1.3 Синхронное плавание как средство эстетического воспитания
Синхронное плавание - эстетичный и зрелищный вид спорта, имеющий большое оздоровительное и прикладное значение. Как вид физической деятельности, связанной с движениями в воде, синхронное плавание обладает теми же достоинствами, что и скоростное плавание. Оно способствует совершенному развитию навыков плавания, ныряния, ориентировки в воде в различных положениях тела, высокой координированности движений. Движения в воде выполняются выразительно, что требует от спортсменок не только отличного умения плавать, пластики движений, но и творческого отношения к выбору произвольных программ, музыкального сопровождения, пластики.
Современное синхронное плавание содержит разнообразные упражнения, выполняемые индивидуально. В произвольных парных, групповых и показательных выступлениях используются также элементы плоскостного хороводного плавания - построения групповых статических и передвигающихся фигур (живых орнаментов) на поверхности воды.
Кроме того, для выбора наиболее действенных средств эстетического воспитания, педагогическое наблюдение проводилось и в ходе соревнований по синхронному плаванию. Соревнования спортсменок проводятся по двум программам - обязательной и произвольной.
Как свидетельствует история развития фигурного и хороводного плавания, оба эти вида развивались параллельно. Правильнее назвать современное сочетание этих двух видов художественным плаванием, так как в произвольных (особенно в групповых произвольных) выступлениях сохранились элементы плоскостных фигур, а перестроения в группах подчиняются требованиям орнаментального плавания, которое развилось из хороводного и существует до настоящего времени. Однако включение художественного плавания в состав олимпийских видов способствовало развитию именно той его части, которая возникла как вид спорта в США и называется синхронным плаванием. Термин этот условен, так как содержание вида спорта переросло его начальное толкование. Выступления по обязательной программе вообще не могут относиться к синхронному плаванию, поскольку движения спортсменки ни с кем не синхронизируются. Выступления по произвольной программе также не синхронизируются, если выступают солистки. Более того, в настоящее время произвольные выступления пар и групп разнообразят асинхронными движениями (прил.1, рис.1), которые создают дополнительный художественный эффект.
Обязательная программа выступлений на соревнованиях по синхронному плаванию предусматривает выполнение каждой участницей нескольких фигур (упражнений) в соответствии с международными классификацией и правилами соревнований. Все фигуры подразделяются на четыре группы и имеют различные коэффициенты сложности. Чтобы спортсменка смогла выполнить предложенные ей фигуры на соревнованиях, ей необходимо знать всю возможную программу.
По меньшей мере она состоит из 36 фигур, разделенных на шесть серий. Каждая серия составлена таким образом, чтобы в ней были представлены фигуры всех четырех групп плюс две фигуры с большим коэффициентом трудности. Серия фигур определяется в результате жеребьевки за 18-36 часов до начала соревнований, следовательно, спортсменки не имеют времени для разучивания, а ограничиваются лишь повторением заранее отработанных позиций, движений, способов перемещений.
Каждая фигура начинается из определенных позиций. Таких позиций несколько, и они должны быть тщательно изучены в процессе тренировок. Некоторые фигуры содержат несколько позиций, и задача спортсменки состоит в том, чтобы свободно переходить из одной позиции в другую.
Первая группа объединяет все фигуры, начинающиеся с выполнения позиции «угол вверх» (рис. 2).
а
б
в
Рис. 2. Фигуры первой группы обязательной программы:
а - угол вверх двумя; б - субмарина, в - фламинго.
Вторая группа включает фигуры, выполняемые по траектории круга, рассматриваемого в вертикальной плоскости. Некоторые фигуры этой группы выполняются не по всей траектории круга, а только по ее части. Движение по вертикально расположенному кругу может начинаться как головой, так и ногами вперед (рис. 3).
Рис. 3. Фигура второй группы обязательной программы: дельфолина.
Третья группа содержит фигуры, которые объединены включением элемента типа сальто, то есть полным или частичным вращением относительно поперечной оси (рис. 4).
а
б
Рис. 4. Фигуры третьей группы обязательной программы:
а - гравиата, открытый поворот 180°; б - цапля.
В четвертую группу входят фигуры содержащие элементы, не встречающиеся в трех предыдущих группах (рис. 5).
а
б
Рис. 5. Фигуры четвертой группы обязательной программы:
а - шпиль; б - шаг вперед.
В произвольной программе различают три вида выступлений: одиночное, или сольное; парное, или дуэт, и групповое. В отличие от обязательной, произвольная программа содержит выполнение проплывов, чередующихся с фигурами и комбинациями из них, с музыкальным сопровождением. В произвольную программу разрешено включать неограниченное число неклассифицированных движений, сочетаемых с пластикой движений руками в соответствии с характером музыки. Если в обязательной программе спортсменка должна выполнить серию фигур в строгом соответствии с правилами соревнований, то в произвольной программе у нее есть возможность проявить свою индивидуальность, художественный вкус, гармонию движений, подчиненных музыке. То же относится к парным и групповым выступлениям, где .возможности выразительных средств и движений еще богаче.
Согласованность движений в группе придает особую привлекательность этому виду программы. Смена геометрического рисунка (рис. 6), чередование темпа движения, одновременное или поочередно каскадное выполнение сложных фигур, оригинальные поддержки - все это делает произвольную программу наиболее интересным, зрелищным видом.
Рис. 6. Схематические изображения некоторых фигур, исполняемых в групповом виде синхронного плавания.
Отбор музыкального материала для фонограммы выступления - сложный и ответственный этап тренировочного процесса. Каждая участница (пара, группа) не ограничивается в выборе материала музыкального сопровождения и хореографии. В выступлениях спортсменок тренер и хореограф-постановщик в определенной мере выражают и свои собственные музыкальные вкусы. Существует несколько способов подбора музыкальных произведений.
1. Прослушивание записей наиболее понравившихся музыкальных произведений. Выбирают небольшие музыкальные пьесы, музыкальные фрагменты, например из балетной. музыки; успехом пользуются инструментальные аранжировки популярных мелодий и песен.
2. Составление перечня произведений с интересной драматургией, попытка проникнуть в их содержание. Причем содержание музыкального произведения и его структура должны соответствовать артистическим и темповым возможностям спортсменок, их технической и пластической подготовленности. Тренер продумывает правильную расстановку выполнения трудных комбинаций и совпадение акцентов движений с развитием темы и ее финалом, а хореограф-постановщик работает над пластическим решением движений.
3. Использование частей из нескольких музыкальных произведений одного или нескольких композиторов и соединение их в одну фонограмму. Наибольшее распространение в синхронном плавании получили фонограммы, состоящие из фрагментов однородных по оркестровке произведений. Однако применяются и очень сложные компиляции, где стыковка разнородных инструментовок обеспечивается применением синтезатора.
4. Использование произведения, специально написанного композитором. Этот способ требует большой творческой работы и может быть предназначен только для спортсменок высшего класса.
Музыкальный материал обладает эмоциональной заданностью, обусловленной жанром и тематическим характером, следовательно, при разработке музыкального сопровождения необходимо учитывать психофизические особенности спортсменки. Чтобы музыка не оказалась только фоном, тренер должен хорошо знать эмоциональные возможности воспитанниц. Можно удачно подобрать исполнительницу для романтико-лирического, драматического и даже комического решения музыкального образа.
Смысловая и образная задачи выступления в произвольной программе решаются только с помощью пластики движений.
Говоря о композиции движений и пластике в произвольной программе, следует отметить следующее. Движения на бортике бассейна в начале композиции по характеру и пластике должны соответствовать содержанию основной темы произвольной программы. Это экспозиция, то есть первый раздел движений, содержащий изложение основного тематического материала, даже если он дан краткими хореографическими приемами. Здесь применяются позы для пар и групп, поддержки типа партерных поддержек в балете, танцевальные движения, элементы пантомимы и акробатические упражнения. Завершаются движения на бортике прыжком в воду, спадом, соскальзыванием и т. п. Композиция должна ориентироваться на основные трибуны бассейна таким образом, чтобы самые эффектные, кульминационные моменты просматривались в наиболее выигрышном ракурсе.
Произвольная программа отличается необычностью перестроений в групповых композициях, разнообразием рисунка построений. В парных выступлениях поощряются разнообразие взаимодействий партнерш, их соединений в парных фигурах (рис. 7). Эффект разнообразия создают синхронизированные движения, выполняемые на расстоянии и при сближении участниц, а также смена партнерш в выталкиваниях при поддержках.
В синхронном плавании применяют пластические средства выразительности в движениях руками, головой, туловищем. Пластика в широком понимании - это объемная выразительность движений (2). Выразительные движения - своеобразный способ передачи эмоций. Существуют выразительные движения иллюстративного характера.
Рис. 7. Примеры соединений в парных фигурах.
В отличие от них эмоционально выразительные движения требуют знания «устойчивых выразительных средств хореографической классики» (18). Эмоциональное восприятие музыки и способность к переживанию должны воплотиться в пластической форме.
Занятия хореографией (прил.2, рис. 1, 2) позволяют овладеть широкой палитрой выразительных движений. Мимика, жесты, пластические интонации служат средством передачи восприятия спортсменкой музыкального материала.
Вся совокупность движений пластического характера семиотична[3], поэтому важно найти такие формы пластики движений руками, которые могли бы подчеркнуть эмоциональную и смысловую характеристики фрагмента.
Интерпретация одного и того же музыкального произведения может быть примерно одинаковой по подбору пластических средств, по содержанию комбинаций, по стилю решения композиций. В таких случаях предпочтение отдается спортсменкам, выполнившим композицию на более высоком эмоциональном уровне, более артистично. Критериями оценки манеры представления, отмеченной в одном из параграфов правил соревнований, являются свобода владения композицией, раскрепощенность спортсменки и ее обаятельность, которые зритель видит при исполнении программы.
Немаловажное значение в синхронном плавании имеет правильный выбор купального костюма. Костюмы у солисток и пар бывают более индивидуализированными, чем костюмы для групповых выступлений. Унифицирование костюмов для группы больше подчеркивает ансамблевую сторону выступления и соответствует единству всей композиции. На рис. 8 приведены примеры стилизации купальных костюмов для произвольных программ.
В целом работа над купальным костюмом очень кропотлива и требует хорошего вкуса, знания пропорций, умения определить индивидуальные особенности телосложения спортсменки, ее манеру двигаться, держаться в присутствии зрителей.
Рис. 8. Примеры стилизации купальных костюмов для произвольных программ.
Слева направо: «Олимпик», «Индия», «Ретро», «Марина», «Античный», «Русский»
В выборе цвета купальника имеют значение несколько факторов: тема и характер музыкального сопровождения, внешние данные спортсменки, освещение в бассейне, цвет воды. Купальный костюм изготавливается по заранее разработанному цветному эскизу, который необходимо тщательно обсудить, сравнивая его с другими лучшими образцами расцветок. Замечено, что светлые тона зрительно увеличивают фигуру спортсменки, а темные подчеркивают линии ног и рук. Найденное цветовое решение костюма проверяется при ярком и тусклом освещении с учетом цветоискажения в воде. В некоторых случаях зеленоватый оттенок воды может заметно изменить цвет и ухудшить впечатление от костюма. С голубым оттенком воды хорошо сочетаются яркие, насыщенные тона.
Говоря о судействе выступлений спортсменок синхронного плавания на соревнованиях, следует отметить, что наряду техникой исполнения, судьями учитываются также интерпретация музыки (соответствие пластики и т. п.), манера представления (артистичность), соответствие деталей костюма характеру композиции (30).
Важными эстетическими качествами, приобретаемыми спортсменками в процессе тренировок и соревнований, являются их способность к образной выразительности движений, музыкальность, творческое отношение к решению двигательных задач. Для успешного выступления с произвольной программой требуются хороший вкус, фантазия, артистизм.
Таким образом. синхронное плавание, благодаря разнообразию применяемых в тренировке средств (хореография, гимнастика, плавательная и музыкальная подготовка), способствует гармоничному развитию спортсменок и становлению их эстетической воспитанности.