UA-11904844-8

Участвуя в художественно-творческой работе, педагогу допол­нительного образования следует помнить, что:

  • все виды эстетической музыкальной деятельности должны быть направлены на нравственно-эстетической воспитание детей и подростков, формирование их музыкальных вкусов и интересов;
  • должны способствовать развитию художественного вообра­жения, музыкальных, творческих способностей;
  • воспитывать у учащихся стремление пропагандировать му­зыкальную культуру.

Учитывая, что данное учебное пособие не ставит своей целью подготовить педагога дополнительного образования — специалиста в определенной области творческой эстетической деятельности, поэто­му различные виды художественно-творческой деятельности рас­сматриваются с точки зрения ее организации в системе дополнитель­ного образования, а сам педагог, как активный помощник руководи­телей определенных коллективов (ансамблей песни и танца, хоровых, музыкальных, театральных, хореографических студий, школ ис­кусств, кружков и т.д.). Рассмотрим некоторые из них.

Одной из самых популярных крупных форм музыкальной художественно-творческой работы с детьми и подростками в учреждениях дополнительного образования являются ансамбли песни и танца. Многолетний опыт таких коллективов подтверждается жизненностью этой формы. Она основана не только на очевидной заинтересованно­сти в занятиях огромного числа юных участников, а также на боль­шой эффективности ее эстетико-воспитательного воздействия на ду­ховный мир слушателей и самих участников ансамбля. Одним из са­мых известных коллективов является Ансамбль песни и танца им. В.Локтева Центрального дома творчества детей и подростков г.Москвы.

Совместная работа большого художественного коллектива над общей программой выступления, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что в свою очередь развивает чувст­во дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм. Участие в ансамбле позволяет каждому ребенку рассказать о том пре­красном, что живет в его сердце, это прекрасное донести до слушате­лей, заразить их эстетическими чувствами, мыслями, вдохновить их патриотическое отношение к Родине, к своему народу, родной приро­де, увлечь их красотой великих идеалов. Для этого сами педагоги ан­самбля, также как и любого другого коллектива художественного творчества в системе дополнительного образования, должны обладать этими чувствами, мыслями, идеалами.

Ансамбль песни и танца — это не механическое соединение раз­личных музыкальных, танцевальных коллективов в один большой. Для создания ансамбля должны быть следующие предпосылки: руко­водители коллективов (хорового, оркестрового и хореографического), педагоги — организаторы — единомышленники, готовые всеми си­лами способствовать единым целям и задачам; высокий уровень ху­дожественно — исполнительской культуры всех коллективов и по­степенно подготовленный совместный репертуар; активная помощь администрации, родителей, привлечение спонсоров для решения за­дач создания единого коллектива.

Своеобразие самой формы ансамбля заключается еще и в том, что в нем занимается огромный разновозрастный коллектив детей, которые объединяются в малые формы: кружки, коллективы, группы по интересам.

Главной целью ансамбля песни и танца является гармоничное развитие личности, которое осуществляется посредством эстетиче­ского образования и воспитания, развития художественно-творческих умений и навыков на основе комплексного обучения.

В репертуаре ансамблей песни и танца традиционно включаются современные детские песни, песни о родной природе, о Родине, геро­изме, мужестве, о легендарном прошлом нашего народа, народные песни, русская и зарубежная хоровая и танцевальная классика. В та­ком разнообразии репертуара осуществляются основные задачи нрав­ственно-эстетического воспитания детей и подростков, а также связь со школой, семьей в решении задач гражданского воспитания, ответ­ственности за себя, друзей, за страну. В ансамбле, как в едином кол­лективе, творческий успех воспринимается каждым участником как свой собственный, а успех каждого участника — как успех всего кол­лектива. Сама структура, в которой взаимодействуют разноплановые художественные коллективы (хор, оркестр, хореография, духовой ор­кестр, группа чтецов и т.д.), форма и стиль этого взаимодействия так­же активно влияет на воспитание личности (работа над общей про­граммой, сводные репетиции, взаимоотношения педагогов и руково­дителей коллективов и т.д.).

В таком коллективе педагог — образец идеальной личности для детей и подростков. Совместный труд в под­готовке концертных программ, репетиции, концерты и вся деятель­ность ансамбля — это радость творчества. И только через совместную деятельность педагогов и детей осуществляется приобщение к пре­красному.

Высокие качества музыкального, песенного, литературного и хореографического материала, специально подобранного для детского исполнения, их идейный смысл, красочные костюмы и в целом вся подготовительная работа, воспитывает в детях организованность, ху­дожественный вкус, способствует развитию музыкальности, творче­ской инициативы, содействует общему и физическому развитию.

Подготовка к совместному выступлению имеет большое значе­ние в решении воспитательных и образовательных задач, которые должен реализовывать педагог дополнительного образования Дети, сплоченные в единый, дружный творческий коллектив, обогащают свои знания и умения в области эстетического воспитания — музы­кального, хорового, литературного и хореографического искусства, знакомятся с лучшими образцами народного творчества. Общие ре­петиции сближают их, между членами коллективов ансамбля уста­навливаются дружественные, товарищеские отношения, каждый участник ансамбля несет ответственность за каждого члена своего коллектива.

В жизни российских детей и подростков существует много тем, которые прекрасно реализуются художественно-творческими коллек­тивами в своем репертуаре. Это песни о Родине, о природе, о детях, молодежи, народные песни России, произведения других стран. Ре­пертуар должен соответствовать возрасту детей и подростков, хорео­графические постановки должны нести в себе сюжет детской интер­претации, не копировать постановки взрослых танцевальных коллек­тивов. Эти условия должны соответствовать всем формам и направ­лениям художественно-творческой деятельности детей.

Ансамбль песни и танца, также как и другие формы художест­венно-творческой деятельности, воспитывают у ребят эстетические чувства, так как они отдают свой труд, свои знания и умения на радость другим людям.

Это обычно находит свое выражение в общест­венно полезной деятельности в школе. Дети, посещающие художест­венно-творческие коллективы дополнительного образования, как пра­вило, в своих школах являются активными участниками художест­венной самодеятельности, сами ставят танцевальные номера, разучи­вают с другими детьми песни к различным праздникам, фестивалям песен и т.д.

Одним из составных коллективов ансамбля песни и танца явля­ется народных инструментов оркестр, который может быть и как са­мостоятельный вид деятельности любого учреждения дополнительно­го образования. В условиях коллективного музицирования, каковыми являются оркестры, от руководителей требуется найти методы воспи­тания и обучения, способствующие развитию индивидуальных спо­собностей учащихся, и обязательно в короткие сроки. В этой связи нельзя обойтись без народной музыки. Народная инструментальная музыка, благодаря простоте восприятия, содержательности, доходчи­вости, песенной основе, помогает развивать музыкальность и, осо­бенно, ощущение мелодии и гармонии.

Оркестры, как часть ансамбля песни и танца, используются как аккомпанемент хору, солистам-инструменталистам, танцорам и пев­цам. Выразительные средства оркестра дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию и степени трудности оркестро­вые музыкальные произведения. В процессе занятий в оркестре необ­ходимо постепенно пополнять слушательский багаж учащихся в це­лях расширения их музыкального кругозора. Репертуарный план, со­ставленный руководителем оркестра, должен включать в себя произ­ведения, различные по стилю, педагогической направленности (про­изведения народного творчества, русской и зарубежной классики, отечественной и современной зарубежной музыки, популярные дет­ские песни и др.).

Хоровой коллектив ансамбля песни и танца, также как само­стоятельный вид музыкальной деятельности (хоровая студия, хоро­вой кружок), подчиняется всем творческим и развивающим задачам эстетического воспитания. Главная цель — это приобщение участ­ников хора через живое исполнительство к сокровищницам музы­кальной культуры, а в процессе последовательного обучения искус­ству пения — к освоению всех разнообразных вокально-хоровых умений и навыков и художественной выразительности.

В процессе обучения хоровому искусству у ребят развиваются художественные способности: музыкальный слух, музыкальная память, воспитывает­ся эмоциональная отзывчивость к искусству — все это непосредственно влияет на формирование художественных взглядов и пред­ставлений, вырабатывает эстетический вкус. Так как пение является самым демократическим и доступным видом духовного развития личности, поэтому у участников хорового коллектива воспитывается способность любить и ценить искусство, отражающее глубокие чув­ства и мысли.

Коллективная творческая работа участников хора способствует не только их всестороннему эстетическому развитию, но и формиро­ванию их нравственных качеств, идейных убеждений, а сознание то­го, что участник хора —это частица одного большого коллектива, благотворно влияет на воспитание коллективизма, дружбы и доброты, которые остаются у ребят на всю их последующую сознательную жизнь.

Хоровые коллективы (как составная часть ансамбля песни и тан­ца и как самостоятельный вид музыкальной деятельности дополни­тельного образования) могут состоять из детей дошкольного возраста, учащихся младших классов, хора среднего школьного возраста и хора старшеклассников. Для того, чтобы такая большая разновозрастная группа детей и подростков (от 5 до 17 лет) смогла объединиться в единый хор необходимо прежде всего:

  • четкая организация и продуманная система деятельности всех хоров;
  • ясность в самой структуре хорового коллектива и четкость в организации занятий;
  • руководителям и педагогам-организаторам видеть перспек­тиву и художественную цель;
  • иметь хорошо оборудованное помещение.

Эти условия должны обеспечить решение главной художест­венно-воспитательной задачи, которая, в конечном счете, будет ре­шаться через обучение хоровому пению. В связи с этим необходимо выработать принципы набора детей в хоровой коллектив и критерии тех навыков, которые будут получены ими в процессе занятий. На­бор в хоровые коллективы (всех видов дополнительного образова­ния) производится ежегодно. В составе хора могут девочки и маль­чики. Большую помощь в информации о наборе в хоры могут ока­зать заместители директоров школ по воспитательной работе, (при условии, если в самой школе в дополнительном образовании отсутствует такой вид художественно творческой деятельности), педаго­ги — организаторы дополнительного образования.

Основные требо­вания, необходимые при приеме в хор, — это, прежде всего, жела­ние петь, а также наличие музыкального слуха, чувства ритма и здорового голосового аппарата.

Особое место в репертуаре любого хорового коллектива должны занимать произведения русской и зарубежной хоровой классики, пес­ни современных отечественных и зарубежных композиторов, а также народная песня. Народное песенное творчество помогает лучше уз­нать историю народа, его быт, обычаи, а благодаря своей необыкно­венной вокальности русская народная песня является прекрасным материалом для развития у детей вокально-хоровых навыков. Народ­ная песня воспитывает чувства гражданственности, патриотизма, уважения к народным традициям, любви к Родине, родной природе. Кроме народных песен нашей страны, полезно включать в репертуар хоров песни народов разных стран. Их исполнение воспитывает у ре­бят чувства патриотизма, дружбы, уважения к культуре других стран.

Подбирая репертуар для хора, руководители должны учитывать исполнительские и возрастные возможности коллектива. Перед разу­чиванием произведения необходимо рассказать исполнителям об эпо­хе, когда создавалось произведение, кратко — об авторах музыки и текста, продемонстрировать произведение в отличном исполнении (аудио, видеозапись). Педагогам необходимо помнить о том, что только при максимальной заинтересованности исполнителей возмож­но высокохудожественное, эмоциональное исполнение произведения, создание красочного музыкального образа.

В хоровых коллективах как в структуре ансамбля песни и танца так и в самостоятельных хорах работа планируется в перспективе на учебный год по разделам: учебно-воспитательная работа, организаци­онно-массовая, эстетико-воспитательные мероприятия (лекции-концерты в школах, для родителей, посещение театров, концертов, встречи с композиторами, исполнителями и т.д.). В плане должна быть намечена концертная деятельность коллектива.

Разучивание произведений в хоровом коллективе может проис­ходить по-разному, но в любом случае в соответствии с принципом единства художественного и технического. Руководителям важно ис­пользовать различные методы, стимулирующие интерес и активизи­рующие певческую деятельность учащихся.

С накоплением опыта интерес к исполнению произведений усиливается анализом выразительных средств, стремлением к созданию собственного исполни­тельского плана и его воплощению. Приобщение ребят к анализу исполнения произведений необходимо не только на занятиях, но и по­сле концертных выступлений. Осознавая впечатления, хористы сами могут отмечать достигнутые успехи и имеющиеся недостатки. Опыт же руководителя, педагогов-организаторов и их искренняя любовь к хоровому искусству во многом определяют успешное решение задач певческого развития детей и подростков, их духовное обогащение.

Хореографический коллектив ансамбля песни и танца — одно из звеньев единого большого коллектива, который подчиняется законам его организации. Воспитательная работа и концертная деятельность, также как и в самостоятельном хореографическом коллективе, плани­руется художественным руководителем, подчиняется задачам эстети­ческого воспитания, которые определены для всех видов художест­венно-творческой деятельности учащихся.

Основой учебной подготовки является тренаж классического и народного танца. На занятиях классического танца закладываются основы хореографической школы. Овладение ими позволяет в даль­нейшем успешно осваивать многие жанры, стили, направления. Па­раллельно с классикой ребята изучают народно-сценический танец. Он близок детям и подросткам своей конкретностью, разнообразием ритмов, движениями и характером. На этих уроках учащиеся знако­мятся с танцами народов мира, с богатейшим фольклором России. Полноценному изучению народных танцев помогает знакомство с историей народов, с географическими условиями отдельных регио­нов, оказавшими влияние на формирование самобытного танцеваль­ного творчества, с которыми знакомят ребят педагоги. Народно-сценический танец способствует развитию у них дополнительных в сравнении с классикой навыков, связанных с ощущением увлекательнейшей стихии танца вместе с яркостью звукообразов, контрастно­стью темпов, характерностью ритмов. Народные танцы обычно ис­полняются детьми и подростками с удивительной эмоциональной не­посредственностью. Народно-сценический тренаж составлен из уп­ражнений и средств, которые обогащают танцевальную технику, под­водят к исполнению сценических народных танцев. Упражнения классического и народно-сценических тренажей используются у станка и на середине зала.

Среди предметов, включенных в систему обучения хореогра­фии (и в ансамбле, и в самостоятельном коллективе), есть и историко-бытовой (бальный) танец. Знакомясь с ним, разучивают отдель­ные танцевальные элементы, несложные композиции, а потом со­ставляют из них развернутые композиции. Вместе с разучиванием танцевальных «па» усваиваются также сведения о нормах поведе­ния, о культуре общения, принятых в различные эпохи. Так посте­пенно исполнительская сторона танца дополняется теоретическими сведениями.

Важнейшей частью работы хореографического коллектива явля­ется изучение и исполнение танцев, намеченных программой. Не­смотря на то, что содержание учебной работы по танцу соответствует подготовительной работе всех видов хореографической деятельности среди детей, в составе ансамбля песни и танца хореографический коллектив имеет свои особенности. В самостоятельных танцевальных коллективах руководитель-постановщик осуществляет свой замысел на сцене, на которой использует свободную композицию, т.е. рисунки танца. В ансамблях же песни и танца хореографической группе при­ходится танцевать на фоне хора и оркестра, из-за этого композиция танца решается рисунком продолговатых диагональных линий, ис­пользуются выходы участников из дальних и ближних кулис. Очень редко используется середина сцены, начиная от «задника». Педагог-организатор дополнительного образования должен об этом помнить, осуществляя помощь художественному руководителю во время под­готовки концертных программ и самого концертного выступления. Танцующие дети на сцене должны быть подобраны по внешнему ви­ду, росту и по техническому уровню исполнения.

Чем раньше дети приобщаются к искусству танца, тем эффек­тивней и творческие результаты. Поэтому в хореографический кол­лектив принимаются физически здоровые дети в возрасте от 5 до 16 лет, которые имеют данные, соответствующие для занятий: развитой музыкальный слух, чувство ритма и физические данный. Все они объ­единяются в 3 возрастные группы: младшую, среднюю и старшую. Занятия должны проводиться в специально оборудованном просто­рном зале, с деревянным не накрашенным полом, со специальными хореографическими станками и зеркалами. Руководитель и педагог — организатор должны приучать детей приходить на занятия в специальной форме (костюм, обувь).

Хореографический коллектив должен иметь конкретный план осуществления учебно-воспитательных задач, в котором указываются приемы и методы их осуществления, а также концертная деятельность.

В конце учебного года художественный руководитель, педаго­ги-хореографы, педагоги-организаторы по результатам исполнитель­ской деятельности намечают кандидатуры ребят для перевода в сле­дующую группу, согласуя их составы для участия в новых хореогра­фических постановках.

Главное стремление педагогов хореографического коллектива не замыкается на задачах освоения только хореографического искусства, а связывается с задачами духовного и физического развития детей и подростков, постигающего через искусство танца и музыку красоту окружающей действительности.

из клети в сетиИз клети в сети
Реабилитация для зэка
— это значит никогда не успокаиваться и не расслабляться...
истины своими словамиИстины своими словами
О друзьях и предателях, о тюрьмах и зонах, о добре, зле и вере в Бога...
усталые зэки Не злитесь на небо, усталые зэки
Сборник стихов, в основе которых — опыт современного арестанта.
фсин ФСИН: путь из сумрака
Уникальные факты и обстоятельства работы системы исполнения наказаний.