов — организаторов дополнительного образования в школах и в учреждени­ях дополнительного образования.

В пособии раскрыты теоретические основы эстетического воспитания. Большой акцент сделан на практи­ческое значения эстетического воспитания в системе дополнительного образования. Читатели найдут рекомендации по организации и взаи­модействию многообразных форм эстетического воспитания детей и подростков.

 

Психолого-педагогические основы эстетического воспитания

В программе развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, утвержденной Министерством образования, ска­зано, что духовно-нравственное становление детей и молодежи, под­готовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Современное развитие российского общества, обостряющее процессы поиска человеком смысла существования и своего места в нем, приводит к необходимости гуманиза­ции образования и возрастанию ценности эстетического образования России. Это обстоятельство носит социальный характер и состоит в том, что в условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, спо­собствующая восстановлению связей между поколениями.

Большими возможностями для развития эстетического воспита­ния обладают учреждения дополнительного образования, в которых дети и подростки приобщаются к творчеству с учетом их способно­стей и интересов.

«Суть эстетического воспитания в активном, целенаправленном формировании и совершенствовании системы эстетических потреб­ностей личности, той сферы ее духовной жизни, которую обобщенно принято называть эстетической культурой» (В. А. Разумный).

Совершенствование подготовки педагогических кадров к эстети­ческому воспитанию детей и подростков в сфере дополнительного образования невозможно без изучения наследия прошлого, накопив­шегося на разных этапах исторического развития общества, богатого опыта в философии и педагогике. Эстетическое воспитание исследу­ется разными науками, каждая из которых рассматривает определен­ный аспект данного вопроса. Изучение философской и педагогиче­ской мысли показывает, что каждая историческая эпоха имеет свой эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соот­ветствуют социально-экономическим условиям развития общества.

Уже в древности люди задумывались о том, что сильнее всего влияет на формирование эстетического мира человека. И по сей день этот вопрос продолжает оставаться в центре внимания ученых и педа­гогов. Эстетика (греч. aisqhsiz — чувственное восприятие) — наука о закономерностях эстетического освоения мира, о сущности и формах творчества по законам красоты (93).

На каждом этапе общественного развития вырабатываются свои представления об эстетическом и художественном, прекрасном и без­образном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, которые тесно переплетаются с представлениями о добре и зле, исти­не и лжи, справедливости и несправедливости.

Эстетическое воспитание — целенаправленная система дейст­венного формирования человека, способного с позиций общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эсте­тическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобра­зовывать мир по законам красоты /129/.

Труд человека, его поступки, отношения с другими людьми, а также переживания, стремления и идеалы носят различный с эстети­ческой точки зрения характер. Поэтому эстетическое воспитание вы­полняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими ви­дами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологиче­скими, физическими, художественными и др.

Эстетическое воспитание начинается с создания определенного за­паса элементарных эстетических впечатлений и знаний, без которых не могут возникнуть склонность и интерес к эстетически значимым предме­там и явлениям, их звуковым, колористическим качествам. На основе полученных впечатлений и знаний эстетическое воспитание формирует разносторонние способности эмоционально-чувственной жизни и цен­ностного отношения к миру. В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные эстетические творческие способности. Сформированная эстетическая культура личности снимает противоре­чия между чувствами и разумом, эмоциями и интеллектом, материаль­ным и духовным, объективным и субъективным. В процессе всесто­роннего эстетического развития личности достигается гармония между личным и общественным, коллективным и индивидуальным /141/.

Отечественная педагогика исходит из положений психологии (А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка. Только целена­правленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение в художественную деятельность в тесной связи с требова­ниями жизни способно развить эстетические понятия, способности ребенка до уровня понимания подлинного искусства, красоты дейст­вительности и эстетического творчества.


Исторический экскурс

Эстетическое воспитание в разные исторические эпохи осущест­влялось присущими им формами и средствами. Идеи эстетического воспитания зародились в Древнем мире. На Древнем Востоке склады­вались свои специфические особенности представления о красоте, музыке, воспитании. Эстетические идеи в этот период были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значе­ние придавалось музыке как средству воспитания.

Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное. Китайский философ Конфуций пи­сал: «Начинай образование с поэзии, упрочивай его церемониями и завершай музыкой».

Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Особое ме­сто отводилось обучению и игре на музыкальных инструментах, обу­чению пению и танцам.

Итак, практика общественной жизни Древнего мира выдвинула задачу обучению музыке, танцам, пению. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца. Неразвитость социально-экономических отношений стран Древнего мира наложила отпечаток на эстетические идеи. Эстетические идеи были неотделимы от жизни людей.

В период античности социально-экономическое развитие обще­ства потребовало нового взгляда на человека, его воспитание и обра­зование. Античность дала дальнейшее развитие эстетических идей, на базе которых строились представления об организации и проведении эстетического воспитания. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Художественные элементы были составной частью жизни античного общества. Цель воспитания опре­делялась как формирование гармонически развитого человека. Оно основывалось на музыкальном воспитании. «Образованный» человек по-гречески означает «мусический», то есть тот, кто получил воспи­тание при помощи мусического воспитания (искусства). Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания. Искусство, по мнению Аристотеля, обла­дает познавательными, воспитательными воздействиями, приносит людям эстетическое удовольствие. Он считал, что эстетическое вос­питание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает че­ловека гражданином и способствует развитию разумной деятельности.

В Древней Греции получили развитие драма, архитектура, живо­пись, что способствовало духовному развитию общества.

В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. Исходя из этой цели, музыка уступает свое место ораторскому искусству. В философских учениях Квинтилиана, Плутарха, Цицерона разрабатывались идеи эстетического воспитания, большое место отводилось природным способностям детей, развитию у них чувства художественного слова, ритма, выразительности речи. В период античности обязательными элементами эстетического воспитания являлись изучение музыки, пения, рисования, риторики, обучение игре на музыкальном инстру­менте, гимнастике, а также прослеживалась связь эстетического с ум­ственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сфор­мулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества. Они разработали «теорию эстетического воспитания».

Средневековая эстетическая мысль развивалась в новых истори­ческих условиях. Феодальные отношения наложили отпечаток на ду­ховную культуру. Особенностью развития искусства было подчине­ние его религии. Развивалось церковное искусство. Отрицались эле­менты танца, жеста, движения, преследовалась народная музыка, те­атр. Несмотря на то, что Август (V век) подчеркивал божественное происхождение искусства, а Василий Великий (IX век) осуждал обу­чающихся искусству, не отрицалось эстетическое воздействие музыки и слова на человека. Глубоко, усвоив положения аристотелевской системы эстетического воспитания, Фома Аквинский (XIII век) развил идею, что искусство есть подражание, средство познания, развития эстетического чувства. В Средневековье проводилась мысль о един­стве эстетического, этического и интеллектуального воспитания, ос­новным средством определялась музыка. В средневековых универси­тетах преподавали семь свободных искусств.

В эпоху Возрождения произошел огромный переворот в общест­венной жизни, сформировались гуманистические взгляды в обществе. Центральное место в искусстве заняла живопись, развивались литера­тура, архитектура, театр, музыка. Получила дальнейшее развитие идея всестороннего развития (В. де Фельтре), подчеркивалось воспи­тательное воздействие искусства (М. Падуанский), разрабатывалось содержание и методика воспитания и обучения художников (Альберти, Л. да Винчи). В содержание образования включались общеобразо­вательная подготовка, разрабатывался принцип наглядности обучения (Я.А. Коменский). Овладение искусством стало составной частью об­разования человека.

Эстетика в XVII—XVIII в.в. развивалось в эпоху преобразования общества. Эстетическое воспитание еще не отделилось от утилитар­ного, практического обучения. Это уже не обучение художника, а ча­ще всего — делового человека, что нашло отражение и в педагогике. Дж.Локк считал, что деловой человек не должен уделять много вре­мени искусству, но с практической точки зрения он не отказывается от идеи эстетического воспитания, ограничив его профессиональной потребностью.

В XVII—XVIII веках эстетическое воспитание основывалось на специальном обучении музыке, пению, танцам, рисованию, ручному труду, изучению искусства одновременно с совершенствованием об­щей подготовки. Представители Просвещения: Ж. Руссо, Д. Дидро, А. Баумгарген и другие считали, что каждый человек может занимать­ся каким-нибудь видом искусства, подчеркивая роль искусства и эс­тетического воспитания в служении национальному благу. Просвети­тели пытались определить содержание эстетического воспитания, включая в него рисование, языки, изящную литературу, искусство мыслить, историю, географию, изящные искусства. Рассматривая во­просы эстетического воспитания, педагоги И. Гербарт, И.Г. Песталоцци, Ф. Фребель предлагали включать в него: пение, рисование, худо­жественные образы великих людей, а также развитие детского твор­чества — чтение художественных произведений, восприятие картин, слушание музыкальных произведений. Так, эстетическое воспитание и образование в XVII—XVIII в.в. становится составной частью разви­тия личности.

Идеи развития способностей человека, развития искусства, эсте­тической культуры как средства развития личности, значение искус­ства для развития художественных способностей человека получают свое развитие у И.Канта, И.Фихте, Ф.Гегеля и других философов XIX века. В этот период Ф.Шиллер впервые употребляет термин «эстети­ческое воспитание». Он предлагал понимать под эстетическим воспи­танием не только формирование способности понимать искусство, но и предполагал формирование с его помощью целостного человека, которое достигается эстетическим воспитанием. Свою программу эс­тетического (художественного) образования предлагали К.А.Сен-Симон, Ш.Фурье, включая в нее: занятия пением, танцами, деклама­цией, игру на музыкальных инструментах. Они особенно выделяли роль театрального искусства для развития гармонических способно­стей человека.

Эстетические идеи Древней Руси развивались на стыке языче­ской и христианской культуры, восприняв античную традицию через Византию. Эстетическое воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики и эстетики, участие в ритуалах и об­рядах. Песни, сказания, былины, ремесла, постоянное общение с при­родой развивало художественный вкус людей. В древнерусских про­изведениях «Слово о полку Игореве», «Повесть временных лет», «Из­борник» и др. проводится мысль о связи нравственного с прекрасным, а идеалом красоты является служение Родине, сочетание духовного и физического (герои былин). В живописных образах Андрея Рублева воплотился символ красоты XIV века — нравственная красота (един­ство мудрости, искусства, красоты).

Развиваясь через идеи словесного и изобразительного искусства в ХV-ХVII в.в. эстетическая теория получила свое отражение в теори­ях эстетического воспитания Епифания Премудрого, Феофана Грека, -Ивана Федорова, Симеона Полоцкого, Дмитрия Ростовского и др. фи­лософов, педагогов, художников (9). Они предлагали включать в эсте­тическое воспитание детей театр, прибегать к театральным действиям в преподавании риторики, поэтики. В XVII веке в России появились первые эстетические трактаты (Иосиф Владимиров, Симеон Ушаков), в которых отмечается красота и жизненность произведений искусст­ва, дается классификация искусства. Они заложили основы теории эстетики и эстетического воспитания в отечественной эстетической мысли.

Цели, задачи, содержание эстетического воспитания рассматри­вали И. Бецкой, К. Истомин, М.Ломоносов, Н. Новиков, Ф. Салтыков, В. Татищев и др. В содержание эстетического воспитания они предла­гали включать предметы эстетического цикла: танцы, музыку, виды искусства, литературу, рисование, пение, игру на инструментах. В.Татищев считал, что сначала нужно давать общеобразовательную, подготовку, а затем обучать «искусствам и ремеслам», а Новые фор­мы организации учебного процесса, опиравшиеся на развитие спо­собностей учащихся, предлагал М.Ломоносов. Он считал, что худож­ники, актеры, музыканты должны быть высококультурными и обра­зованными людьми.

Таким образом, заложились основы организации эстетического образования в учебных заведениях России, в которых обращалось внимание на общеобразовательную, художественную, профессио­нальную подготовку, а также расширялась сфера внеучебной дея­тельности. При Московском университете появились классы худо­жеств (рисование, музыка, театр), устраивались публичные музы­кальные экзамены, театральные спектакли, концерты.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внес И.Бецкой. Он составил Устав Смольного института, где определил предметы обучения: «обучать языкам, арифметике, геометрии, исто­рии, стихотворению, отчасти архитектуре, геральдике, а в художест­вах наставлять рисованию, миниатюре, танцеванию, музыке вокаль­ной и инструментальной, шитью, вязанию, плетению». Так, И.Бецкой определил содержание обучения, включив в него, наряду с общеобра­зовательными, и эстетические предметы, чем способствовал развитию эстетического воспитания и образования.

Н.И. Новиков в XVIII веке далее развил теорию и практику эсте­тического воспитания в России. Он считал эстетическое воспитание частью умственного воспитания. Под эстетическим воспитанием он понимал приобщение детей и юношества к искусству во время обуче­ния, включил изучение эстетики, красноречия, поэзии. Кроме того, он утверждал, что занятия по изящным искусствам нужно проводить не только с теми, кто имеет способности к ним, но и всеми воспитанни­ками, что в процессе обучения следует детей приобщать к искусст­вам, воспитывать у них художественный вкус, развивать способности к созданию посильных им эстетических ценностей.

Почти через 100 лет, в условиях общественного подъема 60-х го­дов, в период создания народной школы русская философская и педа­гогическая мысль продолжает поиск и в области эстетического воспи­тания, рассматривая его проблемы в том или ином аспекте, во взаи­мосвязи с задачами педагогики, искусства или отдельных его видов. Непосредственное научно-педагогическое воздействие на решение этой проблемы оказал основоположник русской педагогической нау­ки К. Д. Ушинский, придававший огромное значение художественно-эстетическому воспитанию. Он считал, что: «Запоет школа, запоет весь народ».

Русский музыкальный критик А.Н. Серов, определяя цели и зада­чи широкого музыкального просвещения и образования, писал в 1856 году: «Выучить не сочинять, не исполнять, но «слушать» музыку с толком, выучить вникать в формы музыкальных произведений, вни­кать во все органические законы музыкального искусства — выучить всему этому, чтобы дать средства лучше наслаждаться искусством и здраво судить о нем».

В то же время правительство дореволюционной России не стремилось поддерживать интересы учащихся. Оно преследовало деятельность различных кружков, запрещало коллективные собра­ния, общение учителей с детьми в свободное от уроков время. Ана­лизируя проблемы воспитания и образования того времени, К.Д.Ушинский указывал на объективную невозможность проведе­ния какой-либо деятельности во внеурочное время. Внеклассная ра­бота, как форма организации детей, способствующая их нравствен­ному воспитанию и творческому развитию в России того периода, была крайне ограничена.

Во второй половине XIX века ведущие русские педагоги К.Д.Ушинский, В.И.Водовозов, В.П.Острогорский и др. видели в эс­тетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эсте­тического вкуса, подчеркивали, что в каждом школьном предмете содержатся возможности эстетического воспитания. Они включали в обязательные предметы для изучения литературу, музыку, изобрази­тельное искусство, природу, а также художественное творчество — детский театр.

Таким образом, в отечественной философской и педагогической мысли прослеживается взаимосвязь эстетического воспитания с раз­личными сторонами воспитания, отмечается единство образования и воспитания, подчеркивается значение общеобразовательных и худо­жественных знаний.

В курс подготовки педагога В.П. Острогорский предлагал вклю­чать следующее содержание: энциклопедическое образование, знание литературы, владение обширными специальными знаниями из облас­ти логики, психологии, истории философии, эстетики, истории, обла­дать эстетическим вкусом. Классные занятия должны дополняться внеклассными формами: посещение театра, музея, проведение лите­ратурно-музыкальных вечеров. Определяя средства эстетического воспитания, педагог выделял природу, литературу, музыку, искусст­во, быт.

Таким образом, идеи эстетического воспитания в русской педа­гогике прошли длительный путь становления и развития, вступив в XX век обогащенными и содержательно разработанными. Общим итогом становления эстетического воспитания в России до XX века, можно считать выделение его в самостоятельную область воспитания, определение содержания и путей его осуществления в соответствии с уровнем общественного развития, состоянием эстетической и педаго­гической теории. Отмечается необходимость расширения участия в образовании пения, музыки, живописи, а также соединения изучения эстетических предметов с воспитанием художественного вкуса, зна­нием искусства.

Опыт зарубежной и русской эстетической и педагогической мысли составляет основу для развития отечественной педагогической науки. Достижением отечественной педагогики в советский период истории страны явилось создание системы эстетического воспитания на базе государственной системы образования и воспитания, которая включало дошкольное воспитание, обучение и воспитание в школе, техникуме, вузе, внешкольных учебных заведениях. Так был обеспе­чен целенаправленный систематический, основанный на преемствен­ности всех звеньев системы образования процесс эстетического вос­питания и образования.


Советский период

 

Происшедшая перестройка в народном образовании после Ок­тябрьской революции существенно изменила значение внеклассной воспитательной деятельности. Новой тенденцией отечественной педа­гогики стало привлечение детей к внеурочной деятельности для раз­вития творческих способностей. Отечественная педагогическая наука утверждала, что педагогическая деятельность тогда отвечает принци­пам воспитания, когда она направлена на раскрытие способностей каждого ребенка, ведет к выявлению творческих дарований каждого ученика как субъекта формирования целостной, а не частичной лич­ности, когда свободное развитие каждого становится условием сво­бодного развитие всех. Именно эти положения раскрывают в своих трудах П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Мака­ренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др. Говоря о значении вос­питательной работы, А.С.Макаренко подчеркивал, что: «Истинная сущность воспитательной работы ... заключается вовсе не в ваших разговорах с ребенком, не в прямом воздействии на ребенка, а ... в организации жизни ребенка. Воспитательная работа есть прежде все­го работа организатора». Он требовал обучения молодых педагогов мастерству воспитания, вооружения их организаторскими навыками. По его мнению, деятельность педагогического института должна быть построена таким образом, чтобы «воспитательная работа учителя была все-таки подготовлена в вузе».

Уделяя большое внимание художественному развитию воспитанников, А.С. Макаренко придавал огромное значение эстетическому воспитанию. Он неоднократно от­мечал, что дети должны быть активными участниками создания кра­сивого в жизни, потому что, изменяя действительность «по законам красоты», человек сам преображается.

Теоретические проблемы эстетического воспитания реализовы­вались на практике в опытных учреждениях Наркомпроса. Одним из них была, возглавляемая С.Т. Шацким, первая опытная станция Нар­компроса. Ее коллектив разработал систему эстетического воспита­ния, внес значительный вклад в развитие теории воспитания различ­ными видами искусства (музыка, изобразительное искусство, драма­тургия). В работе по искусству С.Т. Шацкий отводил важное место педагогу, у которого должны быть положительные эмоции, эстетиче­ский вкус, владение специальными навыками в искусстве (умел хо­рошо петь или играть, или рисовать).

Создание в 50-х гг. Института художественного воспитания при АПН РСФСР (в дальнейшем АПН СССР) активизировало деятель­ность в области эстетического воспитания учащихся, и первый руко­водитель института В.Н. Шацкая выдвинула идею эстетического вос­питания, охватывающую все формы жизни и деятельности школьни­ков. Она создала теорию эстетического воспитания средствами музы­ки, музыкального образования, считала, что эстетическое воспитание осуществляется через эстетическое отношение ко всем явлениям прошлого и настоящего.

Эту мысль утверждал во всей своей практической деятельности замечательный отечественный педагог В.А.Сухомлинский. За долгие годы наблюдений над детьми в разных сферах их деятельности он сделал вывод о том, что через красоту в духовный мир ребенка входят чувства гуманизма, патриотизма, дружбы, коллективизма. В эстетиче­ское воспитание В.А.Сухомлинский широко включал искусство, при­роду, окружающую действительность, быт. Он стремился к тому, чтобы дети научились чувствовать, понимать, ценить, а главное, тво­рить красоту в природе, искусстве, труде и человеческих отношениях. Художественное слово, музыку, самостоятельное творчество детей В.А. Сухомлинский считал важнейшими средствами воспитания чувств, они занимают центральное место в его педагогической систе­ме. Важную роль в эстетическом воспитании педагог отводит воспи­тателям, которые руководят, приобщают детей к миру прекрасного.

Теоретические положения В.А.Сухомлинского получили широкое распространение и применение в практике воспитания и образования.

Знания, умения, способности воспитателя лишь тогда поражают нас своими результатами, когда они озарены гражданской позицией, которая так емко выражена в принципах педагогической деятельности Ш.А. Амонашвили: любить детей, очеловечивать среду, в которой жи­вет ребенок, с целью обеспечения ему душевного комфорта и равно­весия, прожить в ребенке свое детство, чтобы познать жизнь ребенка.

В последние десятилетия ученые, педагоги О. А. Апраксина, Н. А. Дмитриев, Д. Б. Кабалевский, Е. В. Квятеовский, Б. Т. Лихачев, Б. М. Неменский, В. А. Разумный, В. К. Скатерщиков и др. разработали проблемы эстетического воспитания, результатом которых стало оп­ределение и конкретизация принципов, функций, содержания и форм эстетического воспитания и образования, связь эстетического воспи­тания с творческой деятельностью. На их основе развивалась система эстетического воспитания, а также методологические проблемы эсте­тического воспитания, рассматриваются роль и место предметов эсте­тического цикла, их связи с другими учебными предметами и т.д.

В отечественной педагогике четко разделяется понятие «Эстети­ческое воспитание» и «Художественное воспитание». Эстетическое воспитание рассматривается как более широкое понятие по отноше­нию к художественному воспитанию, которое входит в него состав­ной частью. «Художественное воспитание — целенаправленный пе­дагогический процесс формирования у детей способности восприни­мать, чувствовать, оценивать искусство, наслаждаться им, а также развивать в них художественно-творческие способности в процессе их собственной творческой деятельности».

Теория эстетического воспитания включает разработку процес­сов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются в соот­ветствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства: окружающая действительность, природа, искусство, эстети­ка поведения, эстетика вкуса, эстетика быта.


Формы и методы

В отечественной педагогике сложились разнообразные формы и методы эстетического воспитания. Наибольшее значение имеют вос­питание в учебном процессе, внеучебные формы эстетического вос­питания.

На современном этапе идет процесс расширения предметов эсте­тического цикла в школе, увеличение количества часов на их преподавание. Сегодня, получившие широкое развитие внешкольные фор­мы организации эстетического воспитания (дома творчества детей и подростков, художественные школы, центры эстетического воспита­ния) в 60-80 гг., вновь активизируют свою деятельность. Эстетическая деятельность детей определяется по следующим направлениям: изо­бразительная, художественно-речевая, музыкальная, театрально-игровая, праздники и различные виды творческой досуговой деятель­ности. Существенную роль оказывает эстетическое оформление ин­терьеров учебных заведений и их территорий. Вся деятельность учи­теля в процессе эстетического воспитания должна осуществляется во взаимодействии с нравственным, умственным, физическим и трудо­вым воспитанием школьников. В современном российском образова­нии в воспитании школьников происходят значительные перемены, связанные с развитием общественных явлений. Процесс гуманизации и гуманитаризации образования, возрастание роли духовного фактора в становлении личности выдвигает эстетическое воспитание и его организацию на новые позиции в обществе.

Большой опыт эстетического воспитания и образования накоплен в других странах. Он ориентирован на отдельные группы населения, реализуется в различных сферах жизнедеятельности, содержит опыт эстетического воспитания средствами искусства, подготовки кадров по эстетическому воспитанию.

В США эталоном интегрированной и интердисциплинарной про­граммы в области эстетического воспитания считается программа, созданная коллективом ученых центральной педагогической лабора­тории среднего Запада. Основная задача программы — через ком­плексное изучение искусства научить школьников анализировать, видеть и понимать эстетическое в действительности. Организована программа в виде шести комплексов: эстетика и физический мир, эс­тетика и элементы искусства, эстетика и творческий процесс, эстетика и художник, эстетика и культура, эстетика и окружающая среда. В ряде колледжей и университетов США в программы подготовки кад­ров включен курс детского воспитания средствами театра. Начиная с 60-х гг., программы по творческим и изящным видам искусства зани­мают все большее место в программах досуга детей (V. Musselman, F. Bernardi, A. Maley). В школах США читается курс эстетического воспитания, включенный в состав обязательных для начальной шко­лы, из дисциплин по выбору читается курс «Теория и история музы­ки» (C. Grahan, A. Wright, M. Baudains).

Во многих странах создаются центры досуга, эстетического вос­питания, клубы, в которых работают профессионально подготовлен­ные кадры в области искусства, эстетического воспитания. В послед­ние годы во многих странах сформировалась новая профессия «Педа­гог свободного времени». Это работник сферы услуг высокой квали­фикации, в задачи которого входит организация общения людей во время досуга.

Основной фигурой внешкольного образования и воспитания во Франции является «аниматор», объединяющий в себе талант педагога, художника и психолога. Он действует как посредник между подрост­ком и произведением искусства. Важное место в художественной жизни Швеции занимает институт посредников — распространители культурных ценностей. В Австрии, Венгрии широко развита система музыкального воспитания детей дошкольного и школьного возраста. Богатый опыт эстетического воспитания детей накоплен в Японии — это музыкальное развитие дошкольников, детские художественные школы, движение «сочинения о жизни», «рисунки о жизни», возрож­дение народных праздников.

Анализ зарубежного опыта эстетического воспитания и подго­товки специалистов для осуществления данной работы показывает интерес, который имеется в обществе к данной проблеме, необходи­мость проведения работы по эстетическому воспитанию различных слоев населения, особенно детей. Отмечается значение преподавания искусства для развития творческих способностей, формирование ин­тереса к творческой деятельности, раскрываются разнообразные сред­ства эстетического воспитания и образования. Однако прослеживает­ся отсутствие целенаправленного воздействия на детей, ощущается нехватка квалифицированных специалистов, раскрывается потреб­ность общества в подготовке педагогических кадров для осуществле­ния эстетического воспитания детей (Е. W. Stewick, G. Knowles, B. Svanes).

Таким образом, развитие теории и практики эстетического вос­питания прошло длительный период. Анализ философской и педаго­гической мысли показывает, что:

  • эстетическое воспитание рассматривается как составная часть развития личности;
  • определяется его место и роль, цели и задачи, которые зависят от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития эстетической, педагогической мысли;
  • основным достижением предшествующего развития является формирование основных средств, форм и методов эстетического воспитания.

Среди средств эстетического воспитания называются: окружаю­щая действительность, искусство, быт, специальное обучение; формы (учебные и факультативные предметы, разнообразная внеучебная творческая деятельность); многообразные методы (беседа, экскурсия, наблюдение, совершенствование художественных умений и др.).

Философы, выдающиеся отечественные и зарубежные педагоги подчеркивают огромное влияние искусства на эстетическое развитие личности. Большое значение имеет то, что во все времена поднима­ются вопросы подготовки педагогических кадров и место в ней эсте­тической культуры учителя, а также проводится мысль, что эстетиче­ское образование необходимо не только узким специалистам, но и учителям любого предмета.

Данные вопросы представляются объективно существующими внутри указанной проблемы и наиболее характерными для современ­ного этапа ее развития.

 


Рекомендуемая литература

 

1. Андреева И.Н., Голубкова Н.Я., Новикова Л.Г. Формирова­ние культурных ценностей молодежи в сфере досуга. Минск, 1989.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII в. / Сост. С.Д.Бабышин, Б.Н.Митюр-ров.—М., 1985.

3. Антология педагогической мысли в XVIII в. / Сост. С.Д.Бабышин, Б.Н.Митюров. — М., 1985.

4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.Н.Лебедев. — М., 1987.

5. Антология педагогической мысли России второй половины XIX — нач. XX в. / Сост. П.Н.Лебедев. — М., 1990.

6. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспи­тания в советской школе. — М., 1956. Бим-Бад Б.М. Педагоги­ческие течения в начале двадцатого века: Лекции по педагоги­ческой антропологии и философии образования. — М.. 1994.

7. Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. — М.,1961.

8. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. — М., 1984.

9. Краткий словарь по эстетике. — М., 1983.

10. Лармин О.В. Эстетическое развитие и воспитание молоде­жи.—М.,1978.

11. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетиче­ского воспитания. — М., 1987.

12. Педагогическая энциклопедия. — М., 1993.

13. Разумный В.А. Система образования на рубеже третьего ты­сячелетия. Опыт философии, педагогики. — М., 1996.

14. Стефано Дж. Музыкальное образование в новой Европе // Искусство в школе. — М., 1992 №2.

15. Структура и уровни эстетического сознания у старшекласс­ников / Редкол.: Е.И.Крупник, В.Ф.Козьмин, Л.П.Печко. — М.,1982.

16. Столович Я.Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности. — М., 1985.

17. Стрельцов Ю.А. Методика воспитательной работы в клубе. — М.,1992

18. Фохт — Бабушкин Ю.У. Об активности художественного воспитания. // Искусство и школа: Кн. для учителя /Сост. А.К.Василевский. — М., 1981.

Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. - 48 с. С. 3-15.