Г.Н. Севастьянов. Давайте перейдем теперь к проблемам трансформаций в Центрально-Восточной Европе, чему посвящены две из четырех подготовленных Вами книг, т.е. первая и вторая части 3 тома. Чем объяснить, что одному десятилетию, 90-м годам, авторы уделяют такое большое внимание?
АД. Некипелов. Проблемы демократических трансформаций в странах ЦВЕ в последнем десятилетии XX в. привлекают все большее внимание и российских, и зарубежных исследователей. На первое место выдвигаются следующие проблемы: причины, характер и движущие силы революций на рубеже 80-х-90-х годов; новая геополитическая ситуация в результате распада социалистической системы; политическая трансформация и общество; основные направления экономических преобразований; реструктуризация международных экономических отношений, в том числе с Россией; темпы и перспективы дальнейших трансформаций.
Соревнование двух социально-экономических систем, продолжавшееся несколько десятилетий, закончилось. Социализм как специфическая форма общественного устройства полностью исчез с территории Европы. Период острого соперничества двух систем наложил заметный отпечаток и на его безусловного победителя - общество, основанное на демократической организации политической жизни и рыночной капиталистической экономике. Само появление на свет в XX в. "реального социализма" было результатом глубокого внутреннего кризиса той модели капитализма, которая сформировалась к концу XIX столетия. Но факт остается фактом: сегодня уже очевидно, что вечный поиск равновесия между стремлениями человеческой натуры к свободе и независимости, с одной стороны, и к социальной справедливости и солидарности, с другой, будет (по крайней мере в обозримом будущем) проходить в рамках такого социального устройства, которое мы обычно называем современным капитализмом.
Исторический крах "мировой социалистической системы" не случаен. Его самые глубинные причины коренятся в том, что в рамках иерархически организованного общества оказалось невозможным сформировать ни политический, ни экономический механизмы, обеспечивающие органичное интегрирование многообразных интересов отдельных людей в интересы групп и общества в целом. Благородное намерение организовать жизнь таким образом, чтобы "свободное развитие каждого было условием свободного развития всех", очень быстро трансформировалось в максиму о "примате общественных интересов", при том, что функция выявления содержания последних стала, по сути, принадлежать группе избранных. Именно отчуждение членов общества от навязывавшихся им "общественных интересов" и привело, в конечном счете, к глубочайшему экономическому, социальному и нравственному кризису социалистического общественного устройства, определило основной вектор постсоциалистических преобразований.