UA-11904844-8

Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования

Любая профессия имеет свои особенности. Есть они и у педагога дополнительного образования. Стремление отдать себя детям, вера в то, что без увлеченности творчеством нельзя стать по-настоящему гармонично развитым человеком — этими чувствами должен обла­дать педагог — воспитатель.

Педагог дополнительного образования, в силу специфики своей профессии, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей и подростков. Он должен быть не просто широко обра­зованным человеком, хорошо владеющим проблемами воспитатель­ной работы, но и духовно развитой личностью в высоком значении этого слова.

Профессия педагога-воспитателя требует постоянного совершенствования своей личности, развития интересов, творческих способно­стей. В связи с развитием общества, его идеологии, социально-эко­номических сторон жизни, культуры меняются идеалы профессии. Но вместе с тем, основой профессии педагога — воспитателя всегда оста­ется гуманистическая устремленность и неразрывная связь с художест­венно-творческой деятельностью, с различными видами искусства.

Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области эстетического образования детей и подростков зна­чительно опережает уровень подготовки будущих педагогов допол­нительного образования. Поэтому для него так необходимо понимать значение всех видов искусства в развитии общества, их взаимосвязь. Всесторонняя художественно-творческая подготовка дает будущему педагогу, прежде всего, знания о своей будущей профессиональной деятельности. Накопленный художественно-творческий опыт в соче­тании с знаниями основ общественных наук, предметов психолого-педагогического цикла создает предпосылки для овладения методи­кой эстетического воспитания.

Как известно, педагогическая наука выделяет в деятельности учителя любой специальности ряд функций, которые развиваются на базе соответствующих способностей (конструктивных, организатор­ских, гностических, исследовательских, информационных, развиваю­щих и др.).

Опираясь на современные исследования психологии педагогиче­ского труда, можно назвать следующие требования готовности педагога дополнительного образования к эстетическому воспитанию детей и подростков. В него включены следующие компоненты: информаци­онно-ориентированный, коммуникативный, конструктивно-организа­ционный, мобилизационный, специальный эстетический компонент. Исходя их этого, необходимо рассматривать эти компоненты как профессионально-ориентированную подготовку педагога дополни­тельного образования к эстетическому воспитанию детей и подрост­ков в отличие от его эстетической развитости, культуры, образован­ности и т.п. Это требует максимально соотносить эстетическую под­готовленность педагога-воспитателя со спецификой его специальной профессиональной деятельности.

Таким образом, основными компонентами, необходимыми как для общего культурного развития будущего педагога-воспитателя, так и для его эстетико-педагогической деятельности являются:

Информационно-ориентированнный компонент — вооружает будущего педагога знаниями и умениями по эстетическому воспита­нию, расширяет ассоциативные связи с литературой, музыкой, изо­бразительным искусством, формирует эстетический идеал, связывает эти знания с жизненным опытом, воспитывает художественный вкус, понимание значимости художественно-творческой деятельности пе­дагога дополнительного образования для становления его профессио­нализма.

Знания:

  • основных положений философии и эстетики, связанных с во­просами эстетического воспитания;
  • роли эстетического воспитания в процессе формирования ду­ховного развития личности;
  • принципов методики внеурочной деятельности;
  • цели и задачи эстетического воспитания в профессионально-ориентированной подготовке студентов к работе с детьми;
  • научно-педагогических средств эстетико-воспитательной ин­формации;
  • основных категорий и эстетических понятий;
  • дополнительные знания о произведениях искусства.
  • установки на предстоящую творческую внеурочную, внешко­льную деятельность.

Умения:

  • формировать и закреплять знания, полученные в процессе творческой деятельности будущих педагогов (в творческих факультативах, во внеаудиторных формах работы, клубах по инте­ресам);
  • формировать умения оценивать и отличать явления искусства и жизни в их позитивном и негативном проявлении;
  • вырабатывать активную позицию будущих педагогов-воспита­телей в борьбе с отрицательными явлениями в жизни и искусстве;
  • научно и доступно объяснять детям и подросткам нравственно-образное содержание произведений искусства.

Коммуникативный компонент — направлен на осознание необ­ходимости овладения профессиональной педагогической этики и об­щения.

Знания:

  • профессиональной этики, искусства общения;
  • особенностей индивидуального развития детей и подростков разного возраста;
  • влияние специфических возможностей различных видов ис­кусства на эмоциональный и интеллектуальный мир детей и под­ростков;

Умения:

  • экспрессивно-эмоциональное общение с детьми и подростками, речевая деятельность;
  • исполнительская деятельность; пропагандирование искусства;
  • воспитание и формирование у детей и подростков чувства кол­лективизма, радости общения, сопереживания, удовольствия от общения с искусством;
  • владеть аудиторией, увлеченно и образно рассказывать детям об искусстве.

Конструктивно-организационный — направлен на эстетико-художественную информированность, знания многообразных форм эстетического воспитания школьников и умений их эффективно осуществлять.

Знания:

  • целей и задач программы по эстетическому воспитанию и раз­витию детей и подростков;
  • значимости и педагогической целесообразности отобранного художественного материала (музыкального, литературного, теат­рального, по изобразительному искусству);
  • организации и планирования различных форм работы в системе дополнительного образования;
  • технических средств обучения, применяемых в процессе ра­боты.

Умения:

  • организовывать различные формы работы в системе дополни­тельного образования: вокально-хоровую, театральную, хореогра­фического коллектива, фольклорного ансамбля, изостудии, народ­но-прикладного творчества, тематическую беседу об искусстве, праздники и т.д.;
  • составлять план проведения внеурочной и внешкольной рабо­ты (внеклассной, общешкольной, коллектива дома творчества и т.д.), с указанием подготовительного этапа, хода, анализа, ответ­ственных;
  • проектировать структуру собственных педагогических дейст­вий и действий детей и подростков, связанных с усвоением знаний и формированием умений и навыков;
  • создавать проблемные ситуации и разрабатывать вопросы для вовлечения детей в деятельность с целью выяснения полученных знаний;
  • применение пособий, технических средств.

Мобилизационный —направлен на овладение знаниями и уме­ниями будущих педагогов дополнительного образования по педаго­гике, психологии и методике эстетическому воспитанию школьников в повседневной творческой работе, на педагогической практике в школе, в учреждениях дополнительного образования.

Знания:

  • основ общей педагогики;
  • основ общей и возрастной психологии;
  • основ возрастной физиологии и школьной гигиены;
  • особенностей развития художественно-творческих способно­стей детей;
  • методики организации самостоятельной эстетико-воспитательной деятельности.

Умения:

  • управлять эстетико-воспитательной деятельностью школьников разных возрастных категорий;
  • находить наиболее эффективные методы воспитания в конкрет­ном детском и подростковом коллективе;
  • стимулировать внимание школьников на активное восприятие произведений искусства;
  • привлекать детей и подростков к исполнительской деятельности.

В подготовке будущего педагога дополнительного образования к эстетическому воспитанию школьников особое значение приобретают специальные эстетико-воспитательные компоненты. Они направ­лены не только на формирование общей эстетической культуры, но и на знания целей, задач, содержания и методов эстетического воспита­ния детей и подростков и практическое их применение в профессио­нальной деятельности воспитателя.

Знания:

  • общих закономерностей развития мировой художественной культуры;
  • характеристик исторических этапов развития разных видов ис­кусств во взаимосвязи с социальными, нравственными и эстетиче­скими концепциями эпохи;
  • специфики русского народного творчества и его традиций;
  • детского художественного репертуара для внеучебной работы в школе, в учреждениях дополнительного образования;
  • закономерностей и особенностей постановки голоса (речевая, вокально-хоровая);
  • методики работы с детскими творческими коллективами раз­личных возрастных групп (театральным, вокально-хоровым, клу­бом по интересам и т.д.);
  • целей, задач содержания и методов эстетического воспитания в учебно-воспитательной процессе школы, учреждения дополни­тельного образования.

Умения:

  • раскрывать этическую и эстетическую ценность произведений искусства прошлых эпох, их актуальность в современной культуре;
  • анализировать произведения массовых музыкальных жанров и давать им критическую оценку;
  • составлять литературно-музыкальные сценарии праздников для внеурочных мероприятий;
  • участвовать в театрализованных постановках;
  • проводить тематическую беседу о музыке, живописи с иллюст­рациями произведений искусства;
  • организовывать детские творческие коллективы (на педагогиче­ской практике) для внеклассной работы в школе, в учреждениях дополнительного образования, подбирать соответствующий ре­пертуар, варьировать формы творческой работы школьников;
  • грамотно пользоваться постановкой голоса (дыхание, звукообразование, дикция, певческая опора и др.);
  • проводить воспитательную художественно-творческую работу с детьми на педагогической практике в школе в многообразных формах деятельности (театрально-игровая, вокально-хоровая, лек­тории, клубы иностранного языка и т.д.). Выше указанные знания и умения эстетических компонентов в профессиональной подготовке будущих педагогов дополнительного образования должны быть реализованы в системе учебно-воспита­тельного процесса педагогического вуза, колледжа.

Во-первых, это теоретическая подготовка специалиста, вклю­чающая знания в области эстетики, искусства, теории и методики эс­тетического воспитания, педагогики и психологии, частных методик. Качественная общеобразовательная подготовка, призванная обеспе­чить кругозор, эрудированность, знания гуманитарных дисциплин.

Во-вторых, это художественно-практическая специальная под­готовка будущих учителей, направленная на развитие знаний, умений и навыков в разных видах художественно-творческой деятельности: музыкальной, театрально-игровой, художественно-речевой; владение методикой обучения детей, развития их творческих способностей, умение организовать творческую деятельность детей в многообраз­ных формах внеурочной работы, досуговой деятельности.

Все это помогает определить содержание, цель профессиональ­ного обучения и воспитания, педагогическую систему необходимых знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых буду­щему педагогу дополнительного образования.

Профессионально-педагогическая направленность эстетического воспитания во всем комплексе средств должна выработать у будущих педагогов стойкую систему внутренних эстетических побуждений, мотивов, связанных с творчеством, интересов к искусству, потребно­стей в эстетическом характере педагогической деятельности и эстети­ческих убеждений.

Cистематические занятия музыкой - одна из форм эстетического воспитания школьников в системе дополнительного образования.

Рекомендуемая литература

  1. Коваль М.Б. Педагогика внешкольного учреждения Орен­бург, 1994.
  2. Опыт моделирования воспитательного пространства лично­сти в учреждении дополнительного образования. Киров, 1996.
  3. Система воспитательной работы внешкольных учреждений / Сост. Л.В.Иванова. — М., 1979.
  4. Новикова И.А. Организация досуга подрастающего поколе­ния в США: традиции и современность. — Спб., 1991. Формы и методы эстетического воспитания за рубежом: Ме­тодические рекомендации. — М., 1987.

Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с. С. 22-26.