UA-11904844-8

Но я хочу, чтобы вы знали: практически все мечты осуществимы. Нас заставили думать, что это не так. В редких случаях нас ограничивают физические возможности.

Таких случаев мало. Все остальное — в нашей голове, а это можно изменить. Взгляните, насколько иными стали за последние десятилетия представления о том, что могут и не могут женщины. Теперь нетрудно встретить женщин-руководителей высокого ранга, астронавтов, водителей грузовиков, курсантов военных академий и жокеев. Пришло время дать отпор еще одному комплекту жестоких мифов — мифам эйджизма, внушающим нам, что уже слишком поздно. Эти мифы вредят не только пожилым людям, которых выпроваживают на пенсию. Они калечат весь наш жизненный цикл, отбирая у нас каждое десятилетие по целому набору возможностей. Если вы не начали учиться балету в десять лет, не стали концертирующим пианистом к двадцати, не многообещающий ученый или музыкант в тридцать, не подающий надежды молодой руководитель к тридцати пяти, не достигли вершины своей профессии к сорока пяти – забудьте вообще об этом!

Здесь ни слова правды! Одна шестидесятилетняя пианистка, завершившая концертную деятельность и занявшаяся преподаванием, рассказала мне, что у нее есть ученики — лучшие и самые серьезные, — которым за сорок. Они могли потерять ловкость, но с лихвой восполняют ее концентрацией и энергией. В отличие от многих молодых они знают, чего хотят, умеют работать и ценят время. Это справедливо для любых увлечений людей в возрасте. Вокруг нас немало людей, занявшихся чем-то новым во второй половине жизни и добившихся значительных успехов. Яркий пример — Норман Маклин, литературовед, профессор английской литературы в Чикагском университете. В семьдесят два года он издал свою первую книгу рассказов. Ее приняли на ура, и Маклин сразу снискал известность как писатель. В 1992 году на экраны вышел снятый Робертом Редфордом фильм по Этой книге. Как и книга, он называется «Там, где течет река».

Так что вряд ли в двадцать восемь слишком поздно взять в руки виолончель, а в пятьдесят четыре заняться политикой.

За исключением случаев абсолютной недостижимости, вам надо задать себе только один вопрос о своей смелой цели: «Действительно ли я хочу работать ради нее?» Вы готовы потратить десять или пятнадцать лет, чтобы построить политическую карьеру, необходимую для выдвижения вашей кандидатуры на выборы в Сенат? В вас есть дух соревнования, требующийся для продвижения по корпоративной лестнице? Вы готовы стать единственной сорокалетней студенткой на своем курсе медицинского университета и только в сорок пять начать практиковать?

Я не спрашиваю, не боитесь ли вы. Если цель вас достойна, если она бросает вызов вашим возможностям, вы, несомненно, будете испытывать страх. Это естественно, и страх не повод отказываться от мечты. Вопрос, которым надо задаться: «Насколько сильно я этого хочу?» И если ответ: «Достаточно, чтобы идти до конца», — значит, удачи вам, а я научу вас справляться со страхом. А если вы решите, что удовлетворение от достижения цели не стоит затраченных времени и сил?

У вас есть выход. Вы можете отказаться от мечты или подчиниться ей. Найдите пробный камень и поставьте другую цель, ради которой захотите работать. Получите то же удовлетворение проще и быстрее. Если вы стремились стать врачом, чтобы помогать другим людям, то приглядитесь к профессии медсестры, физиотерапевта, консультанта, акушера, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре или диетолога.

Если же вас привлекают научные аспекты здоровья и болезней, можете стать патофизиологом, писать научно-популярные статьи и книги или заниматься медицинской иллюстрацией.

Выбор за вами. Поразительно, но вы можете найти то, что подходит вам больше, чем изначальная цель!

Когда мы думаем о том, что хотим делать и кем быть, воображение часто застревает на стандартных в обществе ролях: врач, юрист, продавец, руководитель. Мы выбираем что-то более-менее подходящее, а затем пытаемся к этому приспособиться, вместо того чтобы найти или придумать то, что годится именно нам. Например, когда я была маленькой, хотела стать звездой бродвейских мюзиклов. Моей ролевой моделью была Джуди Гарланд*. Тогда я не смогла бы сказать, почему хочу именно этого, но теперь могу: я жаждала внимания, восхищения и любви. Я хотела выйти на сцену, спеть от всей души, а затем наслаждаться любовью своих слушателей.

*Джуди Гарленд (1922-1969) — американская кинозвезда, актриса, певица. Выступать начала с раннего детства. В семнадцать лет ей был присужден специальный молодежный «Оскар» за роль Дороти в музыкальном фильме Виктора Флеминга «Волшебник страны Оз».


Звезда

Так случилось, что ухватилась я за работу психотерапевта.

И как только входила в компанию «Групповые лаборатории», президентом который являлась, на меня смотрели как на очень важную персону. Я была очень известна на пересечении Девяносто первой улицы и Бродвея. Остальные обо мне никогда не слышали, но я чувствовала себя звездой. Я выкладывалась и получала необходимую мне любовь и уважение, но не от отдаленных зрителей, а от людей, которых могла любить и коснуться. Это придало мне сил, и я разработала семинары для женских «команд успеха». Теперь я могла выступать перед аудиторией от сорока до трехсот человек и даже появляться на телевидении.

Все сложилось так потому, что сама жизнь вложила мне в руки мой пробный камень. Если бы я стала звездой Бродвея, может, и наслаждалась бы этим. Хотя сомневаюсь. Думаю, что возненавидела бы. Я пробовала играть, когда, будучи тридцатилетней и разведенной, жила с детьми в Нью-Йорке. Подкопив немного денег, записалась на курсы актерского мастерства и получила несколько ролей в небольших шоу. Знаете что? Мне нравилось только выходить на сцену, зажигать людей и наслаждаться их любовью. Мне не нравились занятия, репетиции, театры и другие актеры. Не больно-то мне и хотелось притворяться кем-то другим. (Что и отличает меня от прирожденного актера.) Если бы у меня не было детей, я, вероятно, отправилась бы с труппой на летние гастроли и продолжала бы в том же духе. Однако мне приятно думать, что спустя какое-то время я устала бы от всего этого и пришла к тому же, чем занимаюсь сейчас!

Мне вынужденно пришлось быть изобретательной, но концепт пробного камня я придумала, чтобы вы могли быть изобретательными по собственной воле. Веселее всего создавать цель, переживая один из юношеских периодов, про которые я уже упоминала, — период изменений и самопознания, когда вы еще не уверены, чего же хотите, и перед вами открыт весь мир.

Есть два «официальных» юношеских периода. Первый — годы до двадцати и чуть за двадцать, когда многие блуждают, пробуя разные работы в разных местах, в неспешном поиске того, что покажется правильным. Второй — средний возраст, когда мужчины и женщины достигают целей первой половины жизни: детей, финансовой стабильности, профессиональных успехов — и могут быть открыты чему-то совершенно новому. Но по-настоящему вы заново входите в юношеский период при серьезных переменах в вашей жизни, будь то брак, развод, вдовство, поступление детей в школу или достижение цели, о которой давно мечтали! Даже потеря работы и сопутствующие финансовые проблемы дают возможность пересмотреть и заново спланировать свою жизнь. Даже раннее материнство с нехваткой времени и ограниченной свободой передвижения меняет ваше видение самого себя и открывает новые возможности. Даже читая эту книгу, вы можете впасть в юношество! (Сейчас нам важны такие особенности этого периода, как рост и развитие.) Тогда у вас может возникнуть масса увлекательных, но смущающих мыслей насчет того, что же вы хотите в жизни. Не исключено, вы еще не готовы определить свой пробный камень или выбрать единственный вариант из великого множества привлекающих вас возможностей.

Вам повезло. Гениальному ребенку внутри вас выпал новый шанс. Вам предстоит поиграть со всеми талантами и особенностями, которые вы открыли в себе благодаря «Поиску стиля», — собирать их, комбинировать, подобно кусочкам пазла, пока они не сложатся в вашу уникальную цель.


Начинаем со стиля

Самые важные упражнения для работы здесь — «Игра в частного детектива» и «Двадцать любимых занятий».

«Отчет детектива» и составленное по нему описание дают вам полный портрет вашего гения. Присутствует ли в этом портрете нечто повторяющееся, что вы могли бы назвать своим пробным камнем? Не подсказывают ли разные аспекты вашего стиля идеи возможных целей? Нельзя ли придумать разнообразные комбинации, объединяющие несколько ваших талантов и интересов? Используйте мозговой штурм, чтобы освободить ваше воображение. Самая дикая мысль может помочь вам обрести цель.

Детективный отчет Алана показал, что он любил свободное пространство, максимально естественные текстуры дерева и камня, натуральные продукты. Он жил в маленькой квартире в Чикаго, но очистил одну стену от штукатурки, обнажив кирпич, а остальные стены покрасил в белый цвет, чтобы сделать помещение как можно светлее. У него много растений, большой постер с видом на гору, похожий на окно в другой мир. На полках — книги Торо, Рэйчел Карсон*, издания, посвященные охране окружающей среды.

Главное, что показало описание Алана, — в свои двадцать девять он жил не так, как ему хотелось бы. Он жил в Чикаго, потому что там получал образование, а после выпуска устроился в издательство учебной литературы. Работа была ему по душе. Но ему нравилось бывать на свежем воздухе, он любил альпинизм, хотя редко им занимался (на полторы тысячи километров в радиусе от Чикаго нет ни одного приличного холма), любил делать что-нибудь своими руками, хотя, как у любого занятого горожанина, у него не хватало на это времени. Еще он любил читать и ему нравилось быть одному. Ему не нужно было много денег для счастья. Живи он на Западе, не ездил бы в отпуск и таким образом экономил деньги. Изучив свой портрет, он определил для себя пробный камень как «близость к природе, в частности к Скалистым горам».

Алан фактически не узнал ничего нового, но он никогда не считал все это законной основой для проектирования собственной жизни! Как и многие из нас, он считал, что зарабатывать себе на жизнь — серьезная задача, которая исключает возможность заниматься тем, что любишь больше всего на свете, дольше, чем пара недель в год. Он всегда думал, что ему уже достаточно повезло — у него есть интересная работа. Семинары в «командах успеха» показали Алану, насколько важно всегда жить в полном согласии со своим гением. Когда пришло время сформулировать цель, он сказал, что был бы счастлив работать объездчиком в заповеднике, лесником, пожарным наблюдателем или заниматься лесопосадками. Еще лучше — ведь он любит книги — открыть книжный магазин в маленьком городке в горах или основать небольшое издательство и выпускать путеводители по природе, руководства для туристов, книги по философии природы. Либо, раз уж ему нравится его работа, попробовать открыть офис своей фирмы в Денвере или перевестись в отдел продаж, чтобы заниматься западными регионами.


Трудности — не причина отказываться от мечты

Само собой, выбрав любую из этих целей, Алан столкнулся бы с проблемами. Он знал, что если станет лесничим (ничего общего с его образованием), то разочарует отца. Чтобы открыть книжный магазин или издательство, требовался стартовый капитал и предпринимательские навыки, которых у него не было. Переезд на Запад от фирмы, на которую он работал, означал необходимость убедить босса в рациональности подобных перемен. Но трудности — не причина отказываться от жизни своей мечты. Выбирайте самую привлекательную для вас цель, даже если она кажется самой недостижимой. Алан решил основать небольшое специализированное издательство. Своей целью он поставил организовать фирму с достаточным для выживания в течение двух лет капиталом. (Не забывайте, что нужно назначить определенный срок, в течение которого цель должна быть достигнута.)

Виктория, сорокадвухлетняя разведенная мать четверых детей, всегда любила антикварные вещи, которые не могла себе позволить. Она унаследовала от тети один-единственный прекрасный старый стол; в остальном украшала свой дом лучшим, что могла найти в магазинах, торгующих бросовым старьем, кое-что из этого сама реставрировала. По воскресеньям Виктория любила бродить по лавкам, среди старых пыльных вещей, которые могли оказаться настоящим сокровищем. Она восхищалась ощущением ожившей истории, исходившим от старинных вещей. Ее любимыми книгами были исторические романы. Еще ей нравилось (если удавалось отправить детей в постель и найти три одинаковые тарелки без трещин) устраивать вечера с изысканной едой, красиво накрытым столом и приятными беседами. С ностальгией вспоминала время в университете, ведь только в те годы ее окружали люди, причастные к искусству. Она любила ходить в театр.

Виктории было одновременно и трудно, и весело искать свой пробный камень. В конце концов она определила его: «Аутентичная историческая атмосфера — драма прошлого в вещах, особенно изысканных вещах». Зато она легко сформулировали цели. Не одну — около пятнадцати! Вот некоторые: продавать антиквариат или стать дизайнером интерьеров, открыть магазин подержанных вещей, чтобы все пыльные сокровища проходили через ее руки, стать аукционистом и вести торги, распродавая вещи и коллекции, полученные в наследство, заняться в своем гараже реставрацией на профессиональной основе, создавать исторические декорации для местного театра, организовывать туры по знаменитым европейским замкам или экскурсии по историческим домам своего города, основать местное историческое общество.

Проблемой — и непомерной — для Виктории были время и деньги. Она работала начальником отдела кадров в местной страховой компании, благодаря чему и обеспечивала детей. Работа нудная, но надежная, и Виктория не могла позволить себе ее бросить. Время от времени наведываться в антикварные магазины в окрестностях Хартфорда было явно недостаточно, чтобы удовлетворить ее интересы, и Виктория это отлично осознавала. Я посоветовала ей назначить первой целью то, что можно делать или изучать в свободное время — в выходные и иногда по вечерам.

Виктория выбрала даже две цели: заниматься реставрацией для друзей и соседей по выходным (это приносило бы ей и удовольствие, и дополнительный доход) и записаться на курсы дизайнеров интерьера, проходящие раз в неделю в городе, думая о возможной смене профессии в будущем. Вдобавок она вызвалась создавать декорации для постановки Шекспира в школе своей дочери.

Виктория попала в ситуацию, в которой можете оказаться и вы. Что делать, если, выполнив упражнения из первой части книги, вы обнаружили, что вам нравится слишком много различных занятий? Вы не сможете вместить их все в одну жизнь, вам понадобится по крайней мере пять жизней.

Поздравляю! Вы столкнулись не с проблемой, а с растерянностью богача (машин так много, что не помещаются в гараже). Я не намерена предлагать вам определиться и оставить часть возможностей на следующую жизнь — пока никто еще не сумел убедить меня, что реинкарнация существует. Я собираюсь предложить вам прожить все пять жизней в вашем воображении. Это поможет получить максимум от той жизни, которой вы живете сейчас.

* Рэйчел Карсон (1907–1964) — американская писательница, биолог; одним из главных направлений ее деятельности и творчества была охрана окружающей среды.

Мечтать не вредно. Как получить то, чего действительно хочешь /
Барбара Шер, Энни Готтлиб. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014