UA-11904844-8

Изменения и поправки, вносимые в уголовное и уголовно-исполнительное законодательство должны служить укреплению морально-нравственного и патриотического настроя населения.

Государство пытается убедить часть населения, в которую входят осужденные и их родственники, что проводимая политика направлена на смягчение законов и, фактически, является милостивой политикой. Все это делается с учетом естественного стремления осужденных как можно скорее освободиться из мест лишения свободы, либо облегчить свою участь в процессе отбывания срока наказания, а их близких – скорее дождаться возвращения членов семьи.

Вынужденное состояние родственников ждать и надеяться на скорейше возвращение из заключения своих кормильцев, своих детей и других членов семьи, обязывает их следить за изменениями в законодательстве. Несомненно, состояние надежды временно возвращает гражданам чувство доверительного отношения к власти и они снова ждут.

Однако как показывает практика, в большинстве регионов РФ суды, которые по своей подсудности обязаны рассматривать ходатайства осужденных о приведении приговора в соответствие с действующим законодательством в связи с принятыми поправками, не исполняют предписанных им обязательств в полном соответствии с законом. Выражается это, как правило, в искажении сущности принятых законов за счет их осознанного неправильного применения.

Приведем очень распространенный пример целенаправленного искажения судами сущности принятого закона с целью сдерживания осужденных в их статусе и, как результат – умаления значимости принятых законов и авторитета государства.

Данный пример отражает скрытый от неопытного глаза неискушенного в тонкостях юриспруденции обывателя, технический момент – когда суд проводит пересчет срока наказания в сторону его уменьшения с учетом поправок, внесенных в уголовное законодательство. Процедура пересчета опирается на понятие «соотносимости» снижения наказания назначенного в виде лишения свободы». Это понятие определяется строго в соответствии с наукой уголовного права.

Общеизвестно, а для юристов в частности, что в таких случаях на протяжении многих десятилетий применялась так называемая «Медиана санкций». Эта методика исчисления средней шкалы назначения наказания в виде лишения свободы описана доктором юридических наук А.П. Козловским в монографии «Механизм построения уголовных санкций» и доктором юридических наук, профессором С.И. Дементьевым в монографии «Построение уголовно-правовых санкций в виде лишения свободы». Из этой методики довольно понятно следует, что в случае, если государство решает снизить по санкциям опасность деяния, то соотносимо должен быть снижен и срок уже ранее назначенного наказания по следующей схеме:

  • сложение нижнего и верхнего пределов санкций старой нормы закона;
  • деление полученной величины пополам;
  • сложение нижнего и верхнего пределов санкций новой нормы закона;
  • деление полученной величины пополам;
  • определение «медианы санкций» путем вычисления новой величины от старой.

Если применить формулу этого расчета к конкретно-взятому приговору, который изучает суд по ходатайству осужденного, то при расчете срока судья должен применить элементарные знания математики. Однако в большинстве случаев судьи целенаправленно не используют эту методику. При пересчете срока они руководствуются негласными указаниями сверху и придерживаются методики лишь в случае, когда интересы осужденного, отбывающего наказание, защищает нанятый его стороной адвокат.

Очень часто под видом «внутреннего убеждения судьи» и вопреки Конституции РФ, суды с «щедрой» руки уменьшают срок обманутому осужденному то на полмесяца, то на два месяца, то на полгода по собственной формуле – «на глазок».

Именно благодаря негласным коррективам к принятым законам и (или) поправкам к ним, деятельность правосудия на местах, приводит, в конечном счете, к ничтожной значимости этих поправок для осужденных и, соответственно, для членов их семей – полноценных граждан России.

Последствия постановлений суда о снятии «нескольких секунд срока от вечности», чаще всего унижает граждан, выставляя их посмешищем. «До поправок должны были освободить через пятнадцать лет сразу после обеда, а теперь, по милости власти, освободят через пятнадцать лет прямо с утречка́» – злобно шутят осужденные сами над собой, когда от общего наказания – 15 лет в колонии строгого режима, судья «по поправкам» уменьшает срок на один месяц. И такая самодеятельность судей в данном направлении, вполне логично позиционирует работу создателей и исправителей подобных законов – депутатов Государственной Думы, как ничтожную в глазах заинтересованной общественности.

Таким образом, из-за подобной незаконной деятельности большого числа судей, дискредитирующей государство в глазах общественности, происходит систематическое падение авторитета государственной власти в глазах большого числа граждан России. А самое страшное, что достигается это силами того самого института власти, которой как раз и должен служить укреплению ее авторитета.

Кроме того, поправки в законе открывают новые возможности незаконного заработка для коррупционеров из судов. Приведу реальный пример.

В одной из исправительных колоний строгого режима на Южном Урале был случай, когда некоему осужденному, у которого отец руководил крупной строительной компанией, по таким поправкам «скинули» два года, и он сразу же освободился. В то время как другим осужденным, обращавшимся в суд одновременно с ним по вопросу приведения приговора в соответствие с действующим законодательством, причем по таким же статьям УК РФ убавляли срок наказания на два, месяц или, вообще, полмесяца. Вполне очевидно, что у этих ребят не было папы – руководителя крупной строительной компании.

Такое положение вещей еще больше накаляет ситуацию с российским законодательством, становясь негативной стороной естественного развития законов, преградой их совершенствования, что в свою очередь отражается на обществе, представители которого, видя и ощущая на себе происходящее, уверяются в том, что власть имущие придумывают законы, как говорится «под себя».

При вынесении постановлений (в процессе работы судов при исполнении наказания) судьи грубо нарушают Конституцию РФ. Безграмотное, а порою, просто наглое произвольное толкование новых законов и поправок судьями стало системным, и никем не контролируемым процессом.

Все эти систематические нарушения законодательства связаны с исполнением негласных указаний вышестоящего начальства своего ведомства, а в отдельных случаях по договоренности с прокуратурой и региональными управлениями ФСИН.

Вепрев А.Н. ФСИН: Путь из сумрака