UA-11904844-8

Идея создания АНО ЦКОФР

Оказавшись в тюрьме первый раз за свою жизнь, я не поверил в то, что это произошло именно со мною. Мне тогда было 31 год. Казалось, что все происходящее - случайность, мол, честные и умные адвокаты скоро разберутся (как показывали в кино) помогут, и меня вместе с моими товарищами (подельниками) отпустят.

Но все получись не так, как мечталось и думалось мне - но так, как обычно все в жизни происходит - по истине. Нас посадили.

Началась новая для меня жизнь. Вернее, жизнь эта была все та же, т.е. принадлежащая мне, но продолжалась эта жизнь в новом и неблаговидном месте, где все сжато и напряжено, где снимаются маски со многих людей и открывается правда о жизни, где нет места наивному веселию и ты начинаешь задавать себе главный вопрос - в чем смысл жизни?

Почти все, кто испытал на себе - что такое тюрьма и зона - задавали себе такой вопрос. Правда, не многие нашли на него ответ. Те же, кто нашел правильный ответ на этот вопрос, - перестали бояться тюрьмы и стали относиться к ней, как к месту, куда они должны были прийти рано или поздно по великому промыслу Божиему ради своего же блага и во спасение.

Позже мне стало понятно, что в тюрьме есть и те, кто вопросом о смысле жизни либо не интересуются, либо считают, что таких смыслов много и у каждого они свои. К сожалению, мыслящих именно так, в тюрьме больше половины. А это значит, что тюрьма не стала (пока) для них местом раскаяния в своих преступлениях перед обществом и государством, и уж тем более - в своих грехах перед Богом.

Считаю, что раскаяние в грехах - дело сложнейшее и сугубо личное, является высочайшим достижением душевного труда и борьбы для преступника, если он начал искренне каяться и меняться тоже - явно.

Было еще одно открытие, которое мне довелось сделать в тюрьме. В тюрьме (зоне) есть одинаковое количество инструментов как для исправления человека, так и для еще большего его закостенения во зле. Вся беда людей в том, что с рождения нашего мы больше тяготимся к злым делам, чем к добрым и поэтому, оказавшись в тюрьме продолжаем выбирать то, чем жили до тюрьмы - блага земные и стремление к их обретению. Именно эти блага стали нашими идолами, которым мы покланялись будучи вольными гражданами и за которые, возможно многие из нас оказались в тюрьме.

Зависимость от благ в тюрьме по ее особым законам, определяет место каждому по свойствам его души и навыкам в жизни и делах. Чем больше у тебя зависимость от благ (сюда входят и вредные привычки), тем больше вероятность того, что ты будешь порабощен каким-нибудь тюремным сообществом и обременен соответствующими обязательствами.

Многие родственники и близкие друзья осужденных в письмах и на свиданиях говорят своим сидящим чадам одну общую и сильную фразу "ни куда не лезь, лишнего не говори, живи тихо...". Это универсальное пожелание, как раз и есть, зачастую неосознанный совет - подсознательное желание близких людей - не пользоваться многими мирскими "благами", цена которых в зоне может оказаться слишком дорогой.

Трудно стать "монахом" за короткое время, когда еще "мамкины пирожки в желудке не переварились". Эта тюремная присказка о пирожках говорится о молодых (в смысле недавно посаженных) и неопытных арестантах, которые наивно думают и совершают необдуманные поступки. От новизны и жуткой тюремной обстановки начинается скитание и метание человека от скуки в разные стороны: от поиска развлечений для себя до занятий самообразованием.

Испытав сам на себе такие же этапы поиска - чем бы занять себя, я наконец то понял одну старую истину: всякое усердие в том или ином направлении (развлечение или самообразование) дает человеку навык и устойчивый опыт, а сам процесс заставляет человека развиваться и совершенствоваться в этом направлении дальше, делая новые ("новые" - лично для этого человека, т.к. нет ничего нового на земле) открытия. И вот, глядя на все это, стало понятно, что человек, желая вернуться не к прежней жизни, (которая кстати и привела его в тюрьму), а к новой - измененной, чистой и свободной от злых привычек и помыслов, должен совершенствоваться не в дурных привычках (игры, развлечения, шутки, чревоугодие и т.д.), а в добрых навыках.

Навыки получают в процессе обучения, что означает необходимость для изолированного от мира человека заниматься образованием. Это истина. Сам по себе навык (умение, опыт) это всего лишь дополнительное качество того, кто этот навык имеет. Есть навыки мирные (гражданские) - это скорее всего специальности, а есть навыки особенные - специфические, присущие людям определенных профессий. Как правило, многих из нас интересуют именно эти - так сказать специфические навыки, ведь мы более склонны и охотчивы ко злу, чем к добру, и нам интереснее разрушать и ломать, чем созидать и строить.

Что же это, за специфические навыки - такие? Прежде всего, это искусство убивать. Сюда входят все виды боевых искусств и военная наука. Поэтому, закон совершенно справедливо запрещает в тюрьме и зоне обучение и самообучение таким навыкам, т.к. знание это сила, а преступнику именно такая сила вредна. Вред этой силы очевиден и уже сам преступник должен понимать это. Ведь многие оказались в тюрьме именно потому, что нашли применение своим специфическим навыкам и совершили свои преступления.

Чтобы созидать и строить нужны мирные знания, которые не запрещены и всеми приветствуются. Поэтому, осужденному гражданину (в каком бы он не был возрасте) в местах отбывания наказания необходимо предоставить на выбор несколько разных видов образования и самообразования, чтобы человек использовал время своего срока с пользой не только для себя, но и для общества к которому он планирует вернуться. Как не философствуй, а обществу всегда будет интересен человек, имеющий навыки в каких то профессиях, и не интересен и опасен тот, кто ничего не умеет, а только хочет потреблять наравне со всеми и даже больше.

Чем быстрее сам осужденный поймет это и предпримет усилия к обучению, тем легче и быстрее пройдет срок его заключения. Поэтому, в тюрьме и зоне человек прежде всего должен обучаться новым профессиям и навыкам, которые позволят ему наверстать упущенное, а для некоторых - превзойти в навыках и знаниях тех, кто сможет составить здоровую конкуренцию на вольной волюшке, когда они там окажутся.

Нельзя не сказать о всесторонней пользе труда для осужденного гражданина. Всестороннего, значит имеющего пользу, с какой бы стороны не посмотреть. Труд в зоне это для многих решение сразу нескольких проблем. Это не только способ утвердиться перед администрацией в качестве трудящегося, а значит исправляющегося трудом, но и источник пусть маленького, но все же - достатка и стабильности, т.е. самообеспечение. Труд, это занятие и отвлечение себя от скуки лагерной жизни, это способ обучаться и много думать в процессе работы. И еще - труд, это сохранение социального навыка - трудиться. На воле отсутствие этого навыка привело многих в тюрьму.

Итак, выводы.

Человек попадает в тюрьму для того, чтобы исправить себя по отношению к Богу и обществу. В отведенное для этого исправления время - срок, нужно успеть это сделать. Кто не успевает, тот оказывается снова в тюрьме, на задворках общества или в могиле. Чтобы не тратить зря время на духовное и физическое разложение, чтобы заключенному в темнице не уподобиться животному в клетке, в тюрьме и в зоне необходимо учиться всему, что поможет человеку сохранить его человеческие свойства и позволит ему честно жить и трудиться после освобождения. Образование и труд - это именно те средства, которыми заключенный пользуется для главной цели - сохранения себя как человека.

Автономная некоммерческая организация "Центр координации образования и физического развития" создавалась именно для этой цели - помочь осужденным, отбывающим наказание в России с трудоустройством в процессе отбывания наказания, получить гражданские виды специальностей и навыков, а также получить православное духовное образование (на уровне миссионера) посредством координационных действий организации в поддержке самообразования осужденных, их обучения в специальных бюджетных учебных заведениях в РФ: средне-специального, средне-технического так и высшего образования.

А.Ю. Мозалеев, 2006