UA-11904844-8

Синхронное плавание. Парфенов В. А., Кононенко Ю. А.Синхронное плавание. Парфенов В. А., Кононенко Ю. А., Киев, «Здоров'я», 1979. - 104 с.

В книге доктора педагогических наук, ректора Киевского института физкультуры В. А. Парфенова и препо­давателя кафедры плавания Ю. А. Кононенко рас­смотрены роль и значение синхронного плавания как действенного способа пропаганды водного спорта, приведен анализ всех его видов, представ­лена методика обучения.

Большое внимание уделе­но вопросам организации обучения и тренировки, а также соревнований и показательных выступле­ний. Рассчитана на преподавателей, тренеров, ин­структоров, спортсменов.

Музыкальное сопровождение

В синхронном плавании, как и в балете, художествен­ной гимнастике, фигурном катании на коньках, от выбора музыки во многом зависит успешность выполнения ком­позиции. Если музыка является просто аккомпанементом, своеобразным фоном для выступления, то чаще всего ис­пользуют популярные мелодии, песни, джазовые компо­зиции.

Нередко в качестве музыкального сопровождения ис­пользуют серьезные музыкальные формы — для того, чтобы средствами хореографии на воде раскрыть тему, образы, затронутые в музыке. Это могут быть самостоя­тельные музыкальные произведения, музыка к балету, фрагменты из оперных произведений и т. д.

Следует иметь в виду, что по такому пути могут идти уже достаточно опытные фигуристки или коллективы, способные понять и верно интерпретировать эти произ­ведения.

Однако во всех случаях музыка должна быть ритмич­ной, с четко выраженными музыкальными акцентами.


Выбор музыки

Создавая композицию на современные или класси­ческие сюжеты, руководитель, как правило, использует затруднение из-за огромного количества музыкальных произведений, которые можно использовать в качестве аккомпанемента.

Но, остановившись на каком-нибудь из них, он уже мысленно представляет себе особенности ри­сунка на воде в соответствии с избранным музыкальным произведением, характер и форму связок, способы перестроения, соответствие костюмов и различные нюансы в выбранном музыкальном произведении и в средствах хореографии.

Для того чтобы фигуристкам были доступны понятия предлагаемого музыкального произведения, необходимо провести несколько занятий, посвященных основам му­зыкальной подготовки.

Ученики должны знать основные музыкальные поня­тия и термины — такт, ритм, тональность, размер, акцент, тему произведения и др.

После того, как аккомпанемент будет выбран окон­чательно, приступают к углубленной работе над ним. Распределяются роли каждой участницы композиции, и все вместе начинают многократное прослушивание раз­учиваемого музыкального произведения. При этом вы­полняют хронометраж произведения в целом, а также отдельных музыкальных фраз. Обращается внимание на размер и акценты.

После анализа музыкального произведения приступают к следующему этапу — разучиванию композиции на суше. Во время прослушивания нужно предложить учащимся (в качестве самопроверки) определить самим и обозначать хлопком или ударом по предмету размеры произведения, длительность такта, музыкальной фразы и т. д.

Затем на суше выполняются под музыку отдельные части, связки и вся композиция в целом. В воде сначала разучивают отдельные элементы и движения, добиваясь синхронности их выполнения.

Фрагменты композиции можно выполнять в различ­ных построениях, вначале по свистку или по команде лучшей спортсменки, затем под музыкальную фразу, рас­членяя ее на такты.

Лишь после того, как основные движения будут от­лично усвоены, их выполняют уже в виде связок, также сначала под счет, а затем — в соответствии с намечен­ными музыкальными фразами.

Потом переходят к закреплению связок.

После усвоения предложенного материала комбинация исполняется полностью. При этом также проводится хронометраж аккомпанемента. Сравнивают время вы­полнения композиции в воде со временем, которое было определено первоначально, и, учитывая то, что в воде движения выполняются медленнее, чем на суше, прово­дят соответствующую коррекцию.


Обучение основам плавания под музыку

В начальных стадиях обучения для всех способов ре­комендуется использовать музыкальное сопровождение в темпе вальса. Следует отметить, что при выполнении упражнения в размере 3/4 в темпе вальса, ударной является первая доля каждого такта. На первый счет (самую сильную долю такта) должен приходиться акцент гребка.

При плавании кролем в темпе вальса (а это пример­но 40 тактов в минуту) на каждый такт выполняется один гребок рукой и три движения ногами. Другими сло­вами, полный цикл движений руками и ногами выпол­няется на два такта. Так же осуществляются движения и при плавании на спине. В брассе акцент в движениях руками приходится на ударную долю первого такта, а в движениях ногами—на ударную долю во втором такте.

При плавании под музыку кролем и на спине можно предложить следующие несложные упражнения.

На счет «1» выполняется гребок левой рукой, «2»— гребок правой, «3»—гребок левой, «4»—с гребком пра­вой рукой через левый бок выходят в положение «на спи­не, левая рука вверху». Далее за счет «1» — гребок левой, «2»— гребок правой, «3»—гребок левой, «4»—перево­рачиваются на грудь и продолжают упражнение.

Поскольку в вальсе каждый такт выполняется на три счета, то при гребке руками можно подсчитывать: гребок левой — 1, 2, 3; гребок правой — 2, 2, 3; гребок левой — 3, 2, 3 и т. д.

Преподаватель должен помогать своим ученикам, обо­значая счет хлопком, ударом по какому-либо предмету или свистком на сильную долю каждого такта.

Синхронное плавание. Парфенов В. А., Кононенко Ю. А., Киев, «Здоров'я», 1979. - 104 с. С. 84-86.