Изображение тогда является произведением искусства, когда оно обладает качествами, представляющими художественную ценность в общем опыте искусства. Опыт искусства, в свою очередь, не является равнозначным бытовому или трудовому опыту общения с действительностью.
Для многих людей, не музыкантов, не поэтов, не художников в специальном смысле слова, красивое или исключительное состояние природы представляет своеобразный эмоциональный праздник, разрядку в ряду обыденных житейских впечатлений. Многие люди не только чувствуют природу не хуже художника, но, подобно ему, оценивают виденное эстетически.
Икона Казанской Божьей Матери золотного шитья.
Художник, «выбирая тот или иной момент жизни... раскрывает то, чего до него никто не видел, не осмыслил или не почувствовал, как он. Такое можно сделать будучи очень талантливым от природы. Конечно же, работа иконописца и, к примеру, пейзажиста, отличаются друг от друга. Иконописец создает изображение на основе своего духовного восприятия Божественного образа, а пейзажист, как правило, пишет с натуры. Но ведь известно, что для того чтобы выразить свои мысли и чувства в произведении, свое отношение к нему, мастер должен подчеркнуть и усилить в своейработе те стороны, которые в первую очередь несут в себе необходимую выразительность, и вместе с тем видоизменить или вообще отбросить все, что отвлекает и рассеивает внимание зрителя [1]. Так что сходства между этими двумя мастерами больше, чем различий.
Искусство исполнения как ведущий признак мастерства тесно связано с чувством материала, его изобразительных возможностей, с цветовой и тональной чистотой звучания. Нежные и тонкие акварельные краски не выдерживают многократных и случайных смешений, наслоений, поправок. Они не обладают интенсивной цветосилой и смотрятся чище и ярче, соседствуя с белым полем бумаги. Поэтому акварельный пейзаж выразителен чистотой тона, прозрачностью, допустимыми в этой технике пробелами незакрашенной бумаги. Таковы очень тонкие, изысканные пейзажи А. Сислея, прозрачные, изящные этюды П. В. Кузнецова, В. Н. Конашевича и других художников.
Акварель не терпит сухости — жесткой и монотонной раскраски изображения, при которой она смотрится тускло и невыразительно. Впрочем, сухость противопоказана любому виду живописи, в том числе маслу. Даже великие мастера, с тех пор как зародилась масляная живопись [2], проходили неизбежный путь от сдержанного и нередко жесткого письма к более свободному наложению красок. Такой же путь прошла и вся история масляной живописи, к началу XX века достигнув крайних пределов «раскрепощения» живописного темперамента художника в творчестве импрессионистов и их последователей.
Целое поколение художников Европы и России в конце XIX — начале XX века «переболело» эскизной манерой исполнения. В России в конце XIX века устраивались специальные выставки этюдов и эскизов, этих «опытов художественного творчества», — явление, до того небывалое в истории русской культуры [3].
[1] См.: Суздалев П. К. Основы понимания живописи. М., 1964, с. 16.
[2] Масляная живопись зародилась в Западной Европе, была усовершенствована выдающимися нидерландскими художниками XV века — Губертом и Яном ван Эйками. В XVI веке стала преобладающей, потеснив фреску и темперу. (Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. – М.: Просвещение, 1978. С. 126).
[3] Первая выставка этюдов и рисунков была организована в Москве Обществом любителей художеств в 1889 году. Специальная «Выставка опытов художественного творчества (эскизов) русских и иностранных художников и учеников» была организована стараниями И. Е. Репина в 1896 году в Петербурге в залах Общества поощрения художников. (Стасевич В. Н. Пейзаж. Картина и действительность. – М.: Просвещение, 1978. С. 128).