На сегодняшний день пенитенциарная система России является устаревшим как морально, так и технически механизмом исполнения наказаний. Дряхлый и не эффективный механизм способен выполнять свои функции лишь частично, как обыкновенная служба изоляции преступивших закон граждан. Финансирование такой системы в качестве «института исправления» представляет собою бессмысленное предприятие и трату огромных бюджетных средств. Структуре, которая просто охраняет и содержит в изоляции преступников, столько средств на содержание не нужно.
Все мероприятия по исправлению осужденных в настоящий момент сводятся к одному – принуждению выполнять режим содержания, который, как известно, опирается на ПВР (правила внутреннего распорядка). А эти правила в свою очередь, представляют собою обширное поле для негласных местных поправок и постановлений.
Попытки наших законодателей реформировать ФСИН на данный момент тщетны и безрезультатны. Доказательством этого утверждения является сохраняющееся количество пенитенциарных учреждений и персонала сотрудников, которые их обслуживают.
Тенденция сохранения стабильного числа осужденных в исправительных учреждениях, а также числа их сотрудников, означает, что государство пока еще не имеет возможности сокращать этот ущербный и многозатратный институт власти, как показатель внутренней нестабильности и всеобщего непослушания граждан.
Теоретически, сокращение числа учреждений, возможно только при условии снижения уровня преступности. В свою очередь преступность, это процесс, который напрямую связан с таким явлением, как «безработица».
В наше время экономической нестабильности, трудно остановить рост безработицы, а значит и рост уровня преступности. Попытки государства на законодательном уровне контролировать поток трудовых мигрантов из бывших республик СССР пока не принесли ощутимых результатов. Российские работодатели продолжают экономить свои деньги и нанимать дешевых приезжих работников. Объяснить каждому работодателю лично, что таким образом он способствует росту преступности в своей стране и что его сограждане пополняют криминальное сообщество, все равно, что просить продавца продать подешевле, в то время, как другой покупатель предложил большую цену и к тому же отдал задаток.
Даже при условии искусственного снижения количества числа осужденных, например, посредством акта амнистии, государство не сможет нарушить количественный баланс между оставшимися в учреждениях осужденными (те, кто не попал под амнистию) и сотрудниками этих учреждений, число которых осталось прежним.
Дисбаланс численности приведет к расслаблению одних и укреплению других. Поэтому, для поддержания такого баланса, исправительные учреждения всегда должны заполняться осужденными в соответствии с установленной нормой соотношений. Такая вот ужасная аксиома!
Единственным и верным способом снижения уровня преступности (по моему мнению автора), является искусственное сокращение колоний и тюрем на всей территории РФ, при обязательном сокращении численности персонала этих учреждений. Разумеется, что этот процесс возможен только при условии повсеместного улучшения социально-экономических условий, которые позволят безболезненно трудоустроить огромное число освобожденных из МЛС граждан, а также сотрудников, уволенных или переведенных из системы исполнения наказаний в другие государственные службы. При этом уволенные или переведенные сотрудники ФСИН должны быть трудоустроены так, чтобы они смогли спокойно доработать до пенсионного возраста при условии сохранения им социальных гарантий, полученных при поступлении на службу во ФСИН.
Если, действительно, захотеть снизить преступность, повысить эффективность работы системы ФСИН, а бюджет страны избавить от бессмысленных трат, необходимо поступить по примеру огородника, прореживающего всходы после посева в одной лунке сразу нескольких семян. (Он поступил так для уверенности, что в этой лунке что-то да взойдет). Когда ростки взошли и стали расти не вширь, а в высоту, борясь друг с другом за место под солнцем, огородник проредил их, оставив самые крепкие. И вот, оставшиеся растения, не мешая росту друг друга, укрепились и позже дали хороший урожай.
Необходимо самое обыкновенное сокращение материально-технической инфраструктуры и численности сотрудников ФСИН путем их перераспределения в другие государственные службы и министерства. В какие? Точно не знаю. Возможно, придется создать новый (отдельный) род войск из бывших сотрудников ФСИН. И по мере естественного сокращения их численности из-за ухода на пенсию, сокращать эти войска до полного упразднения.
Ликвидация значительной части колоний и тюрем должна происходить в соответствии с уровнем финансово-экономической мощности управлений ФСИН и руководствоваться демографической обстановкой в регионах.
Вепрев А.Н. ФСИН: Путь из сумрака.