Глава I. Теоретико-метологические основы постановки проблемы эстетического воспитания
1.1 Психолого-педагогические основы эстетического воспитания
Прежде, чем рассматривать вопрос эстетического воспитания, определим основные понятия, связанные с темой нашего исследования, и выявим их взаимосвязь.
Эстетика - философская дисциплина, изучающая область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность (12).
Рассмотрим группы эстетических категорий, выделенных в их системе (рис.1).
Рис.1. Система эстетических категорий (по Е. Г. Яковлеву, 2002)
1. Эстетические категории, отражающие объективное состояние. Под этими категориями понимают такие наиболее фундаментальные, узловые понятия эстетики, в которых в эстетическом аспекте отражено многообразие совершенного, существующего вне нас в природе, в обществе и в общественном сознании. Первую такую категорию - прекрасное - следует определить как совершенное гармоническое. (43)
Возвышенное - это такая категория, в которой в наиболее полной мере воплощается единство природного и социального содержания эстетического как совершенной дисгармонии. Возвышенное рассматривается как парная категория низменному, они находятся в количественных соотношениях. (14)
В категории трагического в первую очередь следует подчеркнуть его объективно-социальное содержание. В нем эстетическое в своей онтологии [1] существует как отрицателъно-совершенное, то есть как социальная дисгармония, в исторической перспективе преодолеваемая социально-прогрессивной силой. Трагическое всегда несет в себе элементы оптимизма, неизбежности победы светлого, разумного и возвышенною над темным, иррациональным и низменным в человеческой жизни.
В категории комического онтологическое раскрывается как противоречие между ничтожным, ложным содержанием и формой, кажущейся полной значения, то есть в самом широком смысле здесь существует полное несовпадение содержания и формы, сущности и являемого; дисгармония здесь, в отличие от трагедии, приобретает характер парадокса, а шире - неразрешенного противоречия, которое возникает в результате того, «что все феномены комического в общественной жизни представляют отклонение от нормы». (8)
2. Эстетические категории, отражающие духовно-практическое освоение мира. Эти группы эстетических категорий, будучи более непосредственным отражением духовно-практического освоения действительности человеком, специфически соединяют в себе содержание категорий объективного состояния субъекта социально-духовной жизни.
Эстетический идеал является такой категорией в этом ряду, в которой еще основательно выражена объективная социальная и духовная сущность человека. Феноменологически [2] эстетический идеал существует как исторически конкретный образ совершенной жизни, человека и природы. Наиболее полно феноменология эстетического идеала выражается в искусстве, в образах совершенного человека как социально-природного существа. В гносеологическом аспекте эстетический идеал есть представление о совершенной жизни, то есть конкретно-обобщенное.
Эстетический вкус является такой категорией, которая объединяет в себе эстетический идеал и эстетическое чувство, это как бы связующее звено между социальным миром, природой и человеком. Особенно полно это выражается в онтологии эстетического вкуса, который, с одной стороны, является способностью высказывать суждение об эстетических достоинствах предмета, с другой - переживанием, рефлексией, эмоцией, в которой реализуется субъективное и индивидуальная неповторимость личности. Это свойство эстетического вкуса связано и с психологическими уровнями отражения, так как «в отношении творчества вполне применима гегелевская триада, где тезисом является бессознательное (невербальное мышление), антитезисом - сознание, а синтезом - их взаимодополнение» (17).
Эстетическое чувство, как эстетическая категория, являет собой сочетание природного и социального. Оно является эмоциональным выражением и побуждением к действию.
3. Эстетические категории, отражающие мир субъекта социально-духовной жизни. Искусство, художественный образ и творчество являются эстетическими категориями, отражающими мир субъекта социальной жизни в том смысле, что в них запечатлена творческая способность, то есть совершенство человека. В них зафиксировано то, что в его эстетической практике в значительной степени зависит от социальной деятельности человека и его сознания. Но это не означает, что эти категории лишены объективного содержания. Оно присутствует в них, но в снятом виде, в законах искусства, художественном образе и творчестве.
Художественный образ - это эстетическая категория, в которой отражена объективная действительность через специфические законы искусства и художественного творчества. Онтологический художественный образ есть конкретно-чувственное и вместе с тем обобщенное (типизация, символ) эстетически совершенное отражение предмета искусства (43).
Категория художественного творчества есть категория, в которой раскрывается содержание процесса создания художественного произведения и природа художественного субъекта.
Все внехудожественные (выходящие за рамки искусства) аспекты эстетики подразделяются на два раздела:
1) практическая эстетика - эстетика быта, человеческого поведения, научного творчества, спорта и т. д.;
2) техническая эстетика - теория дизайна (3).
Мы рассмотрели основные эстетические категории, пользуясь принципами их субординации. Следует отметить, что создание системы эстетических категорий является необходимым условием развития и совершенствования эстетики. Однако рассмотренная нами система эстетических категорий не является окончательной так как эстетическое - не есть нечто неизменное, оно изменяется и совершенствуется в процессе исторического развития человеческого общества.
Воспитание - это целенаправленная, содержательная, профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной Человека (31).
Эстетическое воспитание - это целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты (25).
Эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными и др.
Отечественная педагогика исходит из положений психологии (А. В. Запорожец, А. И. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн) о ведущей роли воспитания и обучения в развитии личности ребенка. Только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие в тесной связи с требованиями жизни способно развить эстетические понятия, способности детей и подростков до уровня понимания подлинного искусства, красоты действительности и эстетического творчества.
Теория эстетического воспитания включает разработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетического воспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются в соответствии с задачами и его содержанием. Анализ философской и педагогической мысли показывает, что:
— эстетическое воспитание рассматривается как составная часть развития личности;
— определяется его место и роль, цели и задачи, которые зависят от эпохи и конкретных социально-экономических отношений, уровня развития эстетической, педагогической мысли;
— основным достижением предшествующего развития является формирование основных средств, форм и методов эстетического воспитания (25).
Средством воспитательного процесса называют все то, что использует субъект в процессе движения к цели. Средства располагаются вне субъекта, они заимствуются извне для облегчения деятельности, для повышения качественности ее продукта, для усиления какой-либо детали деятельностного процесса.
Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее. В этом длинном ряду нет только человека. Он, будучи субъектом деятельности, не может выполнять роль средства - таков принцип современной культуры. Средства, избранные педагогом, определяют форму воспитательного акта.
Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми (31).
Форма - это то, благодаря чему какое-то явление существует для восприятия; это способ существования чего-либо; это плоть содержания.
Форма воспитательного процесса выполняет чрезвычайное назначение: благодаря увлекательной, интересной, захватывающей форме воспитанник проживает удовлетворение от взаимодействия с объектом, этот миг удовлетворения становится основанием для принятия объекта как личностной ценности в структуре личности. Пленительность эпизода жизни -переносится на объект - теперь пленительным для субъекта становится сам объект.
Формами эстетического воспитания являются учебные и факультативные предметы, разнообразная внеучебная творческая и спортивная деятельность.
При тесном переплетении понятий «метод» и «форма» (метод для восприятия облечен в какую-то форму непременно) говорить о «формах» работы с детьми трудно, так как, скорее, речь идет о «методе» работы с детьми.
Метод воспитания - это модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе. Методами эстетического воспитания являются беседа, экскурсия, наблюдение, совершенствование художественных умений и др.
Одной из важнейших задач эстетического воспитания подрастающего поколения - научить воспринимать красоту, сформировать эстетические чувства и потребности. Эту задачу решают многие типы учреждений дополнительного образования: центры и дома творчества, художественные студии, школы искусств, различные любительские клубные объединения, ДЮСШ, а также школа и семья. Одна из основных задач эстетического воспитания - развитие индивидуальных способностей и интересов, умение творить по законам красоты (25).
Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизни и искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями, особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография, фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество (33). Подростки, в отличие от детей, имеют большой запас знаний. Они могут воспринимать и теоретические положения эстетики, вопросы теории и истории искусства. Поэтому эстетическое воспитание невозможно без приобщения их к мировой сокровищнице художественной культуры.
В эстетическом образовании подрастающего поколения всех возрастов эстетика поведения занимает одно из центральных мест. Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взгляды являются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководством в оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачи эстетического образования можно способствовать решению других задач духовно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществляться комплексных подход к воспитанию детей и подростков.