UA-11904844-8

После становления в России рыночных отношений, в стране начался процесс ослабления государственной политики по созданию идеологических приоритетов для общества и способности позиционировать свою общегосударственную идеологию перед мировой общественностью. В девяностые годы прошлого столетия наша идеологическая политика дошла до уровня подражания неким международным стандартам.

В настоящий момент эта брешь частично устранена, и Россия вновь приступила к укреплению собственных позиций во внешнеполитическом пространстве. Однако идеологический вакуум, который существует до сих пор, охватил такой важный государственный институт, как Федеральная Служба исполнения наказаний – силовую структуру, функция которой исправлять и перевоспитывать преступивших закон.

Новая экономическая модель общественных отношений оказала резко отрицательное воздействие на возможности ФСИН осуществлять свои функции по перевоспитанию осужденных с помощью труда. Именно этот элемент морально-физического воздействия на преступника во все времена и во всем мире остается одним из самых действенных средств к исправлению и ресоциализации осужденного.

Инфляция и безработица естественным образом перенеслись в места принудительного содержания граждан с изоляцией от общества.

Неспособность администрации исправительного учреждения трудоустроить всех желающих осужденных, является ярким показателем противоречия положениям многих законов в УК и УИК РФ. Эти противоречия до сих пор не устранены. Главную концепцию по перевоспитанию осужденных никто не отменял. Она по-прежнему подразумевает исправление осужденного, в том числе и с помощью труда.

Неизменяемый в меньшую сторону показатель числа осужденных-рецидивистов, а скорее стабильно высокое их число, говорит о том, что за время отбывания наказания, эти заключенные не смогли приобщиться к понятию «честный труд». В результате чего, после освобождения они не смогли найти применение своим трудовым навыкам, которые во время отбывания наказания не были получены, либо не развивались, либо вовсе были утрачены. При таком положении вещей большинство освободившихся из мест лишения свободы опять оказываются за решеткой.

Таким образом, в настоящий момент назрела острая необходимость пересмотра практического подхода и общественного отношения к понятию «перевоспитание осужденных с помощью труда».

Речь ни в коем случае не идет об отмене концептуального средства исправления - «труд осужденных». Мы говорим о том, как этот труд сделать результативным для самого осужденного, его социального окружения и государства.

Осужденный должен видеть, что его трудовая деятельность приносит пользу не только в виде материального достатка, обеспечивая ему сносное содержание в колонии, но и должен осознавать, что результатами этой деятельности могут воспользоваться его близкие. Также он должен видеть, что его добросовестный труд в процессе отбывания наказания является решающим фактором для скорейшего освобождения.

Собранные данные о качестве работы осужденного должны быть не обобщенными показателями, пригодными для формальных поощрений, а иметь законную силу для повышения режимного статуса осужденного от строгих к обычным и далее – к облегченным условиям содержания, увеличение его зарплаты, должны влиять на предоставление отпуска с выездом за пределы колонии.

Организовать такой учет в учреждении не составляет никакого труда, так как это является требованием закона. Проблема в другом. За какие трудовые заслуги можно будет поощрять осужденного, если работы в ИУ попросту нет?

Решить проблему и начать трудоустраивать осужденных в массовом порядке можно лишь тогда, когда будут созданы благоприятные организационно-технические условия по выводу осужденных за пределы учреждений для работ под охраной на объектах заказчика. Это не «ноу-хау», а отработанная годами практика. Для примера обратимся к истории прошлого столетия.

Все мы помним, как эффективно использовался труд осужденных на крупных строительных объектах в СССР. Сказать, что сейчас мало строят, значит обманывать самих себя. Строят сейчас много, и труд строителя не стал более автоматизированным, чем был раньше, он по-прежнему остается физически-тяжелым и как прежде требует много рабочих рук. Необходимо и сегодня использовать спецконтингент российских пенитенциарных учреждений, учитывая опыт времен Советского Союза. Наши заключенные абсолютно на законных основаниях смогут заменить так называемых «гастарбайтеров», «продавая» свой труд гораздо дешевле, чем это делают сегодня они. Ресурсодобывающая отрасль, дорожно-строительные службы, сельское хозяйство, ЖКХ – являются наиболее привлекательными отраслями экономики для эффективного использования труда осужденных.

Как же обеспечить условия для взаимодействия ФСИН в регионах с этими отраслями по выполнению широкого перечня работ своим спецконтингентом?

Для создания таких условий, сегодня необходимо создать негосударственную структуру-агента, которая сможет стать посредником между государственной службой в лице ФСИН РФ с одной стороны и субъектами экономики гражданского общества – с другой.

В 2009 году в году двумя осужденными одной из Оренбургских колоний строгого режима – Вячеславом Чебруковым и Алексеем Мозалевым была предложена идея создания такой структуры, которая позже была воплощена в социально-экономической программе «Агентство по трудоустройству осужденных» (АПТО – далее по тексту).

Главная цель АПТО заключается в создании необходимых условий для трудоустройства максимального количества осужденных, отбывающих наказание с изоляцией от общества на производственных участках не только самих учреждений ФСИН России, но и на гражданских объектах разных сфер экономики за пределами учреждений в соответствии с распоряжением правительства РФ № 1499-р от 27.10.2007 г. «О значительном расширении сферы экономической деятельности для исправительных учреждений в РФ», а также в специально-обустроенной промышленной зоне, приспособленной для временного проживания и труда осужденных, прикомандированных к ней. Осуществление этой деятельности будет происходить на указанных объектах гражданских заказчиков при обеспечении:

  • надлежащих условий по безопасности и надзору за работниками-осужденными;
  • взаимовыгодных условий выполнения услуг и (или) работ, как для ФСИН РФ, так и для гражданского заказчика;
  • создании благоприятных условий для аккумулирования на базе производственных складов АПТО материальных ценностей оплаченных и (или) переданных гражданскими представителями осужденных, произведенных самими осужденными с целью получения дополнительных финансовых средств для оплаты исковых задолженностей, а также натуральной передачи материальных ценностей потерпевшей стороне в качестве выплат по иску при наличии такой договоренности между сторонами.

Особенности программы АПТО

Особенность социально-экономической программы «Агентство по трудоустройству осужденных» заключается в создании социально-ориентированной автономной некоммерческой организации «Агентство по трудоустройству осужденных» (АПТО), которая будет координатором в отношениях между осужденными (в лице ФСИН России) и работодателями государственного и частного секторов экономики, а также гражданами, имеющих статус «потерпевшие» по приговору суда.

АПТО может быть непосредственным заказчиком на правах субподрядчика при наличии собственной материально-технической, производственной и социально-бытовой базы. Это значительно снизит затраты на доставку и содержание работников-осужденных во время выполнения ими работ у заказчика в лице АПТО.

Трудоустроенные на гражданских объектах с помощью АПТО осуждённые из колоний строгого и общего режимов, а также колоний-поселений получат реальную возможность получать минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а в отдельных случаях и заработную плату, превышающую МРОТ. Эти средства позволят осужденным «окупать» свое содержание в колонии и помогать своим родным и близким, передавая часть заработанных сумм на их нужды. Во всяком случае, осужденный, работающий в системе «АПТО-ФСИН» сможет позволить себе полное финансовое обеспечение, что избавит его родственников от дополнительных трат на его содержание и поддержку в местах изоляции.

Выезды осужденных для работы за пределы учреждения содержания будут способствовать улучшению их морально-психологического настроя из-за смены обстановки, что в значительной мере компенсирует их право на отпуск с выездом за пределы колонии (ст. 97 УИК РФ).

Руководители региональных управлений ФСИН в рамках закона могут использовать юридический и экономический потенциалы АПТО для решения своих внутренних экономических и социальных проблем. Происходить это может до тех пор, пока не сформируются предпосылки для законодательного осмысления проблемы трудоустройства осуждённых в условиях современной рыночной экономики.

Укрепление экономики Российской Федерации и внутренней экономики ФСИН РФ после создания АПТО

Результатом внедрения и реализации программы АПТО станет:

  • широкий охват предприятий и фирм с которыми АПТО сможет заключать долгосрочные взаимовыгодные договора о сотрудничестве с закреплением квот на рабочие места для осужденных;
  • значительное снижение спроса работодателей в России на использование труда мигрантов, прибывающих в РФ, их переориентация на использование труда осужденных;
  • снижение уровня миграции из бывших республик СССР;
  • действенное удовлетворение запросов социума в части выплат осужденными исков по приговорам суда;
  • построение экономической рентабельности хозяйства ФСИН РФ в независимости от охвата природно-сырьевых сфер в части добычи и переработки;
  • повышение уровня социальной реабилитации осужденных за счет постоянного контакта с гражданским социумом на экономико-производственных объектах в процессе труда, как действенный механизм исправления осужденного;
  • повышение налоговых сборов с частных заказчиков в госбюджет от прозрачного использования трудовых ресурсов ФСИН через АПТО.

Перечень причин неустойчивости экономико-правовых отношений между ФСИН России и коммерческими (некоммерческими) организациями при взаимодействии без участия АПТО

Причинами неустойчивых социально-экономических связей между ФСИН РФ и частнопредпринимательской экономикой является следующий ряд факторов, влияющий на отношения государственной силовой структуры (ФСИН РФ) с негосударственными производственными, коммерческими и не коммерческими структурами:

  1. Отсутствие законодательной базы, закреплённой в УИК РФ по расширению сферы экономической деятельности для исправительных учреждений в РФ (на сегодняшний день этот пробел восполнен распоряжением правительства РФ № 1499-р от 27.10.07 г. «О значительном расширении сферы экономической деятельности для исправительных учреждений в РФ»). (Данное постановление носит разрешительный характер для ФСИН РФ к исполнению своих обязанностей вне приложений УК и УИК РФ. Оно целенаправленно не афишируется в большинстве управлениях ФСИН России и не доводится до осуждённых и их родственников по причине организационной, технической и финансовой неподготовленности тюремной службы предоставить осужденным такие возможности).
  2. Отсутствие заинтересованности у конкретных сотрудников ФСИН России в трудоустройстве осуждённых на территориях вне колонии или СИЗО, а также отсутствие законного финансового вознаграждения за повышенную личную ответственность по обеспечению гарантии безопасного поведения осужденного в условиях фактического разконвоирования на рабочем месте.
  3. УФСИН РФ не располагает специальным подразделением (службой), занимающейся трудоустройством осуждённых на предприятиях вне исправительных учреждений и контролем за их работой.
  4. Наличие в системе УФСИН РФ сильно развитой бюрократической иерархии. (Как результат, процветает показуха во внешних показателях «успешности» и «стабильности» работы учреждений и служб, в то время как истинное состояние жизнедеятельности режимных учреждений, скрывается от государственных и общественных надзорных органов из-за многочисленных нарушений и несоответствий нормам закона и права РФ).
  5. Отсутствие наработанных устойчивых связей между ФСИН РФ и общественными организациями по причине коррумпированности системы ФСИН России, и нежелания (опасения) руководства исправительных учреждений потерять свои личные экономические выгоды из-за возможной утечки информации при возникновении прозрачности во взаимоотношениях с общественностью.
  6. Нехватка в региональных ФСИН России квалифицированных кадров для работы в сфере современных методов исследования и анализа информации (в том числе в сети Интернет), отсутствие профессиональных навыков устанавливать деловые контакты с руководителями предприятий, фирм, некоммерческих организаций для проведения переговоров о трудоустройстве осуждённых.
  7. Отсутствие отработанной и действенной законной схемы юридического и экономического взаимодействия между работодателем и ФСИН России.
  8. Отсутствие фактического равенства сторон в возможных судебных спорах (арбитраж). (Как результат, предварительное отпугивающее воздействие на негосударственные экономические структуры, выраженное в заблаговременном нежелании сотрудничать с ФСИН РФ, как с силовым и коррумпированным ведомством).
  9. Низкое качество получаемого осужденными в исправительных учреждениях ФСИН России обязательного (согласно УИК РФ) среднего начального и необязательного среднего специального образования. (В большинстве колоний устарела и пришла в негодность материально-техническая база для начального и среднего специального образования. Подготовленные в колониях специалисты-осуждённые не могут полностью соответствовать необходимому профессиональному уровню, например, для работы на современном промышленном оборудовании гражданских предприятий).

Пять факторов, характеризующих АПТО, как действенного агента в установлении устойчивых экономико-правовых взаимоотношений между ФСИН России и коммерческими / некоммерческими организациями.

  1. Потребность субъектов российской экономики в использовании труда низкооплачиваемых работников, означает их заинтересованность в прозрачной и доступной для сотрудничества структуре, которая не отягчена бюрократическими и коррупционными издержками, как при взаимодействии с ФСИН.
  2. Специализированная социально-экономическая программа, на которой основывается деятельность АПТО, является гибкой и простой для понимания законной схемой юридического и экономического взаимодействия сторон.
  3. Деятельность АПТО имеет узкоспециализированное направление, что позволит сотрудникам ФСИН контактировать с сотрудниками АПТО на профессиональном и понятом друг другу языке.
  4. Наличие фактического юридического равенства и статуса между стороной работодателя и агента (АПТО), гарантированно позволит работодателям вступать в деловое сотрудничество с АПТО, т.к. в случае возникновения споров между сторонами в арбитражном суде, работодатель не будет подавлен авторитетом АПТО, нежели в прямом контакте с ФСИН.
  5. Наличие в АПТО высококвалифицированных специалистов по ведению переговоров в схеме «ФСИН –работодатель», концептуально незаинтересованных в получении вознаграждении за свой труд с гражданскими работодателями, что позволит ФСИН оградить своих сотрудников от участия в возможных коррупционных отношениях с представителями гражданского заказчика при решении вопросов о трудоустройстве осужденных.

Вепрев А.Н. ФСИН: Путь из сумрака.