UA-11904844-8

Игры с мячом. Традиционные приемы

Для того чтобы успешно освоить подвижные игры с мячом, дети должны предварительно хорошо овладеть основными приемами игры в мяч. В русских народных забавах часто упоминается о таких упражнениях с мя­чом, которые может постепенно освоить каждый ребе­нок. Вот некоторые из них (мы приводим их названия и описание по книге М.Ф. Литвиновой «Русские на­родные подвижные игры»):

Свечки — подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Во второй раз бросить выше, в третий раз — еще выше.

Поднебески — подбросить мяч вверх, поймать с от­скока от земли.

Гвозди ковать — отбивать мяч рукой о землю.

Хватки — поднять руки с мячом над головой, выпу­стить его и поймать на лету.

Вертушки-перевертушки — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной сторо­ной и так отбить мяч вверх, а затем поймать.

Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, пой­мать его с отскока от стены.

Зайца гонять — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

Пришлепы — ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять уда­рился о стену, после чего поймать.

Галки, вороны, зеваки — встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой: подбросить левой и поймать левой.

Ручки — опереться левой рукой о стену, правой ру­кой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой в стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

Через ножки — упереться левой ногой в стену, из-под нее ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. Повторить то же самое упражнение, но упе­реться правой ногой.

В ладоши — ударить мячом о стену, хлопнуть в ла­доши и поймать мяч.

По коленям — ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

Нитки наматывать — ударить мячом о стену, быс­тро сделать движение руками, будто наматываешь нит­ки, и поймать мяч.

С одеванием — ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска «обуться» и т. д.

Эти упражнения позволят подготовить детей к ус­пешному овладению подвижными играми с мячом, для которых им понадобится определенная ловкость и хо­рошая координация движений.

Взрослым, воспитателям детского сада или родителям, следует учитывать возрастные особенности детей и соответствие мяча и игры. Не каждый мячик, например, теннисный или баскетбольный, подойдет к игре.

Игры народов России

«Свечки» (русская  народная  игра)

Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассып­ную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом по­пасть в ближайшего от него игрока. Если ему это уда­лось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1.  Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.

2.  Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.

«Повелитель  лунки» (кабардинская народная  игра)

Если игра проводится на улице, тогда в центре пло­щадки радиусом примерно 15 м выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно расположить мяч в середине очерченного цен­тра поля. «Повелитель лунки» отходит к краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2—4 м от него (от величины этого расстоя­ния зависит сложность игры). «Повелитель лунки» гром­ко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков, которые врассыпную разбега­ются по площадке. Водящий должен обязательно по­пасть мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок вы­бывает из игры. А в случае промаха выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и «повелитель лунки» выкрикивает имя следующего водящего. Последний игрок, оставшийся в игре, объявляется «повелителем лунки».

Правила:

1.  Засчитывается только прямое попадание мяча.

2.  Водящий может кидать мяч в игре только один раз.

3.  Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сде­лавший это, выбывает из игры.

«В узелок» (татарская  народная  игра)

Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.

Водящий должен отойти на несколько шагов от ос­тальных детей, которые стоят или усаживаются в кру­жок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.

Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, ста­новится водящим. Игра продолжается.

Правила:

1.  Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.

2.  Нельзя прятать узелок от водящего, надо как мож­но быстрее перебрасывать его своему соседу.

3.  Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, напри­мер, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.

«Белый мяч» (калмыцкая  народная  игра)

Эта игра когда-то имела обрядовый характер. В на­чале лета, когда начинает линять крупный рогатый скот, собирали белую шерсть, из которой изготавлива­ли небольшой белый мяч. Сейчас для этой игры мож­но использовать любой мяч.

Игру можно проводить на большом поле, на игро­вой площадке. Перед началом игры все игроки разде­ляются на две команды. Один игрок отбегает от всех остальных на значительное расстояние и забрасывает мяч как можно дальше. Как только игрок возвращает­ся, все дети бросаются в ту сторону, куда упал мяч, и каждый стремится первым схватить мяч. Тот, кто пер­вым нашел мяч, издает победный возглас и бросается назад, к исходному рубежу. Игроки противоположной команды пытаются отнять у него мяч, а игроки из своей команды помогают ему. Игрок может перекинуть мяч любому игроку из своей команды, если сам не в силах защитить мяч или убежать от своих преследователей. Выигравшей считается та команда, которая сумела до­ставить мяч к рубежу и вручить его тому игроку, кто бросал мяч в начале игры.

Правила:

1.  Допускаются силовые приемы при отнимании мяча, но без подножек и толчков.

2.  Если игра проводится несколько раз, то выиграв­шей команде засчитывается одно очко, и победитель­ницей становится команда, игроки которой сумели завоевать больше очков.

«Заяц» (русская  народная игра)

Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, ста­новится на его место, и игра продолжается.

Правила:

1.  При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2.  Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3.  Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасы­вать его другому игроку как можно быстрее.

«Вышибалы» (русская  народная  игра)

Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных кон­цах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которо­го мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки, Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

Правила:

1.  Если «вышибала» бросил мяч недостаточно силь­но, то любой игрок может его поймать: он получит до­полнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2.  Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3.  Последние два игрока сами становятся «вышиба­лами», и игра повторяется вновь.

4.  Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.

«Мяч об узкую стенку» (мордовская  народная  игра)

Название этой игре дала вкопанная вертикально в землю узкая доска (шириной около 30 см) длиной 2 м. Если играют дети, то высота доски может быть мень­ше, необходимо укрепить ее сзади другой деревянной доской или колом, чтобы придать устойчивость.

В начале игры такая доска — «узкая стенка» — ус­танавливается на первой линии, параллельно которой на расстоянии 10—15 м чертится на земле вторая ли­ния. На первой линии, примерно в 1 м от «узкой стен­ки», становится выбранный по жребию водящий, ос­тальные игроки располагаются позади второй линии.

В руках у водящего небольшой резиновый мяч и «бита» — деревянная палочка или узкая дощечка (раз­меры 10x60 см), обтесанная с одного конца б виде руко­ятки. Водящий подбрасывает мяч невысоко в воздухе и ударом «биты» выбивает за линию второго кона. Другие игроки пытаются поймать его на лету. Если какому-нибудь игроку это удалось, он становится на вторую линию и пытается попасть мячом в «узкую стенку». Если ему это удалось, он сменяет водящего, если нет, то игра продолжается со старым «метальщи­ком мяча».

Правила:

1. Перед началом игры надо договориться, сколько попыток имеет водящий, в случае если он не смог с первого раза попасть «битой» по мячу или перебросить его за линию второго кона. После этого он должен бу­дет передать «биту» другому игроку (он тоже опреде­ляется по жребию).

2.  Кидать мяч в «узкую стенку» можно только из-за второй линии, не заступая за нее.

3.  Расстояние между линиями можно изменять в зависимости от возраста игроков (чем младше дети, тем меньше расстояние).

4.  Можно разыгрывать очки: одно очко присуждает­ся игроку, попавшему в «узкую стенку», или водяще­му, если ни один игрок не смог попасть в нее. В конце игры победитель определяется по количеству набран­ных очков.

«Лапта»[1] (русская народная  игра)

Название этой древней игры произошло от назва­ния деревянной палки, которой забивали мяч: она по­хожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делят­ся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрово­го поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 м, чертится линия кона. Игроки «города» рас­полагаются на его территории, игроки поля в произ­вольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направ­ляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

Правила:

1.  Каждый игрок «города» по очереди забивает мяч «лаптой».

2.  Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше все­го игроков противника, или как можно дальше.

3.  Игроку, который не смог забить мяч «лаптой», разрешается бросить его рукой.

4. Команда города проигрывает и переходит на иг­ровое поле, если

  • все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона,
  • все игроки перебежали за линию кона, но не вер­нулись в город,
  • во время перебежки игрока «города» запятнали.

«Уральский мяч» (башкирская народная  игра)

Сейчас в эту игру играют небольшим резиновым мячом, а раньше играли мячом, скатанным из шерсти.

На игровой площадке чертят три параллельные ли­нии на расстоянии около 10 м друг от друга: первая линия — это линия бросания мяча, вторая — это сред­няя линия, третья — это линия обхода.

Игроки делятся на две команды: «пастухов» и «ме­тальщиков» мяча. Первый «метальщик» становится за линией бросания, подкидывает мяч над собой и с силой бьет по нему рукой так, чтобы он отлетел за третью ли­нию. Затем он должен сразу же сам бежать за эту ли­нию и быстро возвращаться назад, за линию бросания. Выбитый им мяч ловят «пастухи». Если они успеют поймать мяч и вернуть его за линию бросания, пока бро­савший мяч игрок еще туда не вернулся, то этот игрок должен остановиться на том месте, до которого он успел добежать, когда мяч вернули за линию бросания. Если игрок сумел опередить «пастухов», он получает право на дополнительное выбивание мяча в поле. Затем по мячу бьет следующий игрок из команды «метальщиков».

Если все «метальщики» были остановлены в поле, то их строят на специальной линии, которую называют «мостик из одного волоска»: эту прерывистую линию чертят посередине между линией обхода и средней линией.

Самый меткий «пастух» (это определяют игроки его команды) становится с мячом на линии бросания и предлагает любому из «метальщиков» по своему выбо­ру бежать в любую сторону. «Пастух» должен будет попасть в бегущего мячом. Если ему это удастся, то все «пастухи» становятся «метальщиками», в случае про­маха игра повторяется снова.Правила:

1.  «Метальщики» бросают мяч по очереди, не пере­ступая ногой через линию бросания.

2.  «Пастухи» могут ловить мяч или поднимать его с земли.

3.  Чтобы быстрее вернуть мяч за линию бросания, «пастухи могут передавать его друг другу.

«Лунки» (русская народная  игра)

Игроки выкапывают на площадке вдоль прямой ли­нии несколько неглубоких ямок — лунок. Параллель­но на расстоянии 2—3 м проводят другую линию: от нее надо будет закатить или забросить небольшой ре­зиновый мяч поочередно в каждую лунку — это опре­деляется до начала игры. Первый игрок бросает мяч в лунки, пока не промахнется. Затем каждый ребенок пытается попасть в лунки. Если ни один ребенок не сумеет с первого раза попасть во все лунки без промаха, то игра повторяется, причем каждый игрок бросает мяч в ту лунку, где он промахнулся. Выигравшим считает­ся игрок, первым сумевший метко попасть мячом во все лунки поочередно.

Правила:

1.  Обычно игру проводят с небольшим количеством «лунок», в любом случае их не должно быть более 10.

2.  Количество участников необходимо также огра­ничивать несколькими детьми, иначе игра затянется очень надолго.

«Шар-мазло» («Котел») (русская  народная  игра)

Это очень популярная старинная русская игра, кото­рая имеет и другие названия, например, «Кубарь», «Клюшки», «Лунки», «Мазлы». В нее можно играть, используя современные клюшки для хоккея.

Перед началом игры в центре игровой площадки выкапывают яму диаметром 20—50 см, которую назы­вают «котлом». Вокруг «котла» по окружности радиу­сом 1,5—2 м все игроки, кроме водящего, выкапывают лунки такого размера, чтобы в них свободно мог поместиться конец одной клюшки.

Игроки становятся каждый у своей лунки, опустив в нее конец клюшки, а водящий берет деревянный шар (или тяжелый резиновый мяч) диаметром около 10 см и отходит в сторону на расстояние несколько метров. Он пытается с помощью своей клюшки попасть шаром в центр «котла», при этом не важно, катится мяч от удара по нему или летит невысоко над землей. Осталь­ные игроки пытаются отбить мяч своими клюшками. Если им это не удалось и мяч все-таки попал в центр «котла», то игроки должны поменяться своими лунка­ми. В это время водящий может занять одну из лунок своей клюшкой. Тогда игрок, оставшийся без лунки, становится водящим.

Правила:

1.  Мяч, отбитый игроками на лету, водящий может постараться повторно закатить клюшкой в «котел». Остальные игроки могут ударять по мячу своими клюш­ками, стараясь не пропустить его в «котел».

2.  Нельзя препятствовать движению мяча к «котлу» ногой или рукой, игрок, нарушивший зто правило, ста­новится водящим.

3.  Если во время игры дети слишком удалились от своих лунок, водящий может оставить мяч и попытать­ся добежать до свободной лунки и занять ее своей клюшкой.

4.  Ребенок, оставшийся без лунки, не должен пытаться освободить ее силой.

«Земля – вода – небо» («Зверь – рыба  – птица») (русская народная  игра)

Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного от­вета.

Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен пой­мать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебро­сить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проиграв­шим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллек­тивное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы по­лучить назад свои фанты.

Правила:

1.  Ведущий может кидать мяч, только после произ­несения ключевого слова.

2.  Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвле­кать игрока на его ловлю.

Нельзя повторно называть уже ранее кем-то назван­ное животное, птицу, рыбу — это считается неправиль­ным ответом, и игрок штрафуется на фант.

«Стой!» (удмуртская  народная  игра)

Выбирают водящего, остальные дети становятся вок­руг него. Они начинают перебрасывать мяч друг дру­гу над водящим, но не очень высоко. Водящий пытает­ся перехватить мяч на лету или в руках у любого игро­ка. Если ему это удалось, то на место водящего стано­вится игрок, который последним держал мяч в руках до того, как его коснулся водящий.

Если во время игры мяч упадет, то все игроки быст­ро разбегаются в разные стороны, пока водящий не ус­пел схватить мяч с земли. Как только мяч окажется в руках у водящего, он кричит: «Стой!» Все замирают на своих местах. Водящий бросает мяч с того места, где он его подобрал, в любого игрока. Если он попадет в свою «цель», то этот игрок становится водящим. Если водящий промахнется, все игроки опять становятся вокруг него, и игра с перебрасыванием мяча продол­жается.

Правила:

1.Мяч в этой игре кидают только стоя неподвижно на месте, а вот ловить его можно и передвигаясь.

2. Если после крика: «Стой!» игрок, в которого ки­нули мяч, шевельнется, он становится водящим, даже если мяч в него не попал.

[1] Предлагаемый вариант игры адаптирован к возможностям старших дошкольников М.Ф. Литвиновой.

Громова О. Е. Спортивные игры для детей. М., 2003. С. 93-105.