Старшая группа
В старшей групперазвитие творчества детей на основе обучения языку движений опирается на опыт, полученный ими в предыдущие два года. (Если работа по «Выразительному движению» начинается с детьми 4—5 лет, следует сначала освоить программу для младшей и средней групп и лишь после этого идти дальше.)
В парном образно-пластическом взаимодействии продолжается освоение способов передачи игрового конфликта — с удержанием «двойственной позиции» актера. Оно проходит на более сложном содержании, позволяющем разыгрывать более интересные, динамичные и развернутые сюжеты.
Такие разыгрывания требуют от ребенка умения понимать партнера (без слов), реагировать на его импровизационно-ролевые действия, не нарушая обшей сюжетной канвы и не уходя от собственной роли. Вот почему детям предлагаются задания, направленные на развитие взаимопонимания. Одна из разновидностей таких заданий — освоение приемов «сценической иллюзии», требующих от партнеров точного согласования движений. Например, «Бабка катает колобок»: дети не прикасаются друг к другу, но соотнесенность их действий создает впечатление, будто один из них действительно вращает на полу округлый предмет. Знакомство с подобными специфически сценическими приемами помогает развивать не только взаимопонимание, но и воображение, расширяет арсенал выразительных средств, которыми дети могут воспользоваться в собственном творчестве.
Новым в старшей группе становится освоение способов образно-пластического взаимодействия трех персонажей в единой игровой ситуации. Этому уделяется особое внимание на протяжении всего года. Преимущественно детям предлагаются ситуации, где два персонажа взаимодействуют между собой, а третий за ними наблюдает (для него взаимодействие с двумя другими участниками — не прямое). Сложность в том, чтобы не просто смотреть на происходящее, но и «сыграть», как персонаж относится к тому, что видит: сопереживает, или делает вид, что не замечает, или старается не обнаружить своего присутствия и т. п. Кроме того, появление третьего персонажа может изменить позиции действующих лиц: тот, кто был нападающим (кошка крадется к птичке), сам подвергается угрозе нападения (с появлением волка), а избежав опасности (забравшись на дерево), остается сторонним, но активным наблюдателем дальнейших событий. Подобные перемены в поведении персонажа дают богатый материал для представления его образа — и во внешнем, двигательном, воплощении, и во внутреннем плане, т. е. воображении.
Это направление теснейшим образом связано со вторым главным направлением работы — развитием способности к образному перевоплощению.
Перевоплощение, или «вживание», в образ требует, чтобы ребенок-«артист» представил его как можно более полно, конкретно и подробно: каков характер персонажа, что и как он делает, как двигается, как реагирует на действия других персонажей, каково его сиюминутное настроение, как оно меняется и почему и т. п. В связи с этим при пластическом воплощении образа используется детализация, которая в старшей группе становится центральным моментом методики и понимается как принцип непрерывного «проживания» игрового образа. В течение года осваиваются разные ее способы.
Во-первых, осваиваются способы, передающие процесс «превращения» как видоизменение внешнего облика персонажа, промежуточного «перехода» из одного состояния в другое, например: цветы вырастают — увядают — оживают. Задание выстроено как целостная ситуация, в которой обыгрываются не только опорные состояния образа («выросли», «завяли», «ожили»), но и их причины. Тем самым создаются условия, необходимые для того, чтобы дети могли прожить образ как единый непрерывный процесс трансформации. Однако, чтобы это произошло, от детей требуется наполнить схему развития образа деталями. Точнее говоря, имеет место взаимообусловленность: детализация образа помогает «прожить» его, а «проживание» активизирует фантазию к поиску, придумыванию новых деталей.
Другой вид заданий на детализацию — воплощение образов фантастических существ. Детям предлагается передавать необычную пластику и необычные («волшебные») действия этих персонажей, искать конкретные детали, чтобы воплотить их в движении подробно и выразительно. Необычность этих персонажей дает простор для фантазии — придумывания разных вариантов воплощения их образов в движениях.
Этапы освоения способов образно-пластического взаимодействия и перевоплощения определяются последовательностью работы над отдельными эпизодами игрового сюжета. Сначала вдет работа над эпизодами сказки «Колобок», потом — над фрагментами большей части сюжета «Петя и волк», в конце года осваиваются игровые задания по «волшебной» тематике.
В творческих заданиях дети могут показывать фрагменты образно-пластической импровизации, более или менее выразительно исполнять уже освоенные эпизоды сказок.