Композиция картины или рисунка означает выбор и размещение значимых элементов изображения и сочетание различных частей в едином целом. Композиция во многом зависит от интуиции художника, его подготовки и не подчиняется каким-либо незыблемым правилам.
Однако, рассматривая классические произведения искусства или проводя исследование, можно выявить ряд закономерностей и принципов, которые наилучшим образом удовлетворяют нашу потребность в гармонии и соответствуют нашему восприятию окружающей действительности. Наброски, приведенные на этой странице, составлены из неизобразительных элементов, на примере которых можно постичь такие основополагающие принципы, как принцип единства, контраста, гармонии, схождения, рассеивания и другие. Ниже вы видите несколько линейных схем: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые. Потренируйтесь делать подобные наброски и попробуйте оценить их эмоциональное воздействие: некоторые вселяют в зрителя чувство безмятежности и/или гармонии, другие вызывают напряжение, ощущение насыщенности или рассеянности и так далее. На противоположной странице я предлагаю несколько способов достичь эстетического результата в разных композиционных ситуациях. Но помните, что это лишь предположения, а не правила.
Старайтесь не располагать главный объект строго посередине изображения.
Следите, чтобы горизонт не делил изображение пополам.
Избегайте противопоставления двух участков одинаковой величины (черного/белого, заполненного/ пустого и так далее).
Вокруг объекта необходим воздух.
Избегайте симметрии в изображении.
Разбавьте монотонность горизонтальных линий вертикальными элементами.
Старайтесь не рисовать линии, которые сходятся в центре изображения.
Создавайте необычные линии, которые уводят взгляд зрителя внутрь изображения, а не за его пределы.