Содержание пособия составлено для студентов социалыю-педагогических факультетов педагогических вузов (специализация — педагог — организатор дополнительного образования) и педагогов — организаторов дополнительного образования в школах и в учреждениях дополнительного образования.В пособии раскрыты теоретические основы эстетического воспитания. Большой акцент сделан на практическое значения эстетического воспитания в системе дополнительного образования. Читатели найдут рекомендации по организации и взаимодействию многообразных форм эстетического воспитания детей и подростков.
Медведь Э. И. Эстетическое воспитание школьников в системе дополнительного образования. Учебное пособие. — М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2002. — 48 с.
Эстетическое воспитание в системе дополнительного образования
Важнейшей содержательной стороной дополнительного образования является формирование творческого подхода к эстетической деятельности детей и подростков. Актуальность ее связана с тем, что принцип творчества становится в настоящее время ведущим в обучении школьников. Естественно предположить, что творческое начало, которое, по мнению ведущих отечественных и зарубежных педагогов и психологов, должно стать жизненным принципом нынешнего поколения учеников, и особенно успешно может быть сформировано в творческо-художественной деятельности.
Содержание художественно-эстетического образования должно способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому и культурному наследию народов России и всего мира. От родной песни, родного слова, картин родной природы к пониманию искусства своих ближайших соседей и к мировой художественной культуре — таким видится путь познания национальных и мировых культурных ценностей.
Будущим педагогам необходимо знать, что на современном уровне творчества детей и подростков используются различные виды художественно-эстетической деятельности: сольное и хоровое пение, вокально-инструментальные ансамбли, игра на музыкальных инструментах, театрально-игровая деятельность (драматическая, музыкальная), хореография (народная, бальная, классическая, современного танца), фольклорные ансамбли, оркестры (струнные, духовые, народных инструментов), изобразительного искусства, народно-прикладного творчества и т.д.
Участие детей и подростков в системе дополнительного образования открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их влечет. Педагог, занимаясь с заинтересованными школьниками, имеет возможность широко приобщать их к художественно-творческой деятельности, формировать самостоятельность и творческую активность. При этом необходимо помнить, что все виды эстетической деятельности в системе дополнительного образования должны быть направлены на духовное воспитание, формирование культуры детей и подростков. Широкое использование различных видов эстетической деятельности должно способствовать пробуждению художественных интересов, развитию художественного воображения, художественно-творческих способностей школьников, воспитывать у них интерес к просветительской, исполнительской деятельности, пропагандированию различных видов искусства.
Успех же всей разнообразной эстетической деятельности зависит от того, насколько они овладевают различными видами художественно-творческой деятельности и испытывают потребность и удовольствие от нее.
Формы художественно-творческой работы системы дополнительного образования можно объединить следующим образом: массовые, кружковые, студийные, к рассмотрению которых мы и перейдем.
Само название массовые формы говорит о том, что их задачей является охват наибольшего количества (массы) детей и подростков, не требуя от них каких-либо особых способностей. Специальных знаний и навыков. Однако это не означает, что участие в том или ином массовом художественно-эстетическом мероприятии вообще не требует от них никакой подготовки.
Под массовыми формами эстетического воспитания понимаются те мероприятия, которые проводятся без индивидуальной проверки художественно-творческих данных, уровня эстетического развития ребят. Они эпизодичны. Не предусматривают планомерной творческой деятельности. Достаточно желания, интереса — и школьники становятся участниками какого-то конкретного мероприятия. Создание такого интереса, желания зависит от педагога — организатора. Это: тематические концерты, организация и проведение традиционных праздников (в школе, в доме творчества, в клубе и т.д.), карнавалов, конкурсов, смотров, викторин, выставок детского и юношеского творчества. Выполняя эстетико-просветительские функции, названные мероприятия в то же время способствуют выявлению детей и подростков, имеющих специальные художественно-творческие данные, пробуждают или углубляют их эстетические чувства, потребности. Так, например, окружные, городские конкурсы хоровой музыки могут объединить большое количество хоров домов творчества, школ, студий, школ искусств (до 2500 участников). Такие же конкурсы проводятся по хореографическому и театральному направлениям. Часто эти виды искусства объединятся («Праздники музыки и танца», театрализованные праздники). В последнее десятилетие в Москве проводится регулярно фестиваль «Московия» по всем жанрам художественного творчества детей и подростков, в котором участвуют художественные коллективы центров и домов творчества, школ искусств, творческих клубов, общеобразовательных школ, студий.
Конечно, степень художественных успехов участников подобных конкурсов-фестивалей различна, но их объединяет массовость, возможность приобщения детей и подростков к миру прекрасного, а также возможность раскрыть индивидуальный творческий потенциал и способности ребят. В связи с этим организация и проведение многообразных форм массовых мероприятий имеет свои отличия. Подготовка, например, к школьному празднику песни требует тщательного продумывания всех деталей: исходя из поставленной цели, определения темы, содержания (репертуара), распределения задач между ответственными за его проведение, времени и места выступлений. Тогда же как проведение общегородского конкурса — фестиваля хоров, хореографии, театральных коллективов требует создания оргкомитета, жюри, состоящего из специалистов по направлениям, составления программ, афиш, рекламы, организации концертных площадок и т.п.
Тематические концерты требуют меньших усилий со стороны педагогов дополнительного образования, хотя целесообразно и здесь провести некоторую подготовку: предварительно дать краткие сведения, помогающие восприятию программы концерта (об авторах исполняемых произведений, о самих произведениях, истории их создания, художественных образах, характеристиками основных героев и т.д.). При определении темы концерта, беседы, лекции, их содержания учитывается возраст детей и подростков, их общее и эстетическое развитие, так как свое воспитательное воздействие такие мероприятия могут осуществлять лишь тогда. Когда они вызовут эмоциональный отклик, интерес слушателей.
В системе дополнительного образование на протяжении многих десятилетий широкое распространение получили студийные, ансамблевые и кружковые формы художестенно-творческого развития детей и подростков. Одним из самых распространенных видов эстетической деятельности является музыкальное воспитание — ансамбли песни и пляски, хоровые студии и кружки, вокальные ансамбли, сольное пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-театральные студии. Вступление в ту или иную студию, кружок обусловливается, главным образом, наличием желания со стороны детей и подростков, открывает перед ними возможность углубленно заниматься тем, что их особенно влечет. Педагоги же, занимаясь с заинтересованными учащимися, имеют возможность больше приобщать их к музыкальному искусству.
И если ранее в музыкальные формы внешкольной работы принимались только те дети, которые обнаружили музыкальные способности, развитой музыкальный слух, то в последнее время художественно-творческие формы системы дополнительного образования комплектуются без особого отбора. Практика доказала справедливость того теоретического положения, что у каждого нормального здорового ребенка при его интересе к занятиям можно развить все музыкальные способности, включая певческий голос.
- Назад
- Вперёд >>